Александр выскочил из банка, на ходу запихивая карточку в бумажник. Три минуты, всего три минуты! Но этого хватило, чтобы его верная "Киа" оказалась в железных объятиях эвакуатора. Сердце ёкнуло, когда он увидел, как его машина, словно беспомощная игрушка, висит над землёй.
"Стойте! Это моя машина!" – крикнул он, подбегая к месту событий. Рядом с эвакуатором стоял инспектор ГИБДД – молодой парень с каменным лицом, методично заполняющий какие-то бумаги.
– Гражданин, машина уже погружена, – не поднимая глаз, отчеканил инспектор. – Придётся вам ехать на спецстоянку.
В памяти Александра тут же всплыла недавняя история с другом Михаилом. Тот тоже успел подбежать к своей машине до того, как эвакуатор уехал.
Но инспектор тогда схитрил – дал команду эвакуаторщику проехать буквально пять метров вперёд, а потом уже стал оформлять документы. "Эвакуатор покинул место погрузки," – с издёвкой сказал он тогда Михаилу.
В итоге – десять тысяч рублей за спецстоянку, потерянный день и куча нервов. После этого случая Александр досконально изучил закон – больше на такую уловку он не попадётся.
– Да вы что! Я же только на три минуты отошёл! – возмутился Александр.
– Знак "Остановка запрещена" действует не на "три минуты", а круглосуточно, – парировал инспектор. – Закон един для всех.
– Вот именно, закон един, – Александр старался говорить спокойно, хотя внутри всё кипело. – И я его прекрасно знаю. Часть 1.1 статьи 27.13 КоАП РФ говорит...
– Послушайте, – перебил его инспектор, – не нужно мне тут законы цитировать. Я при исполнении и...
– А я настаиваю! – твёрдо сказал Александр, доставая телефон. – Раз вы при исполнении, давайте действовать по букве закона. Включаю камеру. Я – владелец этого автомобиля, могу предъявить документы. Эвакуатор не начал движение. Требую прекратить задержание транспортного средства.
– Вы что, адвокат? – прищурился инспектор.
– Нет, просто грамотный автомобилист. Двадцать пять лет за рулём, между прочим.
– Вася! – крикнул инспектор эвакуаторщику. – Поезжай давай!
– Даже не пытайтесь! – Александр направил камеру на номер эвакуатора. – Это будет уже превышение полномочий. Я фиксирую, что мы стоим на месте погрузки. Любое движение сейчас – это нарушение закона с вашей стороны.
Эвакуаторщик высунулся из кабины: – Слышь, начальник, а он дело говорит. Чего нам проблемы-то? Пусть забирает...
Инспектор раздражённо махнул рукой: – Ладно, чёрт с вами. Но протокол я составлю, и штраф...
– Не возражаю, – кивнул Александр. – Нарушение признаю, штраф оплачу. Но машину спускайте.
– Права и документы на машину давайте, – буркнул инспектор.
Пока составлялся протокол, Александр размышлял о том, как важно знать свои права. Вот Михаил тогда растерялся, разнервничался – и потерял и время, и деньги. А ведь достаточно просто выучить нужную статью да держать себя в руках.
– Распишитесь здесь, – инспектор протянул бумаги. – И в следующий раз думайте, где паркуетесь.
– Обязательно, – улыбнулся Александр.
– Да уж, – хмыкнул инспектор, – Многие даже не знают своих прав.
– Пора бы уже знать, – заметил эвакуаторщик, спуская машину. – А то как в интернете строчить – все грамотные, а тут чуть что – сразу в кусты.
Когда колёса машины коснулись асфальта, Александр почувствовал, как отпускает напряжение. 3 тысячи рублей штрафа – не сахар, конечно, но куда лучше, чем потерянный день и 10 тысяч за спецстоянку.
До важной встречи оставалось сорок минут – успевает. Выруливая на дорогу, он уже мысленно составлял пост для соцсетей.
Пусть люди знают свои права – ведь иногда достаточно просто включить камеру и процитировать нужную статью закона, чтобы справедливость восторжествовала.
И нужно обязательно позвонить Михаилу – пусть тоже будет во всеоружии, если история повторится.
"А ведь это победа не только моя, – подумал Александр. – Когда каждый будет знать свои права и спокойно, но твёрдо их отстаивать – может, и нарушать их станут реже".