Найти в Дзене
МотоКлассика

Электрический Socovel-прошлое будущего

В наши дни электрические городские транспортные средства очень модны: электрические скутеры и электро мопеды можно арендовать на каждом углу, и все крупные производители двухколесных транспортных средств работают над этой темой, выпуская мотоциклы, скутеры или трехколесные транспортные средства, используя электричество Решение будущего? Без сомнения.

Socovel отмечает свое 80-летие

Однако идея не нова, и многие производители уже пробовали электро мобильность. Одним из первых достижений и, несомненно, единственным электрическим мотоциклом, действительно продававшимся и выпускавшимся серийно в Европе до войны, был Socovel, выпускавшийся в Бельгии на одноименном заводе с 1941 по 1946 год.

Именно нормирование бензина в оккупированной немцами Бельгии с весны 1940 года подтолкнуло братьев Лимелетт к идее создания электрического мотоцикла. Первый прототип был испытан в январе 1941 года, а 4 марта в Брюсселе было создано Соковель (Общество по изучению и строительству электромобилей).

Первая серия из пятнадцати единиц запускается после обязательного разрешения из Берлина, поскольку мы находимся в полной оккупации. Планируется серия из 500 экземпляров, но трудности со снабжением позволят произвести с 1941 по конец 1942 года только около 400 Соковелей.

Даже немцы хотели заказать «Соковель» в 1943 году для использования на своих аэродромах, но «Соковель» уклонился от этого сотрудничества.

Более 100 гражданских Соковелей все же было продано в 1943 году, несмотря на их очень высокую цену , но точное производство остается неизвестным, поскольку разрешение было действительно только для 500 единиц, и у братьев Лаймелетт была умная тенденция использовать одни и те же цифры несколько раз!

1941 год

-2

1-я рама короткого типа с длинной рулевой колонкой, седло велосипедного типа, подставка для ног на нижней перекладине, жесткая вилка, руль велосипедного типа, колеса со спицами; Шины 12 1/2 x 2 1/4. Передние и задние тормоза, управляемые на руле. - Аккумуляторный отсек. - Двигатель ACEC 18 В. - 3 батареи 6 В, 45 Ач. Вес 45 кг; 25 км/ч; автономность: 50 км; заряжается за 10 часов.

1942 год

За первой версией вскоре последовала версия, оснащенная передней подвеской в ​​форме параллелограмма.
За первой версией вскоре последовала версия, оснащенная передней подвеской в ​​форме параллелограмма.
-4
-5

В 1942 году последовали три версии: первая с  длинной рамой и колесами со спицами размером 2,25 x 18 футов; вторая версия с короткой рулевой колонкой и аккумуляторным ящиком, увенчанным треугольным ящиком для инструментов; третий вариант представляет седло и руль в мотоциклетном стиле, а также 16-футовые металлические колеса.

1943 год

-6
-7

В 1943 году компания Socovel выпустила две модели с короткой рамой (вверху), которые отличались только деталями: застежкой и размером багажника. Белый вариант, несомненно, является самой распространенной моделью.

В том же году мы увидим версию с длинной рамой (внизу) со спицевыми колесами и шинами 2,25 x 18 футов.

-8

1944 год

Все еще длинная рама 1944 года, но на этот раз с шинами 2,25 x 14 футов.
Все еще длинная рама 1944 года, но на этот раз с шинами 2,25 x 14 футов.

1945 год

-10

1946 год

Революция (!) послевоенного периода: двигатель теперь работает на 48 В и питается от трех аккумуляторов по 12 В и с новым реостатом.
Революция (!) послевоенного периода: двигатель теперь работает на 48 В и питается от трех аккумуляторов по 12 В и с новым реостатом.

Socovel был подробно протестирован британским журналом The Motorcycle в номере от 18 апреля 1946 года, из которого взят приведенный выше рисунок в разобранном виде. Их очень детальное исследование дает очень точные данные о размерах и производительности. Колесная база: 1520 мм, ширина над подножками 740 мм. Двигатель имеет диаметр 200 мм и ширину 270 мм. Тормоза 152 мм.

Вес 3-х аккумуляторов Tudor (производство Брюссель): 91 кг, общий вес мотоцикла 201 кг.

Скорость: от 25 до 32 км/ч, запас хода примерно 43 км, потребление тока от 24 до 33 ампер, время перезарядки 10 часов.

1948–1956:  смерть от бензина.

Братья Лаймелетт изучали более мощный электродвигатель на 12 вольт для послевоенного периода и разные вариации, включая скутер, транспортную тележку для заводов и своего рода гольф-кар. Эти две последние машины сегодня являются обычным явлением, но компания Socovel, к сожалению, слишком сильно опередила свое время, и батареи того времени мало помогали, ее машины оставались на стадии прототипа.

Возвращение доступного бензина кладет конец этим великим проектам, и Соковель переходит к более традиционным легким мотоциклам с двигателями Villiers или Jawa/CZ, затем в 1956 году Maico 250 см3, прежде чем бренд окончательно покинет мир двух колес в конце 1950-х годов.

-12

Да, он похож на электрический Socovel, но эта версия 1952 года скрывает под кузовом двигатель CZ объемом 125 или 150 куб.см.

-13

Этот плакат, созданный Guy Georget в 1948 году, объявляет что электрический стиль уже давно закончился, и Соковель обращается к более классическим мотоциклам.