Самара встретила нас хмуро-дождливо-снежным небом и хлюпающей квачей под ногами по причине новогодних +2 и новогодних же каникул коммунальных служб.
И огромной свечкой вокзала. Внизу залы ожидания, автоматические камеры хранения и все остальное для комфорта пассажира. Вверху административные и управленческие службы. И как я выяснила уже подъезжая к Нижнему Новгороду - смотровая площадка. Однако судя по отзывам в интернете - не функционирующая в данный момент. Камерами же хранения мы немедленно воспользовались и далее до заселения в съемную квартиру гуляли налегке.
Выходим из здания вокзала, смотрим налево и видим на площади памятник - паровоз серии «Лебедянка» в новогодних украшениях. В справочниках указано, что он полностью функционирует до сих пор. Поверим, колеса действительно крутятся.
Смотрим прямо - торговые ряды со множеством едальных заведений. Перекусив в одном из них, «Лаврушке», мы направились к набережной по улице Красноармейской. Идти было тяжело - участки квачи под ногами соседствовали с участками девственно-гладкого льда. Тем не менее взгляд зацепился за небольшой памятник, при ближайшем рассмотрении оказавшимся бюстом Рудольфа Абеля. Однако самое интересное оказалось ЗА памятником. Первоначально мой взгляд зацепился за необычно высокие, в 3 этажа, сквозные проезды в желто-белом здании. Я еще подумала, что их построили настолько высокими на случай проезда пожарной каланчи. И только потом, в спокойной обстановке на диване прочитала, что оказывается это одно из известнейших самарских зданий в стиле сталинского неоклассицизма, построенное И. Г. Салоникиди в 1946-49. Но лучше прочитать об этом здании у более сведущих людей, например у Просто Marina Kim и города мира. Крайне рекомендую прочитать еще и комментарии к статье. И вообще ее блог, я так описывать архитектуру не умею. И в принципе описываю только свои впечатления.
Например меня впечатлила эта вывеска - но исключительно потому, что моя семья довольно долго была связана с нашим, нижегородским Станкозаводом.
Тем временем, мы спустились (хотя точнее - скатились) к набережной.
Я думаю, что приди мы хотя бы в солнечный зимний день - виды были бы гораздо радостнее.
А летом здесь наверно вообще сказочно. Но из песни слов не выкинешь - мы пришли пасмурным январским днем. И как Вы видите - не одни. Кстати, у меня подозрение - уж не любители ли это зимней рыбалки? А ведь в связи с аномально теплой погодой лед еще нормально "не встал". Мы потом из окна поезда видели - у самого берега видна вода, потом лед и около десятка рыбаков. А у другого берега и вовсе льда нет и довольно сильное течение. Но - не боятся.
А мы отправились в обратном направлении -к Самарскому областному историко-краеведческому музею. Рядом находится еще одно известное в Самаре здание - доходный дом Челышева. К сожалению, доходный дом был в строительных лесах. Единственное за что зацепился взгляд - очень близко расположенные окна. Если предположить, что на комнату приходилось одно окно - комнатки в этом доходном доме были очень узкие. Поискала - наткнулась, что внутренняя планировка была коридорного типа, и размер комнаток - метров 13. В статьях описывалось совершенно угнетающее состояние дома, надеюсь после реконструкции будет лучше.
Краеведческий музей встретил нас гостеприимно отсутствием оплаты за вход (очевидно по случаю сочетания первой субботы месяца и НГ ) и совершенно очаровательной мраморной лестницей с юмористическими рисунками, иллюстрирующими тот или иной возраст.
А еще меня умилила забота о растениях. Все Вы наверняка видели унылых зеленых гигантов, томящихся в полумраке присутственных зданий. А в Самарском краеведческом музее о них позаботились и снабдили подсветкой!
А зачем это я стенды сфотографировала? А обратите внимание на название района. Я когда весной увидела из окна машины указатель "Красноярский район" - на несколько секунд уверилась, что от переживаний немного тогось головушкой. Не могла же я до Красноярского КРАЯ незаметно доехать?
На территории Самарской области есть и еще одна ловушка начинающего географа. И даже рекламные картинки этого района и КРАЯ - похожи.
В разделе животный мир Самарской области - вот такие инсталляции. Из которых я узнала, что оказывается утки с разными "шапочками" - это не самец и самочка, а скорее всего разные виды. И что в Самарской Луке оказывается обитают черепахи! Чуть позднее я с облегчением выяснила, что это новая информация не только для меня, но и для коренных жителей Самары тоже )).
Явного запрета на фотографирование не было, но я по привычке почти не фотографировала. Ходила, смотрела, удивлялась. Например узнав, что гипс в природе имеет форму кристаллов разного цвета, например розового.
Незаметно пришло время заселения в квартиру. Во второй половине дня по плану значился Самарский областной художественный музей. Однако мы бесславно заснули и проспали до 6 вечера.
И учетом погодных условий решили посетить ... метро. Это вообще наша тайная страсть - посещать метро в каждом новом городе (если оно конечно там есть.
Метро в Самаре относительно молодое, представлено всего одной веткой и практически не захватывает центр. В интернете вдруг выскочила схема с 3 линиями, станцией у железнодорожного вокзала.... присмотрелась - а там сносочка - научная фантастика ). То есть жители хотя метро, ждут, но ....
На каждой станции (наверное) есть табличка с описанием истории станции. Почему наверное? А потому что изначально мы планировали выходить на каждой станции. Однако прождав поезд около 20 минут - планы существенно скорректировали. Поехали без остановок. Тем более, что большинство станций было выполнено в едино-мраморном стиле.
Кроме Гагаринский - облицованной плиткой, Кировской - с белыми стенами (тут мы пошутили, что деньги кончились). Пока шутили - поезд выскочил на поверхность и резво прибыл на станцию Юнгородок. Хотя станция - это очень громко сказано - асфальт под ногами и облицованные коричнево-страшненькой плиткой колонны, подпирающие железобетонные перекрытия. ВСЕ. Как любезно пояснил гугл -строители в далеком 1986 году не успевали построить нормальную подземную станцию и на скорую руку соорудили ЭТО. Временно. Вы ведь знаете, что нет ничего более постоянного, чем временное?
А мы вернулись на станцию Алабинская и пошли домой, даже не воспользовавшись транспортом деда Мороза
Уже на подходах к дому нас встретило трамвайное депо. На его территории тоже есть музей - Самарского трамвая и троллейбуса. Доступен только по предварительной записи, поэтому мимо.
Пока ждали своего знака светофора, из депо выкатился вот такой красавец. Но нам было не надо - наше путешествие 4 января подошло к концу.
Впереди нас ждал Тольятти.