Сегодня мы покажем заброшенное хранилище ядерных боеголовок межконтинентальных баллистических ракет УР-100 "Сооружение-140" на территории бывшей Центральной Базы Хранения ядерного оружия "Свободный-21", где хранился запас ядерных боеголовок для трёх ракетных полков.
Когда-то мы вам уже показывали это сооружение практически сразу после заброса, а теперь снова заехали туда спустя 10 лет и решили поделиться его нынешним состоянием.
Сама Центральная База Хранения "Свободный-21" или Объект "С" была введена в строй в 1958 г. и изначально на ней хранили ядерные бомбы, но с постепенным развёртыванием вокруг неё боевых стратовых позиций позиционного района межконтинентальных баллистических ракет 27-й ракетной дивизии РВСН, на её территории стали появляться новые хранилища.
Так в 1967 г. на территории ЦБХ было построено два новых двухэтажных подземных хранилища с названиями "Сооружение-140" и "Сооружение-141", где хранился арсенал специальных ядерных боевых частей шести ракетных полков ОС УР-100, в каждом из которых было по 10 ракетных шахт. То есть каждое хранилище на 30 ракетных шахт. Эти два хранилища снабжали Ремонтно-Техническую Базу ядерного обеспечения в самой дивизии, откуда СБЧ уже распределялись по ракетным полкам.
Но после распада СССР по договорам с США о сокращении стратегических вооружений все полки были сняты с боевого дежурства и в 1994 г. дивизия РВСН была расформирована, а в 1996 г. и с этой ЦБХ были вывезены все ядерные боевые части, после чего она была расформирована, передав территорию под склад обычных артиллерийских вооружений, которые хранились в её хранилищах до 2014 г, пока и они не покинули эту территорию, после чего база была полностью заброшена и разграблена мародёрами.
Об одном из этих хранилищ с названием "Сооружение-140" и пойдёт речь в этой статье.
Посреди леса выкошенным пятном выделяется площадка, когда-то окружённая тремя рядами периметров, в центре которой у холма стоял неприметный домик, который скрывал в себе вход в этот когда-то глубоко секретный объект.
На въезде на территорию также располагалось трое ворот с караулом.
Когда-то этот вход выглядел так.
Один из периметров был под напряжением, но его уже сдали на металл.
А вокруг заросли шиповника.
Среди которого тут и там из земли возвышались огневые точки, прикрывавшие запретную территорию.
Сбоку от маскировочного сооружения раньше был пристроен лёгкий навес, под которым располагалась погрузочная платформа на четыре автомобиля.
А так теперь выглядит въезд в саму маску.
В которой располагалась перегрузочная площадка с мощным краном, от которого остались лишь бетонные конструкции над обвалившейся крышей.
Этот кран поднимал из грузовой шахты сами специальные боевые части ракет.
Спускаемся по расположенному у шахты спуску для личного состава.
Вид снизу грузовой шахты.
От которой уходит транспортный тоннель с рельсами в само хранилище.
Но сначала давайте пройдём в ответвление слева, где располагался блок систем жизнеобеспечения объекта.
На повороте коридора располагалась трансформаторная подстанция.
Теперь здесь совсем пусто.
Дальше коридор приводит к развилке.
Где справа располагались редукторы систем открытия и закрытия защитных затворов.
А слева блок климатической установки.
С баком воды.
Вентиляционной.
И залом холодильной машины с компрессорами.
Произведённой в ГДР фирмой "Клима Гёритз".
Здесь сохранилась залитая внутри бетоном трёхтонная защитная дверь.
Перекрывавшая вход в расширительные камеры вентиляционных систем.
Слева располагались вентиляционные шахты.
А справа сами расширительные камеры с подводом труб в залы хранилища.
Вернёмся в транспортный тоннель.
Который перекрывался выкатным защитным затвором весом несколько десятков тонн.
Который внутри также был залит бетоном.
К слову, в само хранилище не допускался обычный рядовой состав, а могли работать только сборочные бригады 12-го Главного Управления МО СССР, занимавшегося всем, что связано с ядерным оружием.
Далее следовал грузовой тамбур, в котором останавливалась тележка с изделием.
За которым был следующий защитный затвор.
Полностью аналогичный предыдущему.
За которым располагались ещё и металлические герметические ворота весом около пяти тонн.
Пройдя шлюзы рельсы упираются в нишу от одного из разворотных кругов верхнего этажа сооружения.
Здесь сверху располагался мощный кран, остатки конструкций которого ещё видны под потолком.
Он был необходим для подъёма изделий из ещё одной шахты, ведущей на нижний этаж.
А это зал регламентных работ.
С тремя разворотными кругами.
Каждый из которых располагался напротив трёх пеналов хранилищ, защищённых лёгкими гермоворотами.
Пеналы хранилищ были оборудованы боковыми платформами для безподъёмной перегрузки изделий с рельсовой тележки на амортизирующие рамы и обратно.
Въезд во второй пенал.
Он отличается от предыдущего.
Тем, что в конце его располагался аварийный выход.
Который защищали пятитонные гермоворота и ещё один мощный выдвижной железобетонный затвор.
За которым уходил небольшой тоннель к обычным воротам.
Приводивший во вторую аварийную грузовую шахту, накрытую сверху плитой и засыпанную слоем грунта.
Здесь же располагалась аварийная дизель-генераторная электростанция.
В случае уничтожения главного входа, эту шахту с другой стороны искусственной сопки должны были откапать и вскрыть, после чего выдать изделия через неё при помощи передвижных кранов.
А в аварийном лазе для личного состава были проложены трубы подачи воздуха и отвода выхлопных газов дизеля.
Теперь посмотрим на третий пенал.
Он отличался от предыдущих наличием в торце двух дополнительных помещений.
В одном из которых хранились пиропатроны для отстрела СБЧ от ступени ракеты.
А в конце зала находился спуск на нижний этаж.
Но лестница на него попилена. Там внизу такой же зал с разворотными кругами и три тупиковых пенала.
А напоследок обойдём масксооружение и пройдёмся по холму.
Где торчат оголовки вентиляционных шахт.
И выхлопа дизеля. Где-то тут под ногами находится аварийная шахта.
Которую прикрывала ещё одна огневая точка.
Ну а на этом всё.
А посмотреть как этот объект выглядел 10 лет назад вы можете в нашей старой ПОДРОБНОЙ СТАТЬЕ.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.