Найти в Дзене

Зачем обрезать частоты?

Врываемся в новый год со старой темой. Для старожилов это само-собой разумеющаяся штука, для новичков — не всегда. То-есть обрезать, конечно, правильно и все так делают, но вот "лично я" попробую свести так, чтобы ничего не вырезать и получить лучший звук. Перепридумаю систему, которая все равно будет звучать лучше, чем мои попытки ее нагнуть. Опять напишу по пунктам, ведь я знаю, как вы их любите😉 1) Резонансы. Самая важная, больная и главная часть. Бочка с басом забивают низ, фортепиано с гитарой — середину, а вокал и труба со скрипкой — верх. А потом мы удивляемся, почему звук такой вялый, бубнящий, гундосый и какой угодно, но только не "красивый". Если несколько частот (особенно нижние) резонируют вместе, то компрессор будет работать не так, как нам хочется. (хотя конкретно для нижних можно отсечь их обработку компрессором, что отдельная тема). И сам звук не будет контролируемым (потому что резонансы не постоянны и когда именно у тебя будет "заводиться" трек ты не предскажешь). Ре

Врываемся в новый год со старой темой. Для старожилов это само-собой разумеющаяся штука, для новичков — не всегда. То-есть обрезать, конечно, правильно и все так делают, но вот "лично я" попробую свести так, чтобы ничего не вырезать и получить лучший звук. Перепридумаю систему, которая все равно будет звучать лучше, чем мои попытки ее нагнуть.

Опять напишу по пунктам, ведь я знаю, как вы их любите😉

1) Резонансы. Самая важная, больная и главная часть. Бочка с басом забивают низ, фортепиано с гитарой — середину, а вокал и труба со скрипкой — верх. А потом мы удивляемся, почему звук такой вялый, бубнящий, гундосый и какой угодно, но только не "красивый". Если несколько частот (особенно нижние) резонируют вместе, то компрессор будет работать не так, как нам хочется. (хотя конкретно для нижних можно отсечь их обработку компрессором, что отдельная тема). И сам звук не будет контролируемым (потому что резонансы не постоянны и когда именно у тебя будет "заводиться" трек ты не предскажешь).

Решение — пользоваться эквалайзерами с анализаторами спектра (вроде FabFilter Pro-q), чтобы сразу видеть, какие частоты заводятся и подрезать их (например у бочки с басом лучше подрезать 50-8о Гц баса, но оставить их бочке, подрезав у нее уже 200-300 Гц, оставив их басу).

2) Работа с тембром. Думаю вы уже замечали, что если у электрогитары отрезать верх (от 8 кГц и выше, а то и от 6 кГц), то она начинает звучать приятней, теплей и вообще. Или вокал, у которого 1/1,5/2 кГц влияют на яркость и "пробив". Соответственно излишне зажатый и пробивной вокал можно сделать темплее, богаче и бархатистей если эти частоты прибрать. Nuff Said.

3) Разгребание места. Даже работая в стерео мы все еще строим звук в трехмерном пространстве. Это: панорама (право/лево), глубина (громче/тише) и высота (эквализация звука). Психологически мы все еще воспринимаем бочку, как что-то звучащее внизу (причем буквально физически внизу), вокал в середине и хай-хет со скрипкой сверху.

И чтобы у каждого инструмента было свое пространство, а в записи появился "воздух" и "дыхание" мы режем все ненужное. По аналогии с предыдущими двумя пунктами. Если у тебя не фанк, то басу вряд ли нужны частоты выше 700 Гц. А вокал только выиграет, если прибрать 80, 100 а иногда 150 и даже 250 Гц (в зависимости от насыщенности трека инструментами). Не зря в интернете есть таблицы частот каждого инструмента — так проще разгребать частотный мусор.

4) Так эквалайзер работает мягче. Да, в современной агрессивной музыке усиление частот необходимо для подчеркивания, добавления искажений. Но если хочется сделать более мягкий и бархатный (да, я люблю это слово, отстаньте) звук, то вместо усиления одной конкретной частоты (при условии, что инструмент записан классно) лучше уменьшить все остальные.

На 5 пунктов я не наскреб, но нам хватит и этого. Так что анализируйте и эквализируйте, потому что музыка глубже, чем кажется✌️

_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._

Telegram канал "Записки Аранжировщика"

Подкаст «Слышь!»