Найти в Дзене
Канал ФКИ

Кинофантастика про космические корабли: корабль, как мир

Сегодняшний обзор посвящен космической кинофантастике, действие в которой происходит на космических кораблях, или орбитальных станциях, являющихся замкнутыми мирками. Одной из самых плодотворных тем в классической космической научной фантастике середины прошлого века стал прием так называемых кораблей поколений. Что же это за такие корабли и причем тут поколения? Еще в начале прошлого столетия, первые ученые и мыслители, задумывавшиеся о будущей экспансии человечества за пределы нашей планеты, прикидывали вариант такого космического корабля, что доставит людей в другие звёздные системы. Учитывая, что современная наука не знает способа перемещения в пространстве со сверхсветовыми скоростями, нужно было попытаться представить, как долететь к другим звёздам и планетам со скоростью досветовой. Это значит, что время полета будет исчисляться десятками, сотнями, а то и тысячами лет. Первое поколение пилотов и пассажиров вряд ли сможет увидеть намеченную цель. Зато их внуки и правнуки должны д

Сегодняшний обзор посвящен космической кинофантастике, действие в которой происходит на космических кораблях, или орбитальных станциях, являющихся замкнутыми мирками.

Одной из самых плодотворных тем в классической космической научной фантастике середины прошлого века стал прием так называемых кораблей поколений. Что же это за такие корабли и причем тут поколения? Еще в начале прошлого столетия, первые ученые и мыслители, задумывавшиеся о будущей экспансии человечества за пределы нашей планеты, прикидывали вариант такого космического корабля, что доставит людей в другие звёздные системы. Учитывая, что современная наука не знает способа перемещения в пространстве со сверхсветовыми скоростями, нужно было попытаться представить, как долететь к другим звёздам и планетам со скоростью досветовой. Это значит, что время полета будет исчисляться десятками, сотнями, а то и тысячами лет. Первое поколение пилотов и пассажиров вряд ли сможет увидеть намеченную цель. Зато их внуки и правнуки должны достичь иных звёзд. Ну а для выполнения задачи, на таком корабле должны быть условия для воспроизведения человека и ресурсов, необходимых для его жизнедеятельности: энергии, воздуха, воды, пищи и т.п. Несомненно, такой потенциальный звездолёт будет огромен.

Не будем здесь перечислять первых ученых и философов, размышлявших о концепции кораблей поколений. Единственное, вспомним, что одним из первых был Константин Эдуардович Циолковский, описавший такой космический «Ноев ковчег» в эссе «Будущее Земли и человечества» (1928). Другое дело, писатели – фантасты. Конечно же, они не могли не ухватится за прием корабля поколений в научно-фантастических допущениях своих произведений. Одной из самых известных книг про корабли поколений стал роман Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной», в котором потомки первых космонавтов деградировали и растеряли все навыки технической цивилизации. Примерно такого же плана сюжет воспроизводит Клиффорд Саймак в рассказе «Поколение, достигшее цели». Только по его замыслу, «одичание» следующих поколений обитателей звездолёта задумано изначально, как способ достижения цели. Тогда, космическая фантастика была очень популярна и книг с сюжетами о кораблях поколений было выпущено немало. Поскольку, данный обзор касается, прежде всего, кинофантастики приведем еще два примера из книжной фантастики. В романе Артура Кларка «Свидание с Рамой» затрагивается тема «Ноева Ковчега». Неизвестные инопланетяне отправили в космос огромный корабль, на борту которого поддерживается функционирование замкнутой биосферы. Это, конечно, не совсем относится к кораблям поколений, но в контексте разбираемых далее фантастических фильмов, пример корректен и уместен. В романе того же Кларка «Песни далекой Земли», звездолет с Земли летит в космическом пространстве сотни лет, неся на своем борту колонистов нового мира, погруженных в анабиоз.

Изображение для заставки. Источник: www.freepik.com. «Разработано Freepik»
Изображение для заставки. Источник: www.freepik.com. «Разработано Freepik»

Идея «победы» над временем, с помощью замедления жизненных процессов, прижилась в фантастическом кино. Так, в фильме «Пассажиры» (2016) звездолет «Авалон» несет на своем борту экипаж и колонистов нового мира. Лететь до места назначения более сотни лет, потому люди проводят полет в состоянии сна – анабиоза. В результате сбоев системы корабля, главный герой выходит из анабиоза, хотя до окончания миссии остается еще около девяноста лет. Он должен будет провести всю свою жизнь в одиночестве на борту «Авалона». Также завязывается сюжет в фильме «Пандорум» (2009). Здесь, десятки тысяч колонистов отправляются на экзопланету, добраться до которой за время жизни одного поколения невозможно и потому они погружены в анабиоз. В контексте кинообзора, нужно сказать, что «Пассажиры» - это скорее гуманитарная научная фантастика, с сильным уклоном в романтический сюжет, а «Пандорум» - жесткий космический триллер.

Ну а что же классический научно-фантастический сюжет про корабли поколений? Как-то не сильно кинематографисты обращают внимание на такой прием. Но есть и исключения. Так, в анимационном фильме «ВАЛЛ И» (2008) человечество будущего обитает на орбите, в нескольких гигантских суперлайнерах. Дело в том, что вследствие экологических проблем, родная планета становится непригодной для обитания. И только маленький робот ВАЛЛИ продолжает собирать и сортировать мусор.

Лишены своей планеты и экипаж и пассажиры звёздного крейсера «Галактика», из одноименного сериала 1978-го года и ремейка 2004-го. Крейсер сопровождает гражданские космолеты, на которых находятся выжившие люди из, так называемых, двенадцати колоний, захваченных сайлонами – цивилизацией роботов. Эскадра людей ищет в безбрежном космосе последнюю затерянную колонию – Землю и отбивается от наседающих сайлонов.

В порядком позабытом уже фантастическом фильме категории «В» из восьмидесятых «Мятеж к космосе» (1988), огромный звездолет передвигается в космическом пространстве. Судя по всему, происходит это уже долгое время. На борту находятся сотни, а может и тысячи людей. По крайней мере, имеется достаточное количество как мятежников, так и сил, сражающихся за прежнего Капитана, судя по которым, можно судить о многочисленном экипаже.

Космические корабли, представляющие собой небольшой мир, замкнутое сообщество, иногда в фантастике заменяются целыми искусственными орбитальными городами. Так, в фильме «Элизиум, рай не на Земле» (2013) часть человечества будущего обитает в орбитальных городах. Здесь живет элита – привилегированные люди и их потомки. Те же, кто остался на Земле, погрязли в бедности и беспросветности. Из-за проблем на Земле, люди переселились в космос и в молодёжном фантастическом сериале «Сотня». Впрочем, в обоих случаях, основное действие происходит на планете, а не в космосе.

Еще один космический город представлен в фильме Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет». Здесь, космическая станция начиналась, как точка контакта и дипломатических визитов представителей разумных рас галактики. В дальнейшем, город тысячи планет превратился в место жительства представителей разных миров. Все основные события фильма происходят в космосе.

Можно привести примеры космических станций из сериалов «Вавилон 5», «Звёздный путь: Дальний космос 9», «Экспансия», фильма «Солярис» и т.п. Но к главной теме обзора они имеют косвенное отношение, так как представляют собой дипломатические узлы, станции на малых планетоидах, научные станции и т.п., а не место, где люди живут десятками лет, а то и поколениями, как в вышеприведенных примерах.

В общем, и целом, если сюжеты кораблей (станций), как замкнутых миров, в фантастической литературе получили достаточное развитие: будь то корабль поколений из хайнлайновской классики («Пасынки вселенной»), или замкнутые мирки орбитальных станций киберпанковой «Схизматрицы» Брюса Стерлинга, то в кинематографе данная тематика еще ожидает своих «Звёздных войн» и «Звёздного пути», или «Аватара» и «Дюны». Ждем.

Ссылки на все опубликованные статьи посты Канала ФКИ размещаются в ВК-сообществе https://vk.com/infantastika