Найти в Дзене

Зимняя сказка: гиацинты к Рождеству

Рождество Христово – время чудес и волшебства, праздник, наполненный светом и радостью. В России его традиционно встречают дома, в кругу близких. И, конечно же, принято украшать свой дом к этому дню. Существует красивая легенда о том, что в день рождения Христа даже деревья пришли поклониться младенцу. Растения – прекрасные творения Божьи, они играют важную роль и в Священной истории. Церковное предание гласит, что, когда Иисус родился в Вифлееме, вся природа пробудилась – в Палестине зацвели сады и виноградники, появились весенние цветы.
В разных странах разные растения украшают эти праздничные дни. Для нас главным символом светлого дня сейчас является рождественская ель. Но в конце XIX века в России было принято «выгонять» к празднику белую сирень, ландыши, подснежники. И особой любовью пользовались гиацинты. Их тонкий аромат наполнял дома, смешиваясь с запахом хвои и праздничной выпечки. Нежные соцветия в сочетании с еловыми ветвями создавали поистине волшебную атмосферу. Сегодня я

Рождество Христово – время чудес и волшебства, праздник, наполненный светом и радостью. В России его традиционно встречают дома, в кругу близких. И, конечно же, принято украшать свой дом к этому дню.

Существует красивая легенда о том, что в день рождения Христа даже деревья пришли поклониться младенцу. Растения – прекрасные творения Божьи, они играют важную роль и в Священной истории. Церковное предание гласит, что, когда Иисус родился в Вифлееме, вся природа пробудилась – в Палестине зацвели сады и виноградники, появились весенние цветы.
В разных странах разные растения украшают эти праздничные дни. Для нас главным символом светлого дня сейчас является рождественская ель. Но в конце XIX века в России было принято «выгонять» к празднику белую сирень, ландыши, подснежники. И особой любовью пользовались гиацинты. Их тонкий аромат наполнял дома, смешиваясь с запахом хвои и праздничной выпечки. Нежные соцветия в сочетании с еловыми ветвями создавали поистине волшебную атмосферу.

Сегодня я предлагаю вам, словно в сказке про двенадцать месяцев, позволить Весне украсить наш светлый праздник картинами с гиацинтами.

Михаил Шемякин. Гиацинты у елки. 1916. Холст, масло. 177 х 102. Нижнетагильский Муниципальный Музей Изобразительных Искусств
Михаил Шемякин. Гиацинты у елки. 1916. Холст, масло. 177 х 102. Нижнетагильский Муниципальный Музей Изобразительных Искусств

Гиацинты были любимыми цветами художника Михаила Фёдоровича Шемякина (1875-1944). Не спутайте с Михаилом Михайловичем Шемякиным (р.1943). Михаил Фёдорович, внук фабриканта Алексея Абрикосова, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Валентин Серов и Константин Коровин. Поэтому неудивительно, что он стал ярким представителем русского импрессионизма. Художник был женат на Людмиле Ивановне Гржимали, чешке по происхождению, дочери известного скрипача и профессора Московской консерватории Ивана Войтеховича Гржимали. После свадьбы и до самой смерти Михаил Шемякин жил в квартире Гржимали в правом крыле Консерватории. По чешской традиции на Рождество было принято украшать дом гиацинтами. И художник часто писал их на фоне ёлки.
Интересно, что на картине
«Гиацинты у елки» можно увидеть плетеную корзинку, которую подарил Ивану Гржимали Лев Толстой.

Николай Гумилев
Вот гиацинты под блеском

Вот гиацинты под блеском
Электрического фонаря,
Под блеском белым и резким
Зажглись и стоят, горя.

И вот душа пошатнулась,
Словно с ангелом говоря,
Пошатнулась и вдруг качнулась
В сине-бархатные моря.

И верит, что выше свода
Небесного Божий свет,
И знает, что, где свобода
Без Бога, там света нет.
Когда и вы захотите
Узнать, в какие сады
Ее увел повелитель,
Создатель каждой звезды,
И как светлы лабиринты
В садах за Млечным Путем –
Смотрите на гиацинты
Под электрическим фонарем.
До 20 января 1921 года


Это стихотворение
Николая Степановича Гумилёва (1886-1921) обязательно цитируют в Музее русского импрессионизма, рассказывая про картину Михаила Шемякина из постоянной экспозиции – «Гиацинты ночью».
Художнику нравилось изображать гиацинты на разном фоне и при различном освещении. В этом натюрморте он эффектно подчеркнул красоту белоснежных цветов и зеленых листьев на фоне синих сумерек за окном.

Михаил Шемякин. Гиацинты ночью. 1912. Картон, масло. 93.5 х 71. Музей русского импрессионизма
Михаил Шемякин. Гиацинты ночью. 1912. Картон, масло. 93.5 х 71. Музей русского импрессионизма

Нетрудно узнать красивые соцветья гиацинтов в ещё одной работе художника – «Цветы».

Михаил Шемякин. Цветы. Конец 1910-х гг. Картон, масло
Михаил Шемякин. Цветы. Конец 1910-х гг. Картон, масло

И о том, что цветы не вечны и праздники тоже заканчиваются, напоминает нам ещё одна композиция Михаила Шемякина. В картине «Вянущие гиацинты» цветы начали терять свой торжественный вид.

Михаил Шемякин. Вянущие гиацинты. 1910. Картон, масло. 90 х 70. Тульский областной художественный музей
Михаил Шемякин. Вянущие гиацинты. 1910. Картон, масло. 90 х 70. Тульский областной художественный музей

А созвучным этой работе представляется стихотворение Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937-2010):

Белла Ахмадулина
Озябший гиацинт

Подворья праздник пьян и голосист.
Предзнаньем или знаньем разум занят?
Мне поднесён озябший гиацинт,
Согреть у сердца? Но и сердце зябнет.
Горшок с цветком вселился во чертог,
столь пасмурный, что и несхож с жилищем.
О чём гадать в Крещенский вечерок?
Его тепло посмею ль счесть излишним?
Возьму зимы поблажку и отдам
озябшему в предсмертье гиацинту.
2008


Но не только в католической традиции было выращивать гиацинты к Рождеству. Эти чудесные цветы на фоне ели мы найдем и в нежной акварели
Великой княгини Ольги Александровны Романовой «Новогодние гиацинты». Младшая дочь российского императора Александра III с детства любила рисовать, и это умение после помогало ей зарабатывать на чужбине.

Великая княгиня Ольга Александровна Романова. Новогодние гиацинты. 1934
Великая княгиня Ольга Александровна Романова. Новогодние гиацинты. 1934

Гиацинты часто встречаются среди рождественских украшений в работах Великой княгини.

Великая княгиня Ольга Александровна Романова. Рождественская ёлка. Частное собрание
Великая княгиня Ольга Александровна Романова. Рождественская ёлка. Частное собрание
Великая княгиня Ольга Александровна Романова. Рождественский натюрморт (Рождественская ёлка с датскими флагами)
Великая княгиня Ольга Александровна Романова. Рождественский натюрморт (Рождественская ёлка с датскими флагами)

И очень красивое стихотворение посвятила зимнему гиацинту наша современница – поэт Алла Мироненко:

Алла Мироненко
Зимний гиацинт

На окне гиацинт заневестился.
Минус двадцать. Бушует метель.
А он пахнет по-вешнему весело,
Будто в зиму ворвался апрель:
И взорвал вечеров увядание
Гололёд, ледяные дожди
И ненужные с кем-то свидания,
На которые важно идти.
И уже не по-зимнему хочется
Сбросить шубу, пойти на бульвар.
Чтоб с весенней застенчивой почестью
Ветер кудри мои целовал!
Пусть зима за окном возмущается,
Засекая колючей крупой.
Удивительно мир изменяется,
Где расцвёл гиацинт голубой!

© Copyright: Алла Мироненко, 2011

А вот ещё одна картина с гиацинтами и крокусами в коробке, очень похожей на ту, что подарил Лев Толстой семье музыканта. И это не случайность. Ведь автор этой небольшой картины «Гиацинты и крокусы» графиня София Андреевна Толстая (1844-1919), супруга знаменитого писателя.

София Толстая. Гиацинты и крокусы. 1905. Холст на картоне, масло. 22,5 х 26. Музей-усадьба Ясная Поляна, Тульская область
София Толстая. Гиацинты и крокусы. 1905. Холст на картоне, масло. 22,5 х 26. Музей-усадьба Ясная Поляна, Тульская область

И такие у неё гиацинты получились кудрявые, что невольно вспомнились строки Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншин, 1820-1892), из перевода стихов иранского поэта Хафизо Шамсиддино Ширази:

Афанасий Фет
Гиацинт своих кудрей (из цикла «Из Гафиза»)

Гиацинт своих кудрей
За колечком вил колечко,
Но шепнул ему зефир
О твоих кудрях словечко.
1859


Мария Васильевна Якунчикова
, в замужестве Вебер (1870-1902) тоже запечатлела в своем небольшом этюде «Гиацинты в вазах» луковицы распускающихся цветов. Младшая сестра Натальи Поленовой, жены Василия Поленова, часто бывала в их доме на рисовальных вечерах, но по состоянию здоровья в 1889 году была вынуждена уехать жить в Париж. Печальное одиночество чувствуется во многих её работах, написанных вдали от родины.

Мария Якунчикова-Вебер. Гиацинты в вазах. Этюд. 1890-е. Бумага, гуашь. 22,4 х 30,4. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова
Мария Якунчикова-Вебер. Гиацинты в вазах. Этюд. 1890-е. Бумага, гуашь. 22,4 х 30,4. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова

И такое же настроение мы найдем в стихотворении Александра Александровича Блока (1880-1921):

Александр Блок
Ушла. Но гиацинты ждали (отрывок)

Ушла. Но гиацинты ждали,
И день не разбудил окна,
И в легких складках женской шали
Цвела ночная тишина.
В косых лучах вечерней пыли,
Я знаю, ты придешь опять
Благоуханьем нильских лилий
Меня пленять и опьянять.
Мне слабость этих рук знакома,
И эта шепчущая речь,
И стройной талии истома,
И матовость покатых плеч.

31 марта 1907


И уже срезанные цветы в вазе с водой мы наблюдаем в акварельной работе
Ксении (Ксаны) Конрадовны Купецио (1911-1997) «Гиацинты». Советская и российская художница-график в середине прошлого века написала множество цветочных натюрмортов.

Ксения Купецио. Гиацинты. 1958. Бумага, акварель. 41 х 45,5. Историко-этнографический музей-заповедник Шушенское
Ксения Купецио. Гиацинты. 1958. Бумага, акварель. 41 х 45,5. Историко-этнографический музей-заповедник Шушенское

А из века девятнадцатого вспомним поэтические строки Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) о том, как «цветы у нас стояли в разных залах»:

Алексей Толстой
Портрет (отрывок)


Цветы у нас стояли в разных залах:
Желтофиолей много золотых
И много гиацинтов, синих, алых,
И палевых, и бледно-голубых;
И я, миров искатель небывалых,
Любил вникать в благоуханье их,
И в каждом запах индивидуальный
Мне музыкой как будто веял дальнoй.

1873


Историю написания своей картины
«Цветочный натюрморт. Гиацинты» наш любимый художник-акварелист Сергей Николаевич Андрияка (1958-2024) рассказывал сам:

«В этот момент я был в Ленинграде. И у меня была рекомендация к главному хранителю всей графики и акварели Эрмитажа, включая акварели старых мастеров, Кантер-Гуковской. Конечно, мне не хотелось идти к ней с пустыми руками. Я приготовил ей в подарок альбом со своими работами, который на тот момент был маленьким, размером с буклет, и живые гиацинты. Но до визита к даме оставалось еще три часа времени.
Цветы были в целлофане, а цветы в целлофане я никогда не пробовал до этого писать. Взяв гиацинты, я подумал, что они какие-то маленькие. Если их поставить в вазочку, будут “жидковаты”.
Решил положить их прямо в целлофане на угол табурета и написать. Это была первая вещь с цветами в целлофане»

Сергей Андрияка. Цветочный натюрморт. Гиацинты. 1990
Сергей Андрияка. Цветочный натюрморт. Гиацинты. 1990

Именно гиацинты стали символом рождественского чуда, возможно, от того, что они олицетворяют надежду и обновление. В самый разгар зимы, когда природа, казалось бы, спит, эти цветы напоминают нам о скором пробуждении, о том, что за холодами всегда следует весна.

Желаю вам прекрасного Рождества, наполненного чудесами и радостью! Пусть оно станет началом светлого и счастливого года, полного любви, вдохновения и новых открытий. И помните: даже в самые холодные дни в наших сердцах всегда может цвести весна.

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где вы найдете анонсы всех моих статей и ещё много всего интересного для позитивного настроения:

Света В Литературе и Искусстве