Лечение антидепрессантами, в первую очередь, селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС) или ингибиторами обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН) – это широко распространенная клиническая практика.
Так например, в Великобритании их использование с 2000 по 2017 год выросло на 170%; примерно 16% взрослых получили антидепрессанты в 2017 году (DHSC, 2018).
Количество индивидуальных ежегодных рецептов в том же 2017 году, превысило 65 миллионов (NHS Digital, 2017).
Около половины пациентов (8% населения Великобритании) принимают антидепрессанты более двух лет подряд (Johnson et al., 2012).
В США, примерно 18 миллионов человек (7% населения) принимали их не менее 5 лет (Mojtabai & Olfson, 2014).
Средняя продолжительность приема антидепрессантов увеличилась более чем вдвое с середины 2000-х годов как в Великобритании (NHS Digital, 2017), так и в США (Mojtabai & Olfson, 2014).
Считается, что более половины (56%) лиц принимающих антидепрессанты переживают синдром отмены, причем большинство из них описывают свой синдром отмены как умеренный, а почти половина (46%) — как тяжелый.
Симптомы прекращения лечения могут быть чрезвычайно разнообразны и могут вводить в заблуждение как самого пациента так и специалиста, который назначил лечение.
Синдром отмены антидепрессантов группы СИОЗС и СИОЗСН может включать гриппоподобное состояние, головокружение, дрожь, усталость, беспокойство, приступы плача, эмоциональную лабильность, снижение настроения, ощущение удара электрическим током в голове, а в редких случаях суицидальность, маниакальность и агрессивность.
«Маниакальные» или «гипоманиакальные» реакции отмены ошибочно трактуются как начало биполярного расстройства или как ошибка в первоначальном диагнозе (клинической депрессии).
В большинстве случаев, вероятно, данные симптомы проходят в течение нескольких дней (1-2 недель, причём самостоятельно и без всякого лечения), но иногда могут сохраняться в течение нескольких месяцев или даже лет.
Не все специалисты согласны с тем, что антидепрессанты вызывают именно «синдром отмены» (что сближает их с наркотиками), и иногда используют более мягкий термин «синдром прекращения лечения».
Ещё одна трудность заключается в том, как отличить синдром отмены препарата от рецидива депрессии.
Врачи опасаясь ухудшения состояния (особенно если отмена проживается тяжело) в большинстве случаев советуют своим пациентам возобновить медикаментозное лечение, исходя из логики, что препарат необходим для предотвращения рецидива депрессии.
Для дифференциальной диагностики может быть полезным использование следующего клинического наблюдения: если это «отмена» – то обычно её симптомы появляются достаточно быстро, в течение нескольких дней после прекращения приема лекарства и столь же быстро проходит, если препарат вновь начинают принимать.
Тогда как напротив, рецидив депрессии крайне редко встречается в первые недели после прекращения лечения антидепрессантами (Anon, 1999).
Данное правило не распространяется например, на флуоксетин (Прозак™) и некоторые другие лекарства, у которых есть:
1) активные метаболиты и/или
2) длительный период полувыведения (однако для флуоксетина острая «отмена», в целом, не характерна).
Помимо опасения относительно рецидива депрессии, примерно у 25% людей прекративших антидепрессивную терапию испытывают симптомы повышенной тревоги, которые продолжались в течение, как минимум трёх месяцев (RCPsych, 2012).
Это тоже нужно учитывать, так как в настоящее время антидепрессанты широко назначаются при проблемах, связанных с тревогой и социофобией.
Ещё одна сложность заключается в том, что некоторым пациентам необходимо постепенное снижение дозы ниже минимальной стандартной дозы, выпускаемой производителем (приходится делить таблетки, а иногда, чтобы получить самую небольшую дозу, даже использовать пилочки для ногтей).
Часть пациентов опасаются, что прекращение лечения автоматически приведет к развитию тревожного или дисфорического синдрома (но это не так).
Некоторые пациенты боятся жить без лекарств; они убедили себя, что у них нет иной возможности справиться с депрессией каким-либо другим, не фармакологическим способом.
Считается, что пациенты, которыми назначают СИОЗС с коротким периодом полувыведения и длительное время подвержены наибольшему риску появления симптомов отмены.
Также есть надёжные данные о том, что постепенное, литическое уменьшение дозы антидепрессантов может уменьшить тяжесть симптомов отмены по сравнению с резким, одномоментным прекращением лечения и не привести к рецидиву депрессии.
Ещё одна трудность (и путаница) состоит в том, что у значимого большинства (тоже около половины - 60%) пациентов, по-видимому, вообще не развивается каких-либо значимых симптомов отмены.
Люди в определенный момент жизни просто забывают принимать лекарства и потом вспомнив, не продолжают терапию.
Важный вопрос для любого клинициста заключается в том как помочь пациенту прекратить лечение (когда в нем нет необходимости), дабы не спровоцировать у него клинического ухудшения.
На всякий случай дисклеймер – это информация предназначена для медицинских работников. Она не призывает к отказу от лечения.
Назначения лекарств, равно как и их отмена должна происходить исключительно по согласованию с лечащим врачом.
© Автономов Денис, 2025
Написано по мотивам:
Davies J, Read J. A systematic review into the incidence, severity and duration of antidepressant withdrawal effects: Are
guidelines evidence-based? Addict Behav. 2019;97:111-121. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0306460318308347
Gøtzsche, Peter C. and Demasi, Maryanne. ‘Interventions to Help Patients Withdraw from Depression Drugs: A Systematic Review’. 1 Jan. 2024: 103-116.
https://content.iospress.com/articles/international-journal-of-risk-and-safety-in-medicine/jrs230011
#депрессия
#тревога
#синдром_отмены
#лекарства
#антидепрессанты