Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Министр запутался, говоря о будущем «Сапсанов»: работать им практически негде

Оглавление

Недавнее заявление министра транспорта России Романа Старовойта вызвало бурные обсуждения среди экспертов и любителей железнодорожного транспорта. В интервью ТАСС министр сообщил, что после ввода в эксплуатацию высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Петербург в 2028 году скоростные поезда «Сапсан» покинут привычный маршрут между двумя столицами и могут быть направлены на другие направления.

Заявление министра

«Скорее всего, он [высокоскоростной поезд на ВСМ] заменит "Сапсан" на данном маршруте. При этом поезда "Сапсан" могут быть использованы на направлениях Нижнего Новгорода, Воронежа, Белгорода и других», – сказал Роман Старовойт.

На первый взгляд заявление выглядит логично: освобожденные «Сапсаны» действительно можно было бы направить на новые маршруты, где они могли бы обеспечить высокий уровень комфорта и скорости. Однако технические нюансы вызывают серьёзные вопросы.

Рода тока: главный барьер для «Сапсанов»

На сегодняшний день в парке РЖД числятся 20 поездов «Сапсан» производства немецкой компании Siemens. Из них 16 поездов предназначены для работы исключительно на линиях с постоянным током, а лишь 4 состава являются двухсистемными и могут эксплуатироваться как на линиях с постоянным, так и с переменным током.

-2

Это обстоятельство делает использование большинства «Сапсанов» невозможным на направлениях, упомянутых министром. Дело в том, что линии до Воронежа и Нижнего Новгорода электрифицированы частично постоянным, но по большей части переменным током, который несовместим с техническими характеристиками подавляющего числа этих поездов.

Российская железнодорожная сеть разделена на участки, работающие на постоянном и переменном токе. Различия обусловлены техническими решениями, принятыми при электрификации. Например, в центральной части России и на линии Москва – Санкт-Петербург используется постоянный ток, а в регионах на юге и востоке – переменный.

Как упоминалось ранее, в парке РЖД есть четыре двухсистемных «Сапсана», которые работали на маршрутах Москва – Нижний Новгород и Петербург – Нижний Новгород. Их теоретически можно использовать на маршрутах до Воронежа и Нижнего Новгорода. Однако их количества явно недостаточно для полноценного обслуживания нескольких направлений.

Линия на Белгород электрифицирована постоянным током. Но нужно ли этому направлению 16 скоростных поездов?

-3

Модернизация поездов с целью установки оборудования для работы на переменном токе – вариант, который позволит расширить возможности их использования. Однако это может быть нерешаемой задачей с учетом разрыва отношений с производителем.

Другой вариант – передача «Сапсанов» на маршруты с постоянным током, где они смогут работать без ограничений. Например, на участки Москва – Тверь, Петербург – Великий Новгород или Москва – Рязань. Однако такие маршруты менее протяжённые и едва ли смогут в полной мере использовать потенциал высокоскоростных поездов.

Слухи о будущем «Сапсанов»

Заявления министров подогрели слухи о том, то «Сапсаны» могут чуть ли ни списать. Сейчас поездам от двух до 15 лет при сроке службы в 28 лет.

Паблики, неправильно прочитавшие интервью Старовойта, стали распространять такие новости:

«Сапсаны» перестанут ездить между Москвой и Петербургом с 2028 года. Срок службы заканчивается, а из-за санкций, Siemens больше не поставляет новые поезда. Хотя по документам они могли бы работать 30 лет, сообщает глава Минтранса Роман Старовойта», – писал, к примеру, паблик «Русская экономика».

-4

«Сапсаны всё»: поезда перестанут ходить по маршруту Москва — Петербург в 2028 году. По словам главы Минтранса Романа Старовойта, срок службы единственного высокоскоростного поезда в России «Сапсана» подходит к концу», – утверждал другой популярный телеграм-канал.

Разумеется, списывать «Сапсаны» никто не собирается. Да и рано пока фантазировать, что ВСМ построена и поезда больше не нужны.

Однако очевидно, что, если чудо случится и ВСМ построят, то для реализации планов по переводу «Сапсанов» на другие направления потребуется либо модернизация подвижного состава (что пока невозможно), либо их электрификация другим типом тока (что тоже невозможно – слишком много всего нужно перестроить).

Так что заявление министра выглядит скорее как концептуальное предложение, нежели проработанная стратегия. В любом случае, судьба «Сапсанов» после 2028 года остаётся важной темой для обсуждения как в профессиональном сообществе, так и среди пассажиров.