Первое, что бросается в глаза в Южно-Сахалинске – это праворукие автомобили, леворукие крайне редки; величественные сопки с двух сторон, охраняющие город подобно львам, лица азиатской национальности, в основном, корейцы с их культурой; прямолинейность улиц; чистота, муралы, велосипедисты с выделенными для них полосами и... Чехов.
Южно-Сахалинск пропитан великим русским писателем Антоном Павловичем Чеховым с ног до головы. Никакой Ленин, Гагарин с ним не сравниться. В честь гения в городе названа улица, горная вершина, аэропорт, театральный центр, музей, сквер, город и я, уверен, еще много чего, что не попадалось на глаза.
Разумеется, город не мог обойтись без его памятника. В одноименном сквере рядом с областной научной библиотекой находится монумент. Открытие состоялось 10 июля 1990 года, особую торжественность событию придавало присутствие артистов МХАТа им. А. П. Чехова во главе с художественным руководителем театра О. Ефремовым. Среди Мхатовцев находилась актриса Софья Пилявская, знавшая жену и сестру Антона Павловича. Над памятником трудился столичный скульптор Александр Алексеевич Тюренков. Руководили установкой памятника архитекторы Ярослав Дружинин и Myн Сон Ги. Монумент долго шел к реализации. В 1960 году, к столетию со дня рождения писателя, был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект памятник писателю. В музее имени А. С. Пушкина было выставлено 37 работ. Победителя не было, а работа Тюренкова оказалась лучшей и получила вторую премию. Однако в Москве он не был установлен. Не все однозначно восприняли образ А. П. Чехова, считая его не совсем сахалинским. Ведь на Сахалин он прибыл в возрасте 30 лет: молод, красив, а Тюренков создал привычный для всех портрет Антона Павловича. Тем не менее и эта работа нашла свое место под солнцем.
Долго искали место для установки, но посчитали, что областная научная библиотека – как хранительница вечной книги «Остров Сахалин» – посчитала, что в первую очередь может претендовать на этот скульптурный чеховский образ. На том и порешили. Выбранное место оказалось удачным, памятник гармонично вписался в архитектуру города.
Бронзовая скульптура была выполнена на Мытищинском заводе художественного литья. Скульптура высотой 2,4 метра, установлена на бетонном постаменте из природного камня и изображает Чехова задумчиво сидящим и устремившим взгляд вдаль. В руках классик держит шляпу. Вокруг памятника тоже плотно: растут рябины, создано гармоничное растительное обрамление, а также заложен вишневый мини-сад, превратившейся со временем в сквер Антона Павловича Чехова, но стилизация XIX века сохранилась.
Вход в сквер открывают ворота в виде чернильниц с гусиными перьями. Отсылка ясна. В пруду установлены бронзовые цапли. В сквере высажены более тридцати наименований различных видов растений — туи, можжевельника, сосен, ели, барбариса, клена, яблонь.
Но изюминка сквера – это чеховские герои! Бронзовая скульптура по мотивам чеховских произведений называется «Встреча с незнакомкой». Скульптурный ансамбль состоит из двух фигур — женщины и мужчины. Скульптура молодой женщины отлита из бронзы и расположена сидящей на скамье. Незнакомка одета в длинное платье, в руках у нее раскрытая книга, а у ног кружевной зонт. Рядом с ней стоит мужчина с тростью в одной руке и шляпу в другой. Он смотрит пристально на незнакомку. Автор скульптуры — заслуженный художник России и скульптор Владимир Николаевич Чеботарев.
Но они здесь не одни – тем же автором создан бронзовый памятник штабс-капитану Шишмареву на постаменте из небольших круглых камней. На них расположена гранитная глыба, на которой и сидит капитан. Памятник Алексею Шишмареву выполнен в натуральную величину. Военный с 1869 по 1890 год жил на Сахалине, дослужился до штабс-капитана, основал военный пост Тихменевский (сейчас это город Поронайск). Военный сидит босиком с закатанными брюками, а на голове у него капитанская фуражка. Рядом стоят высокие бронзовые сапоги. В полуметре от памятника установлен гранитный камень с отрывком из книги Чехова, где штабс-капитан описывается в точности так, как он выполнен в бронзе.
Сколько же еще его бронзовых книжных персонажей можно встретить в городе?! Много! И в этом спокойно можно убедиться в сквере у одноименного Международного театрального центра, в который входят три театра — драматический им. А.П. Чехова, театр для детей и молодежи, музыкальный театр и театральный колледж. Все объекты появились в литейно-художественной мастерской «Лит Арт» в подмосковном городе Жуковском. Первым я увидел «Человека в футляре» Беликова, скульптора Ивана Балашова. Бронзовая скульптура изображает героя рассказа Беликова, худощавого мужчины, выполненного в натуральную величину. На нем длинное пальто, застегнутое на все пуговицы, а ворот прикрывает «втянутую» в плечи шею. На его голове надета фуражка, глаза закрывают темные круглые очки. Левой рукой мужчина опирается о складной зонт, правая спрятана в карман. Взгляд его направлен вниз, а спина округлена. Вся поза человека говорит о его замкнутости и желании спрятаться от мира. Он сопротивляется то ли ветру, то ли всей жизни вокруг.
Анну Сергеевну фон Дидериц из рассказа «Дама с собачкой» создал скульптор Салават Щербаков. «Молодая дама невысокого роста, блондинка, в берете» была списана с образа, созданный актрисой Ией Савиной, исполнившей эту роль в экранизации «Дамы с собачкой» 1960 года. Скульптору потребовалось много времени, чтобы повторить легкость и нежность экранной Дамы, созданные актрисой. Скульптура представляет собой композицию из двух фигур. Девушка изображена в полный рост и одета в длинное платье с поясом. В правой руке она держит раскрытый над головой зонт, в левой — собачий поводок. У ног девушки находится небольшая собачка.
Потрясающий памятник «Каштанке». Бронзовая композиция состоит из нескольких персонажей. Фигура Клоуна в полный рост для скульптуры по мотивам «Каштанки» нашли в иллюстрациях к детской книге. На нем надет цирковой костюм-комбинезон с коротким жилетом и воротником из множества воланов. Клоун застыл в процессе дрессировки Каштанки. Второй персонаж - собачка, стоящая на задних лапах. Она заинтересованно смотрит на человека. Оба персонажа размещены на круглом участке, засыпанном гравием. Клоуна и Каштанку создала молодой московский скульптор Ирина Макарова.
Завершает парад Чеховских героев – бронзовая композиция «Тонкий и толстый». Все просто. Состоит из двух персонажей – главных героев юмористического рассказа. Один из них был толстый, а другой — тонкий. Тонкий только что сошёл с поезда, а толстый только что вышел из буфета. Тонкий Порфирий рассказал толстому Мише, что служит коллежским асессором. На вопрос тонкого толстый отвечает, что дослужился до тайного советника и имеет две звезды. Тонкий тотчас меняет манеру разговора, раболепно обращаясь к своему старому товарищу. Раболепие тонкого вызывает отвращение у толстого, он прощается с тонким и уходит. Именно эта сцена и забронзовела. Автором памятника выступил молодой московский скульптор Максим Малашенко.
В честь 120-летия первого издания книги Чехова «Остров Сахалин» сквер также украсила бронзовая скульптура - памятник первому изданию книги Чехова «Остров Сахалин». Скульптура хорошо вписалась в общую композицию сквера, который уже украшают бронзовые фигуры чеховских персонажей. Памятник представляет собой открытую посередине бронзовую книгу. На левой странице изображен титульный лист: Антон Чехов «Остров Сахалин» (из путевых записок), 1895. На правой — портрет 30-летнего писателя и короткий отрывок из первого издания, который в более поздних вариантах книги не встречается: «Край еще молодой... Труда и подвижничества в прошлом было много, но это еще только начало, и в будущем предстоит не мало хорошей и интересной работы». Все надписи — в современной орфографии. Вес двухметровой скульптуры — 583 кг.
Желал, без преувеличения, посетить литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин», которую прочитал накануне - бесподобная вещь, правда, не похожая на привычного нам Антона Палыча. Там много статистики, приправленная изящным повествованием гения. Много можно узнать о Сахалине и о каторге. В последний культурный день, я все-таки посетил этот музей. На посошок, так сказать.
У порога меня встретил бюст Чехова, работы все-того же скульптора В.Н. Чеботарева, и неподалеку стояла на высоком пьедестале металлическая большая сумка – саквояж с надписью «Почта». Видимо, что-то нужно было опустить.
Музей появился не на пустом месте. В 1890 году известный русский писатель Антон Павлович Чехов для "изучения быта каторжников и ссыльных" совершил путешествие на остров Сахалин. Идея поездки зародилась не внезапно — к ней привёл целый спектр событий, происходивших и в государстве, и в душе самого писателя. Антон Павлович живо интересовался судебными процессами в России — делами о хищениях в таганрогской таможне, о хищениях в Скопинском банке и другими. Писатель отразил свои наблюдения в рассказах «Суд», «Случай из судебной практики», а опыт студента-медика, присутствовавшего на экспертизе, помог написать рассказ «Мертвое тело».
Готовясь к путешествию, Чехов изучил более ста работ и записок путешественников, монографии ученых, этнографические материалы, записи чиновников 17–19 веков. Творческим итогом этого путешествия стала художественно-публицистическая книга "Остров Сахалин" (Из путевых записок), в основу которой легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные писателем на острове статистические данные. Благодаря тому, что писатель в течение трех месяцев работал на Сахалине переписчиком населения, ему удалось очень подробно познакомиться с жизнью и бытом поселенцев и каторжан. Из сахалинского путешествия, по словам писателя, он привез, "сундук всякой, каторжной всячины": десять тысяч статистических карточек, образцы статейных списков каторжных, прошения, жалобы врача Перлина и т.д.
В Москву Чехов вернулся 8 декабря 1890 года, а в начале 1891 года приступил к работе над книгой о Сахалине: читал необходимую литературу, приводил в порядок собранные материалы, набрасывал вчерне первые главы. Книга состоит из 23 глав. Еще в период подготовки к путешествию на Сахалин Чехов определил жанр будущей книги, ее научно-публицистический характер. В "путевых заметках" Чехова о каторжном в то время острове художественные зарисовки соседствуют с подлинными документами, статистическими данными, с цитатами из трудов путешественников, ботаников, зоологов, этнографов, криминалистов. Чехов ввёл образ Сахалина как «ада» и «рабовладельческой колонии», проведя параллель с крепостничеством. Он намеренно не акцентировал внимание на историях знаменитых заключённых, например, Соньки Золотой Ручки или «каторжной модистки» О. В. Геймбрук, чтобы не превращать повествование в «детектив». Чехов останавливался на том, что было характерно для обычного быта сахалинского заключённого, поэтому рядовому сахалинцу, Егору, посвящена целая — шестая — глава. В «Рассказ Егора» он «слил сотни рассказов», повествуя не столько о преступлении, сколько о личности и наказании сахалинского заключённого.
Факт приезда Чехова на Сахалин, его вклад в историю острова является предметом гордости сахалинцев. В сентябре 1995 года благодаря энтузиазму сахалинской общественности в Южно-Сахалинске появился городской литературно-художественный музей книги А. П. Чехова "Остров Сахалин". Рассказывая об этой книге, которая является наиболее полной "энциклопедией" о Сахалине XIX века, музей раскрывает начало истории края с основания каторг царской России, показанной одним из великих писателей-классиков.
В музее наряду с другими экспонатами представлена коллекция книг Чехова "Остров Сахалин", переведенных и изданных в разных странах мира: Японии, США, Нидерландах, Польше, Италии, Франции, Финляндии, Китае, Испании. Это единственный в мире музей, где собрана большая коллекция всего одной книги - "Остров Сахалин», изданных на многих языках мира. В музее собрано несколько коллекций: «Живопись», «Графика», «Письменные источники», «Фотоматериалы», «Нумизматика/фалеристика», «Предметы быта и декоративно-прикладное искусство», «Скульптура».
На данный момент коллекция музея насчитывает порядка 4 тысяч экземпляров основного фонда и еще где-то 10 тыс. научно-вспомогательного фонда.
Сначала открывается мультимедийная карта Сахалина, каким его увидел Чехов, затем два макета пароходов «Байкал» и «Петербург» - на обоих перемещался писатель, а дальше началось: макет Александровской тюрьмы, показан быт каторжан, кандалы, описание всех каторжных тюрем, даже представлен полу интерактивный проект тоннеля, о котором писал Чехов в своей книге.
Среди экспонатов в фондохранилище находятся подлинные вещи семьи Чеховых: дорожная сумка, медицинские иглы, опасная бритва, щипцы для колки сахара, лампадка, таз для варки варенья и прочее; предметы быта бывших ссыльнопоселенцев, коллекции произведений Антона Чехова на иностранных языках, книги с дарственными надписями выдающихся отечественных и зарубежных деятелей науки и культуры, фотографии, художественные полотна современных сахалинских и российских художников, иллюстрирующих период каторги.
Как люблю говорить я, лучше один раз посетить, чем сто раз прочитать о музее. Рекомендую к посещению.
С уверенностью могу сказать, что явно не все "чеховские" места мною были посещены в Южном (как любят называть свой город местные), но значит я еще вернусь.
Спасибо, что дочитали до конца.
Надеюсь, что было интересно. Ставьте лайки, пожалуйста.
До встречи!
Подписывайтесь на мой канал.