Найти в Дзене
DEMIDOV

Как некогда передовые танкеры стали причиной крупной экологической катастрофы современности?

Инновационные суда своего времени, танкеры «Волгонефть», некогда считались революционными и лидерами безопасности нефтеперевозок. Однако это было давно, а старенькие танкера все еще продолжают выполнять свои функции даже сегодня. И только трагедия заставила взглянуть на «старичков» и вспомнить их историю. Как такие суда могли стать причиной крупнейшей экологической катастрофы в Черном море за все время? И что (или кто) виновен в произошедшем? В 50-х годах прошлого столетия стали разрабатывать, а позже выпускать революционные суда с двойным дном и двойными бортами для перевозки нефтепродуктов. Двойные стенки снижали риск попадания в море нефтепродуктов при небольших пробоинах. Еще особенностью судов проектов 550, 558,1577 и 630 является их способность курсировать как по рекам, так и в морях. Танкеры способны перевозить груз в три раза больше своего собственного веса. Так одно судно вмещает около 5 тысяч тонн углеводородов. Благодаря безопасности, больших объемов грузоперевозок эти танке
Оглавление

Инновационные суда своего времени, танкеры «Волгонефть», некогда считались революционными и лидерами безопасности нефтеперевозок. Однако это было давно, а старенькие танкера все еще продолжают выполнять свои функции даже сегодня. И только трагедия заставила взглянуть на «старичков» и вспомнить их историю. Как такие суда могли стать причиной крупнейшей экологической катастрофы в Черном море за все время? И что (или кто) виновен в произошедшем?

«Волгонефть» - целая эпоха истории отечественного судостроения и судоходства

В 50-х годах прошлого столетия стали разрабатывать, а позже выпускать революционные суда с двойным дном и двойными бортами для перевозки нефтепродуктов. Двойные стенки снижали риск попадания в море нефтепродуктов при небольших пробоинах. Еще особенностью судов проектов 550, 558,1577 и 630 является их способность курсировать как по рекам, так и в морях. Танкеры способны перевозить груз в три раза больше своего собственного веса. Так одно судно вмещает около 5 тысяч тонн углеводородов. Благодаря безопасности, больших объемов грузоперевозок эти танкеры стали самыми массовыми судами нефтеналивного флота на следующие 50-60 лет.

-2

Строили танкеры на совесть: при рекомендациях 10-20 лет эксплуатации, танкеры и 45-55 лет спустя все еще на службе. Солидный запас прочности не только позволил вывести суда в прибрежные морские районы, но и продлил их срок службы. Правда от былой «безопасности» уже мало что осталось. Время не щадит никого и даже такие мощные «старичков» приходят в негодность от коррозии, усталости металла и др.

Старение естественно не только для всего живого, но и для всего неживого. И все было бы нормально, если бы по истечению срока танкеры выводили из строя, заменяя на новые. Но, как оказалось, возможность обновить флот страна уже не имела. Выпуск новых судов уменьшался, а в конце 80-х практически остановился. Заменить старичков оказалось не кому. Поэтому вместо заслуженной отдыха имеющиеся танкеры отправлялись на судоремонтные заводы, где им «обнуляли» срок эксплуатации капитальным глубоким ремонтом.

-3

Не нарушали бы правила эксплуатации…

Танкеры «Волгонефть» предназначены для эксплуатации в условиях волнения высотой не более 2х метров. По испытаниям 1963 года они способны выдержать средний шторм с высотой волны 3 метра.

То есть, выводить суда в море в сильный шторм с высотой волн 6-9 метров точно не стоит! И тут речь не только про «старичков», отработавших по 50 лет, а про все суда, которые рассчитаны только на спокойную погоду.

-4

К тому же можно было бы вынести урок, со случая 2007 года, когда другой танкер «Волгонефть» переломился стоя на якоре. Тогда был шторм с высотой волны 4 метра и в море утекло около 2 тысяч тонн нефтепродуктов.

Кстати, после ликвидаций аварии 2007 года ущерб оценили в 29 млрд рублей. Виновных тогда не выявили и выплачивать ущерб оказалось не кому. Надеемся, что история не повторится и в этот раз виновных накажут. И речь не про капитанов судов, которых сейчас пытаются сделать крайними, а про компании-судовладельцев.
Другой танкер «Волгонефть», который также стал причиной разлива нефтепродуктов в 1999 году
Другой танкер «Волгонефть», который также стал причиной разлива нефтепродуктов в 1999 году

Получается, если не нарушались бы правила эксплуатации, то аварий могло бы и не быть. И «старички» тихо себе перевозили бы «черное золото» дальше. Сколько лет еще могли бы прослужить эти танкеры?

Поэтому говорить о том, что танкеры «Волгонефть» - «ржавые посудины» не стоит (хоть они такими и являются спустя пол века эксплуатации). А стоит лучше задуматься о том, к чему приводит человеческая жадность и недальновидность. А суда «Волгонефть» достойно прослужили огромнейший для них срок. Их просто необходимо отправить на заслуженную «пенсию».

-6

Примерно 5 лет назад уже поднимался вопрос о том, что необходима перегрузка нефтепродуктов перед транспортировкой в море. Ведь «Вольгонефть» больше относятся к речному судоходству, чем к морскому. Но по «ковидным» и иным причинам этот вопрос ушел на дальний план. Возможно, в свете последних событий, этот вопрос поднимут снова.

-7

Тем временем тысячи волонтеров борются с последствиями разлива нефтепродуктов на черноморском побережье. Низкий им поклон!

-8