Найти в Дзене

Dendy - играют все: Galaxian, Galaga & Gaplus

Сегодня хочется мне снова поговорить про игры для "Денди". Если пропустили, то вот тут у меня целая подборка таких статей есть: А сейчас давайте-ка вспомним три игры-"родственницы", две из которых нередко встречались на картриджах "Много игр в 1", идущих в комплекте с приставкой, потому сложно себе представить обладателя Dendy или иного клона NES / Famicom, не игрывавшего в Galaxian и Galaga... А вот третья "сестричка", Gaplus, подобную известность не обрела, но и о ней мы тоже пообщаемся. Итак... Galaxian не появилась из ниоткуда: годом ранее, в 1978-м, компания Taito Corporation разработала игру Space Invaders ("Космические захватчики"). Игрушка предназначалась для аркадных автоматов и стала настоящим хитом среди любителей развлечься. Если включить игру, картина, в принципе, будет знакомая: внизу экрана вправо-влево передвигается ваш корабль, который должен расстрелять инопланетян, выстроившихся перед ним рядами. Из непривычного только несколько бункеров (на скриншоте ниже они красн
Оглавление

Сегодня хочется мне снова поговорить про игры для "Денди". Если пропустили, то вот тут у меня целая подборка таких статей есть:

Dendy - играют все | Любопытная Варвара | Дзен

А сейчас давайте-ка вспомним три игры-"родственницы", две из которых нередко встречались на картриджах "Много игр в 1", идущих в комплекте с приставкой, потому сложно себе представить обладателя Dendy или иного клона NES / Famicom, не игрывавшего в Galaxian и Galaga...

А вот третья "сестричка", Gaplus, подобную известность не обрела, но и о ней мы тоже пообщаемся.

Итак...

Логотип игры Galaxian
Логотип игры Galaxian

GALAXIAN

Что за игра?

  • Название: Galaxian ("Галаксианин").
  • Дата выпуска: 1979 год (аркадная версия), 1984 год (версия для NES).
  • Количество уровней: .
  • Число игроков: 1-2.
  • Издатель: Namco.
  • Жанр: Shoot 'em up / стрелялка.

Galaxian не появилась из ниоткуда: годом ранее, в 1978-м, компания Taito Corporation разработала игру Space Invaders ("Космические захватчики"). Игрушка предназначалась для аркадных автоматов и стала настоящим хитом среди любителей развлечься.

Если включить игру, картина, в принципе, будет знакомая: внизу экрана вправо-влево передвигается ваш корабль, который должен расстрелять инопланетян, выстроившихся перед ним рядами. Из непривычного только несколько бункеров (на скриншоте ниже они красного цвета), помогающих вашему кораблю спрятаться от врагов. Бункеры эти выстрелами постепенно разрушаете как лично вы, так и ваши противники.

Компания Namco, на волне успеха Space Invaders, решила быстренько собрать сливочки и разработать игру-конкурента, взяв из "Космических захватчиков" всё самое лучшее, избавившись от недостатков и придумав новые, "вкусненькие" фишки. Вот так в октябре 1979-го на игровых автоматах появилась Galaxian ("Галаксианин"). Через 5 лет обладатели приставок NES / Famicom смогли поиграть в это дело и дома.

Galaxian, кстати, позиционируется как первая цветная игра для аркадных автоматов. Как я понимаю, тут небольшое лукавство. Galaxian стала не просто "цветной" - таких уже была масса, а многоцветной - причём, разными цветами были окрашены не отдельные объекты, как на моём скриншоте Space Invaders, а каждый конкретный объект стал многоцветным (скажем, корабль игрока бело-голубо-красный). В общем, RGB-модель используется.

Заставка игры Galaxian (скриншот)
Заставка игры Galaxian (скриншот)

Сюжет игры и дизайн поля

Игрушка, напоминаю, изначально аркадная, предназначенная для автоматов. А это значит, что сюжет у неё отсутствует. Имеется задача, чётко сформулированная на стартовом экране: "Мы галаксиане / Миссия: уничтожить пришельцев". Ясно и понятно, да?

Всё происходит на чарующем звёздном фоне, который прокручивается, создавая эффект движения (а уж для тех, кто наслаждался "Галаксианином" в конце 70-х, картина была вообще сногсшибательной).

В нижней части экрана - ваш корабль по имени Galaxip ("Галаксип"). Вы можете двигаться только вправо или влево (в смысле, вперёд-назад шевелиться нет возможности).

В верхней части игрового пространства - выстроившиеся в ряды корабли пришельцев-врагов. В начале уровня они уже находятся на своих позициях.

Дизайн летающих аппаратов пришельцев насекомоподобный. Это решение, как минимум, придаёт общей картине динамичности, ибо враги не просто "висят" в пространстве, но и гордо размахивают крыльями.

Над строем врагов - два красавца-флагмана ярко-оранжевого цвета. Мы называли их "орлами" (ну, похожи ведь), а в реальности такой именуется Galboss ("Галбосс").

Galaxian: начало уровня, все выстроились в ряды (скриншот)
Galaxian: начало уровня, все выстроились в ряды (скриншот)

Игровой процесс

В Galaxian можно играть вдвоём, но не совместно, а по очереди. Умер один - свою игру начинает другой.

Всё легко и просто: противники всем скопом чуточку движутся вправо-влево, а вы их расстреливаете. Временами среди врагов обнаруживаются камикадзе (вот это - изобретение разработчиков "Галаксиан", в "Космических захватчиках" такого не было): по одному или сразу троицей (возглавляемой флагманом) редиски срываются вниз, стараясь расстрелять ваш корабль или врезаться в него.

Если вы в них не попадаете, камикадзе скрываются за нижней границей экрана, вылетают сверху и занимают свои прежние места. (А вот для вашего корабля экран не круговой, и вы не появитесь справа, уйдя за левый край, как обещают некоторые сайты. Я проверила лично!)

Как только вы расстреляете всех противников, переходите на следующий уровень. Количество этих уровней бесконечное.

Galaxian: бей врагов (скриншот)
Galaxian: бей врагов (скриншот)

Но есть огромная сложность: на экране может присутствовать единовременно только один ваш снаряд (это техническое ограничение, которое разработчики на тот момент не смогли побороть). Иными словами, вот вы выстрелили - и пока снаряд не достигнет цели (в смысле, не попадёт во врага) или не скроется за верхней границей экрана в случае промаха (то бишь, так или иначе не перестанет на экране отображаться), выпустить следующий патрон вы не сможете.

Соответственно, кнопка "Турбо" не функционирует - нажимать надо на стандартную кнопку выстрела.

Неудобно, да. Зато тактическое мышление развивается: в кого бы выстрелить, чтобы следующий заряд был готов побыстрее?

Galaxian: обложка картриджа
Galaxian: обложка картриджа

А теперь берёмся за штурвал нашего "Галаксипа" и переносимся на два года вперёд. И нас уже ждёт...

Логотип игры Galaga
Логотип игры Galaga

GALAGA

Что за игра?

  • Название: Galaga ("Галага").
  • Дата выпуска: 1981 год (аркадная версия), 1985 год (версия для NES).
  • Количество уровней: .
  • Число игроков: 1-2.
  • Издатель: Namco.
  • Жанр: Shoot 'em up / стрелялка.

В июне 1981 года всё та же Namco выпускает продолжение игры Galaxian, которое получает название Galaga. Главной своей задачей разработчики (ну, или, по крайней мере, одной из них) считали изобретение новых, интересных фишек при стопроцентном сохранении игрового баланса. И надо сказать, у них всё получилось!

Заставка игры Galaga (скриншот)
Заставка игры Galaga (скриншот)

Сюжет игры и дизайн поля

Надо сказать, что, в принципе, внешне Galaga от Galaxian отличается мало. Точно так же по нижней части экрана вправо-влево двигается ваш корабль, над ним - ряды насекомовидных кораблей противника, и их необходимо расстрелять.

Да, персонажи более проработаны и детализированы, их расцветка ярче и разнообразней. Но опознаётся знакомая картина влёгкую.

Роль флагманов здесь выполняют четыре "Босса Галаги" (Boss Galaga), размещающихся в верхнем ряду строя врагов.

Galaga: все выстроились в ряды (скриншот)
Galaga: все выстроились в ряды (скриншот)

Игровой процесс

Первое отличие "Галаги" от "Галаксиан" - тот факт, что соперники не выстроены в стройные ряды в начале уровней, а прилетают и занимают полагающиеся им места. В момент вылета вы уже можете стрелять в противников - но и они могут как вести ответный огонь, так и пикировать на вас.

Прилетели все враги - выстроились и давай портить вам жизнь. Стреляют, опять же пикируют с высоты (и, если вы их не убьёте при этом, спрячутся за нижней кромкой экрана, вылетят сверху и продолжат бой)...

Это всё знакомые моменты. Но есть и новости.

Galaga: игровой процесс (скриншот)
Galaga: игровой процесс (скриншот)

Теперь стреляйте сколько угодно: кнопка Turbo действует, ведите огонь очередями, пока не останетесь на экране в гордом одиночестве. :)

И нужно ещё поближе познакомиться с "Боссами Галаги". Они - ребята опасные.

Смотрите: когда такой босс пикирует на вас не в компании "вассалов", а единолично, он попробует захватить ваш корабль при помощи притягивающего луча (разработчик Сигэру Йокояма вдохновлялся недавно просмотренным фильмом, в котором подобную картину увидел).

Galaga: босс пытается захватить ваш корабль (скриншот)
Galaga: босс пытается захватить ваш корабль (скриншот)

Если фокус удастся, вы теряете жизнь, а захваченный корабль присоединяется к эскадре противника и начинает борьбу против вас.

В некоторых источниках пишут, что можно сделать так, чтобы захваченный корабль сражался на вашей стороне (то бишь, у вас будет аж два корабля). Для этого нужно застрелить утаскивающего ваш летательный аппарат босса, пока он не занял своё место.

Однако это просто невозможно технически: пока ваш корабль тащат в стан врага, вам стрелять банально нечем.

Но вот такой "двойной истребитель" подаётся как уникальная особенность и инновационное решение "Галаги". Если кто-то вдруг обнаружит, какие образом можно подобного эффекта добиться (хотя повторюсь: я уверена, что это невозможно), пишите в комментариях.

Ах да, вот ещё что: на босса требуется целых два выстрела. Но вы даже не заметите эту его особенность, ибо, я уверена, будете стрелять при помощи кнопки "Турбо", и два выстрела сольются в один.

И последнее. В игре имеются бонусные уровни (под номером 3 - а потом каждый четвёртый). Возникли они из-за ошибки разработчиков, которые внезапно обнаружили, что враги просто летают по экрану, не нападая на корабль игрока.

Глюк был исправлен, но он так полюбился Сигэру Йокояме, что он предложил добавить уровни-бонусы. Тут надо просто стрелять в соперников и зарабатывать дополнительные очки, более никакой пользы вы не получите.

Galaga: бонусный уровень (скриншот)
Galaga: бонусный уровень (скриншот)

Galaga стала невероятно популярной, ибо вобрала все плюсы игры-предшественницы, избавилась от её косяков (например, возможности стрелять только одиночными) и приобрела дополнительные ништячные особенности.

Говорят, что, хотя уровни в "Галаге", по факту, бесконечные (никакой точки в игре нет), после уровня 255 наступит уровень под номером 0 - а потом, заново, 1, 2, 3 и т.п. Восьмиразрядные системы иначе не умеют, мол.

Вот этот факт не проверяла. Если вам хватит терпения - поделитесь результатом, ладно? :)

Galaga: обложка картриджа
Galaga: обложка картриджа

Ну что, занимаем своё капитанское место и перелетаем ещё на три года вперёд...

Логотип игры Gaplus
Логотип игры Gaplus

GAPLUS

Что за игра?

  • Название: Gaplus ("Гаплюс").
  • Дата выпуска: 1984 год (аркадная версия), 2020 год (версия для NES).
  • Количество уровней: .
  • Число игроков: 1-2.
  • Издатель: Namco.
  • Жанр: Shoot 'em up / стрелялка.

А вот и третья игра серии - куда менее известная (ибо и "Галаги" нормальным людям хватало), но ещё более продвинутая и замороченная. Знакомьтесь: Gaplus (в США выходившая под названием Galaga 3, где номер 3 обозначает место во всей серии в целом).

Интересно, что, не получив столь мощной популярности, как Galaga (о причинах - ниже), игра в своё время не переиздавалась для NES (потому мы в детстве и не имели возможности играть в неё на "Денди"). А вот в 2020-м "Гаплюс" вошла в коллекцию ретроигр Namco Museum Archives, впервые представ в восьмибитной версии. И сегодня картридж с Gaplus можно без проблем приобрести даже на одном из отечественных маркетплейсов (ну, или скачать для эмулятора, как это сделала я).

Заставка игры Gaplus (скриншот)
Заставка игры Gaplus (скриншот)

Сюжет игры и дизайн поля

Вот тут нам точно всё уже родное. Да, графика и цвета снова проапгрейдились. Но в остальном - никаких сюрпризов.

Как и в "Галаге", противники вылетают из-за границ экрана, выстраиваются - и вредят.

Gaplus: все выстроились в ряды (скриншот)
Gaplus: все выстроились в ряды (скриншот)

Имеются в "Гаплюсе" и бонусные уровни - третий, а потом каждый четвёртый.

Единственная разница - уровни тут называются "парсеками". Но это мы переживём. :)

Игровой процесс

Ключевых отличий от игр-предшественниц - два. О первом мало кто (привыкнув "резаться" в "Галаксиан" и "Галагу") и подозревает, ибо в голову не приходит пробовать: теперь ваш корабль может перемещаться не только влево-вправо, но и вперёд-назад (чуть меньше, чем на пол-экрана вверх продвинуться можно).

Нововведение это приятное, но, как по мне, почти бесполезное: даже для уклонения от выстрелов врага мне не было удобно никак иначе, нежели в стороны, убегать.

Второй момент милее: теперь не противник может захватить ваш корабль, а вы его поймать имеете возможность.

Если вы внимательно рассмотрите скриншот выше, обнаружите над вражескими кораблями крылья, аналогичные тем, что на вашем корабле. Выстрелив в них, вы активируете свой притягивающий луч и сможете взять в плен сразу несколько летающих тарелок противника, которые перейдут на вашу сторону.

Gaplus: притягивающий луч в действии (скриншот)
Gaplus: притягивающий луч в действии (скриншот)

Если попадут в кого-то из новых помощников, он лично погибает, а остальные продолжают бой. Если же поражён ваш корабль, сразу теряется одна жизнь (равно как и все благоприобретённые приспешники).

Gaplus: вы и три "пленённых корабля" против всех (скриншот)
Gaplus: вы и три "пленённых корабля" против всех (скриншот)

Так почему же Gaplus, такой крутой и красивый, не приобрёл гремящую популярность? Всё просто: тут нет главного богатства "Галаги", продуманного игрового баланса.

Уже четвёртый уровень становится почти непроходимым: противники ускоряются настолько, что даже уследить за ними, а не просто продумать тактику, становится сложновато. И если, играя в "Галагу", вы плывёте на волнах стрелялки и постигаете дзен, то "Гаплюс" заставляет вас психовать и выключать игру после нескольких минут попыток покорить её.

Gaplus: обложка картриджа
Gaplus: обложка картриджа

Заключение

В общем, мы наблюдаем редкую ситуацию, когда вторая часть чего-либо оказывается лучше, чем первая. И, да, Galaga определённо и по всем параметрам превосходит Galaxian.

А вот на разработку Gaplus можно было и не тратить время и силы. Не получилось. Не срослось. Ну, именно поэтому сегодня "Гаплюс" - скорей, музейный экспонат, а не реальная игра. О ней интересней узнавать, нежели погружаться в процесс и тыкать в кнопки джойстика.

Ну, главное - что у нас есть "Галага"! И лично я ещё не единожды в неё радостно поиграю тёмными зимними вечерами. :)

Бонус для тех, кто хочет внимательно рассмотреть, как отличается графика всех трёх частей:

Слева - Galaxian, в центре - Galaga, справа - Gaplus (скриншоты)
Слева - Galaxian, в центре - Galaga, справа - Gaplus (скриншоты)

И не забывайте в комментариях оставлять свои пожелания, о какой игре рассказать в одной из следующих статей. Ну, какие идеи? :)