Найти в Дзене
История войн и оружия

Критика ударного вертолета Ми-28Н "Ночной охотник"

Ми-28НМ Авторство: Mztourist. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=129108071
Ми-28НМ Авторство: Mztourist. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=129108071

В 2009 г. на вооружение был принят ударный вертолет Ми-28Н "Ночной охотник".

Его разработка стартовала после получения известий из США о создании ударного вертолета "Апач".

Задание на производство опытных экземпляров выдали ОКБ Камова и ОКБ Миля.

Фирма Камова специализировалась на вертолетах для ВМФ, но на конкурс представила довольно удачный вертолет В-80. Милевцы представили свой Ми-28.

И оказалось, что камовская машина превосходит Ми-28.

Двигатели у обоих вертолетов были одинаковые, но у Ми-28 часть мощности отбиралась на хвостовой винт. А у В-80 100 % мощности шли на основные винты. У камовской машины больше боевая нагрузка, потолок и скороподъемность.

Авторство: Александр Маркин. Mi-28. 37 yellow, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34072620
Авторство: Александр Маркин. Mi-28. 37 yellow, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34072620

В октябре 1983 г. конструктор Михеев и его команда из ОКБ Камова на совещании представителей авиапрома убедили большинство специалистов, что В-80 лучше, она проще в пилотировании, больший статистический потолок, высокая скороподъемность и лучшее соотношение "эффективность - стоимость". Последующие полтора года совместных испытаний это подтвердили. В октябре 1986 г. четыре института Минобороны считали целесообразным выбрать В-80 в качестве перспективного вертолета Советской армии.

Шанс у Ми-28 появился, когда при резком маневрировании лопасти В-80 схлестнулись и погиб пилот-испытатель.

Поскольку вертолеты Миля находились на вооружении с 1950-х гг. аэродромную инфраструктуру заново строить было не надо, это тоже играло на руку Ми-28. А для В-80, он же Ка-50 пришлось ее создавать заново.

Превосходил Ка-50 Ми-28 и в приборном оснащении, широкий нос В-80 позволял установить больше оборудования, а у Ми-28 места было мало в носу для подобной системы. Позже для Ми-28 выход найдут в надвтулочной РЛС, но это произойдет нескоро.

-3

Ка-50 получил на вооружение противотанковые ракеты "Вихрь" с дальностью стрельбы 8 км с управлением по лучу лазера, а у Ми-28 только радиоуправляемые "Атаки" на 6 км.

Пуск "Атаки" https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9f890913eebad8677949b69d55216451_l-5233530-images-thumbs&n=13
Пуск "Атаки" https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9f890913eebad8677949b69d55216451_l-5233530-images-thumbs&n=13

Только начали появляться дальнобойные ракеты ЛМУР с дальностью стрельбы больше 10 км.

Ракета ЛМУР пущенная с Ми-28НМ
Ракета ЛМУР пущенная с Ми-28НМ

У Ка-50 шесть пилонов для подвески вооружения, а у Ми-28 только 4.

Ми-28 лучше забронирован, если у Ка-50 только лобовые листы из бронестекла броневые, то у милевской машины есть боковые бронестекла.

Недостатки у Ми-28 можно разделить на два вида: устранимые и неустраненные.

Устраненные.

Машина террористов через ночную оптику Ми-28
Машина террористов через ночную оптику Ми-28

Гиростабилизированная оптико-электронная система уступает подобной установленной на Ка-52.

В 2023 г. появилось фото ГОЭС от Ка-52 на Ми-28.

ГОЭС-451М на Ми-28
ГОЭС-451М на Ми-28
Вид ГОЭС-451М на Ка-52
Вид ГОЭС-451М на Ка-52

Из-за того, что нос у Ми-28 маленький установить более-менее приличный радар невозможно.

Выходом их этого положения стала надвтулочная РЛС, которая должна быть у Ми-28НМ.

Надвтулочная БРЛС Н025, без защитного шара.
Надвтулочная БРЛС Н025, без защитного шара.

Если Ка-52 может применять более дальнобойные "Вихри", то долгое время Ми-28 не мог их использовать. Появлялись сведения, что модернизированные "Вихри" милевская машина применять сможет. К тому же можно увеличить дальность стрельбы "Атаками".

Фото МО
Фото МО

Если у Ка-52 и даже Ми-35 был бортовой комплекс обороны "Виттебск", то он появился только на Ми-28НМ.

-11

Ми-28 долгое время преследовали проблемы с редуктором ВР-28, на Ми-28НМ установили новый редуктор. Но с основной проблемой редуктора перегревом и остановкой винта удалось справиться в 2011 г.

Неустраненные или сведения об устранении их отсутствуют.

Опять редуктор, в нем при нерасчетных нагрузках в зубчатых передачах срезался металл, а металлическая стружка это приговор экипажу.

В свое время бывший командующий ВКС говорил, что очки ночного видения в Сирии летчики прозвали "смерть пилотам", если на них смотреть на чистое небо, то нормально, если облака, то летчики три дня с красными глазами ходят. Пилотов также слепят вспышки выстрелов из собственной пушки.

Шлем пошел в войска в 2018 г.
Шлем пошел в войска в 2018 г.
-13

Отсутствует система катапультирования пилотов как на Ка-52. Пилоты должны на высотах от 100 м сами прыгать с парашютом, на малых высотах их должны спасать сминаемые стойки шасси и специальные кресла.

Плохая обзорность из кабины, из-за бронестекол.

Низкая точность подвешенной 30-мм пушки 2А42. Уже с 1 200 м пилоты начинают промахиваться. Отдача пушки очень большая до 20 тонн.

-14
-15

Тут могли спасти положение снаряды с дистанционным подрывом, но их нет.

Также вместо пушки 2А42 можно поставить 2А72 с растянутым импульсом отдачи (отдача 7 тонн), но ей понадобится каркас, поскольку она еще менее точна, за счет меньшей скорострельности.

2А72 на БТР-82А
2А72 на БТР-82А

Отдача от штатной пушки от стрельбы прямо проходит под вертолетом и он клюет носом, а если стрельба идет в какую-либо из сторон происходит разворот.

Можно попробовать установить пушку в центре масс, как у Ка-52, это увеличит точность.

Но и с имеющейся точностью Ми-28 все же поражает цели.

Была и ещё одна неприятность при стрельбе из пушки в 2009 г. отказала автоматика, были запущены НАР, пороховые газы попали в двигатель, вызвав его помпаж. Вертолет удалось посадить, но с повреждениями.

И можно подытожить. Ответ "Апачу" из Ми-28 получился очень достойный и есть его возможности модернизации.

Спасибо за прочтение.