«Партенопа» – один из тех редких фильмов, о которых очень сложно говорить. Возможно, слишком личные. Возможно, сама киноматерия ускользает от любых попыток рассудочного анализа. Но сказать что-то всё-таки нужно, ибо этот фильм, не смотря на заявления многих критиков, одно из главных кинособытий этого года. Светлое, полное эмоций и чувств.
Фильм повествует о жизни молодой девушки Партенопы, родившейся в водах Неаполя и названной в честь этого города, священного места для Соррентино. Девушка невероятно красива и умна, мечтает защитить докторскую и стать антропологом. Жизнь практически не сталкивает её с проблемами. Она живёт, влюбляется, её любят и ценят как на учёбе, так и вне неё. Как же, спрашивается, из такого материала, скудного на драму, можно сделать работающее кино?
Всё-таки можно. Но вот как именно у Соррентино это вышло – действительно проблематично понять и сформулировать. Возможно, критики, что негативно оценили фильм, так и рассудили – раз тут нечему работать, то оно и не работает. Но это не так.
«Партенопа» – печальный, но восхищённый гимн ускользающей красоте. Тонкое исследование, местами восторженное, местами до боли пессимистичное. В чём любовь и чего она стоит, спрашивает Соррентино главную героиню и, через неё, зрителя. Насколько прекрасна молодость, как прекрасно любить и быть любимым, когда ты молод, и куда уходит всё это потом? Чего вообще стоит любовь, если она стареет? А может, не стареет? Финал фильма, последние его фразы заслуживают дополнительного исследования и размышления.
Ответ на вопрос о том, что же такое на самом деле антропология, идущий через весь фильм, пожалуй, один из самых важных для всех фильмов Соррентино. Чтоб понять человека во всей полноте, нужно не слышать, а видеть. По мнению Соррентино, в этом и заключается главная задача кинематографа. И «Партенопа» этим и занимается – антропологией.
Насколько точно камера воспроизводит взгляд полного любви человека, который через свои чувства обрёл способность видеть! За одно это нужно носить Соррентино на руках. Камера влюблённым взглядом скользит по камням, океану, которого почему-то не любит Бог, осколкам древних бюстов, человеческому телу, нижнему белью и развевающимся от дыхания жизни занавескам. Везде красота, везде дыхание, везде чувства. И тишина, бесконечно прекрасная под лунным светом, обнажается для жаждущего взора человека, что открыл свои глаза.
Но что случается, когда проходит лето, когда буйство красоты и красок уже не столь радуют глаза? Об этом был магнум опус режиссёра «Великая красота», в котором Соррентино с абсолютным оптимизмом размышлял о возможности поиска ускользающей красоты. Об этом и «Партенопа» – и здесь выводы постаревшего на 10 лет режиссёра уже не столь однозначны. Главная героиня неумолимо взрослеет по ходу действия фильма, меняется её поведение, меняется характер и, отчасти, стремления. Всё всегда заканчивается одним – смертью. Но в начале была жизнь. О ней и вспоминает фильм.
Фильм намного мощнее и «Лоро», и, пожалуй, «Руки Бога». У критиков же вновь случился эпизод массового помешательства. Преисполнившись идей о необходимости социальной критики, они на этот раз оказались слепы к простым чувствам. И забыли, насколько красивой может быть тишина. Даже если это тишина Неаполя. Не будьте как они, чувствуйте и тогда сможете увидеть.
Возможно, фильм не везде ровный по темпу, возможно, он не всегда знает, где остановиться. Здесь большое число самоповторов – и детальных (например, взаимоотношения героя Сильвио Орландо с сыном), и композиционных. Для фанатов творчества режиссёра это безусловный плюс, особенно учитывая новый взгляд фильма на повторяемые моменты, для тех, кому Соррентино не по вкусу, это скорее минус. Но одно нельзя отнять у «Партенопы» точно – это то, насколько она может резонировать и заставлять задумываться о том, о чём она говорит. В этом фильме Соррентино буквально залезает под кожу зрителю и проводит сеанс психоанализа в прямом эфире – конечно, только в том случае, если травмы режиссёра совпадают с травами зрителя. Если конкретного человека не волнует то, что и как фильм показывает, то и коннекта не случится. Но если уж случится, будьте готовы к очень эмоциональному путешествию вглубь себя.
Скрытая красота, дыхание, море и время. «Партенопа» говорит о глобальных темах скромно, без пафоса, пребывая в трепете от невозможности постичь до конца величие мира. Молчать и видеть. Но в визуальную схизму фильм не уходит, напротив – изощрённые работы древних мастеров преследуют зрителя весь фильм. Ставить это в упрёк Соррентино глупо, он никогда не славился визуальной аскетичностью. Да и, в конце концов, разве ж стыдно показывать Неаполь? С Неаполем у режиссёра отношения особые, колеблющиеся от ненависти до полной безоговорочной любви. И здесь об этом сказано многое. Величие и разруха, неуёмное богатство и бедность. Камера, вслед за главной героиней, посещает и бедные кварталы, хотя всё таки предпочитает быть окружённой богатством. Стыдно ли жить в Неаполе? Стыдно ли жить в красоте и быть красивым? Красота оказывает на окружающих разрушительный эффект, остроумно замечает герой Гари Олдмана. Но слабые вещи не могут быть истинными.
По способу работы и по структуре «Партенопа» больше всего похожа именно на «Великую красоту». Героиня ходит по Милану, размышляет, сталкивается с разными людьми. Режиссёр нанизывает на тоненькую ниточку бисер сценок, иногда не сильно связанных друг с другом, но создающих в ансамбле ощущение восхищения. Некоторые сценки сильно похожи на те, что были в «Великой красоте», особенно ближе к финалу. Но если герой «Великой красоты» никак не мог вновь обрести любовь, которая осталась в нём лишь в виде воспоминания, то персонажи «Партенопы» молоды и полны любви. По крайней мере, на первый взгляд. И первая часть фильма представляет собой визуальное исследование состояния влюблённости – нежность, с которой камера скользит по каждой песчинке этого мира, вне зависимости от того, изгибы ли это тела, мёртвые статуи или развивающаяся в воздухе вуаль, действительно отражает взгляд человека, обретшего зрение. В конце концов, когда ты влюблён, красив и подсвеченный фонариком туман. Камера неустанно ловит те самые вспышки великой красоты, о которых режиссёр говорил в финале одноимённого фильма. Но что делать с ними делать, далеко не всегда понятно. Об этом и размышляет между строк фильм.
Безграничный гуманизм Соррентино, который видит одинаково прекрасное и в творениях величайших архитекторов Италии, и в запускаемых бедняками воздушных фанариках, поражает. В сравнении с «Красотой» восхищения стало, пожалуй, меньше – появилось больше боли, больше пессимистичных выводов. Но финал ленты, простое послание из двух слов, даёт столько надежды на красоту, сколько не давал ни один фильм этого года. В конце концов, каждая душа – христианка. «Партенопа» улыбается зрителю, нужно лишь улыбнуться в ответ.
Пост опубликован в тг-канале "Синефил Тарковского", заходите и подписывайтесь!
Моя оценка - 7.9/10
IMDb: 6.9/10
RottenTomatoes: 46%