Уже не первый год по воскресеньям я помещаю репосты своих старых статей. Однако сегодня мне хочется нарушить традицию и познакомить моих дорогих читателей с явлением совсем из другой оперы (в буквальном смысле этого слова!), но имеющим самое непосредственное отношение к теме моего цикла. Одно из последних событий театральной жизни Москвы конца уходящего года – возобновление на Камерной сцене Большого театра легендарной постановки оперы И.Ф.Стравинского «Похождения повесы», осуществлённой Б.А.Покровским в 1978 году. Сюжет этого произведения, как я уже дала понять, очень тесно связан с проблемой влияния нечистой силы на человека. История создания оперы хорошо известна: в 1947 году в Чикаго, на выставке английских художников, Стравинский увидел серию гравюр У.Хогарта под общим названием «Похождения повесы» (в вариантах перевода поминается и мот, и распутник) и задумал написать на их сюжет оперу: «Меня неожиданно осенила мысль, что серия гравюр Хогарта располагается в последовательности оп