Не надейтесь, чудо не в супернизкой цене, она как раз вполне адекватна. То есть, и не дисконт, но и не заоблачность. Почти вся, но удивить все-таки сумела. Заметьте, я сказала про турецкий транспорт, а не про чисто стамбульский…
Зачем ехать в Бурсу?
В общем, дней у нас на Стамбул было немало, а желаний ещё больше, и одним из них была поездка на пароме через Мраморное море в первую столицу Османской империи. Манила сама дорога — море, волны, острова, берега, свежий утренний бриз… Манила изо всех сил Бурса: древний культурный центр, место известных точек притяжения, а ещё наконец-то найденный работающий (иншаАллах!) музей каллиграфии.
Надо конкретнее? Хорошо, вот что можно, не торопясь, посмотреть в Бурсе за время между паромами из и в Стамбул:
- Комплекс мечети 14 века Улу-Джами. Мечеть — архитектурный и "дизайнерский" шедевр, не побоюсь этого слова. Вокруг неё кипит огромный базар и мирно уживаются с ним мавзолеи и мечети поскромнее.
- Зелёную мечеть и Зелёный мавзолей. Второй, может, вам и неизвестен, но про мечеть хоть мельком, хоть на слух где-то, но не знать вряд ли могли. (А не знали, не беда, узнаете здесь от меня.)
Тот самый работающий (!) Музей каллиграфии, расположенный в —
- Медресе Мурадие рядом с мечетью Мурадие, за которой в парке стоят 12 тюрбе (гробниц, мавзолеев) султанов, султанш, шахзаде, султанских дочерей и... Ну, об этом тоже отдельно, с гарантией знакомых имён в рассказе. И с самым необычным музеем под открытым небом — Музеем могильных камней, весьма познавательным. И всё это - цельный комплекс Мурадие.
Можно было больше, Бурса — древний и красивый город, но условием был один день, время между паромами и чтобы не бегая с выпученными глазами, а получая удовольствие от нового незнакомого места и передвигаясь по нему максимально пешком. И, конечно, имея в виду будущие рассказы для этого канала. А начало всему — что?
Дорога из Стамбула в Бурсу
Мы понимали, что на огромный (четвертый по величине) город в Турции времени будет мало, поэтому первоначальный план дороги был совсем другим, захватывающим всё рабочее расписание достопримечательностей: утром первым паромом с пристани Эминёню в Бурсу, вечером поздним автобусом по земле обратно в Стамбул.
Опыт, сын ошибок трудных: как бы убедительно ни рассказывал вам блогер о маршрутах, номерах рейсов, ценах на билеты и прочих подробностях — перепроверяйте -дцать раз! Меня тоже перепроверяйте.
Мы не перепроверили и купили накануне билеты в один конец, вообще не беспокоясь об обратном пути. Автовокзал найдём, автобус найдём. О-очень убедительный блогер сказал, что автобусы между Стамбулом и Бурсой ходят круглосуточно, а по времени идут чуть дольше парома, то есть, где-то часа 2,5. К счастью, перед самым сном разум все-таки очнулся от спячки, и мы решили посмотреть конкретное время пути автобуса и цену билета. Причём последняя как-то не очень и интересовала: плюс-минус от паромной же должна быть, как в самом Стамбуле. А как иначе? Но вот тут-то нас чудеса и поджидали.
Читая дальше, не торопитесь закидывать автора всем, что попадётся под руку. Уже дома, зайдя на те же самые страницы с билетами на автобус, мы увидели совсем другие цифры. Как разгадать эту загадку, я до сих пор не знаю.
Два с половиной часа? Таких рейсов интернет не давал, предлагая ехать 3, 4 и даже больше 5 часов. И это когда по карте дорога всего в 157 км. Как это? Во-вторых, никакой круглосуточности он тоже не обещал. В-третьих, только в этот момент в расслабленную отпускную голову пришла мысль, что доехать до Стамбула совсем не одно и то же, что доехать до своего отеля. И если вернуться глубокой ночью, то: "Привет, самое гадкое такси в мире". То есть, к цене автобуса надо будет плюсовать заведомо неприятную сумму. А, да! Цены-то! Так вот цены на эти автобусы, идущие так долго, отличались от цены парома в большую сторону лир на 200, а то и вообще вдвое – 700 с лишним за один билет.
А вот прямо сейчас вроде бы тот же интернет с того же компа подмигивает и выдаёт вполне адекватную стоимость билета. Но, "поздно, батюшка, поздно…"
В итоге, напуганные всё тем же интернетом, на пристань Эминёню мы приехали рано-рано, ещё до открытия касс, чтобы успеть купить обратный билет. Говорят же люди, мест мало, желающих много. Реальность не совпала и здесь: мест было много, пассажиров на все не хватало. Но мы не в обиде, потому что рассветный Стамбул ничуть не хуже закатного!
А вот бриза на палубе не было! Потому что палубы не было. Открытой, то есть. Нежи кусочка. Только "места согласно купленным билетам" и очень сильно тонированные окна, забрызганные морской водой. Вода по пути высохла и превратила стекло в ещё более непрозрачное, так что с любованием как-то не очень задалось. Зато как задалось с качкой! Просто идеально: будто ты не в кресле, а в мягкой люльке, её плавно качает, а ты и спишь, и не спишь, ощущая, как стала младенцем на руках у моря…
На этом лирика закончилась, потому что мы прибыли в Муданью. Вы не ослышались. В Бурсе нет моря, поэтому путь по нему идёт через порт городка Муданья.
Дальше — автобус, а это значит, снова покупка транспортной карты — Бурсакарт, мы же в Бурсе. Хм, пока в Муданье, но не будем ломать голову. Хотя поломать её все же пришлось: картомат категорически отказывался брать наши деньги, русского языка в нем не было (это вам не Стамбул!). Знающему турецкий язык европейцу его знание тоже не помогало, зато помогло вызвать к нам человека, специально обученного общению с местным картоматом. К этому моменту компания неудачников пополнилась ещё и двумя молоденькими турчанками, но дрессировщик шайтан-машины в конце концов вручил нам нашу Бурсакарт.
Автобус. Вот уж в чём я была уверена, так это в номере автобуса и в его конечной остановке. Вот он, 1М, первый справа. Но только я обрадовалась, что наконец-то все идёт по плану, поднялась в автобус и для пущей уверенности спросила у водителя "Бурса?", как план начал рушиться, потому что водитель твёрдо ответил "нет". Э-э, в каком смысле нет? Про это тоже обманули?
Но знаете что? Бурса — не Стамбул. Вот это прямо сразу чувствовалось. Во взглядах, в спокойствии, в той естественной готовности помочь, к которой я так привыкла у арабов. Водитель без всякой нашей просьбы вышел из автобуса и отвёл нас к другому, нужному. Или "нужному", это смотря с какого бока смотреть))
Номер "нужного", хоть тресни, не могу вспомнить, но это неважно. Садиться в него не надо, если вы привыкли оптимизировать свои расходы, а не разбрасываться деньгами без необходимости. Потому что оба автобуса шли в Бурсу, но 1М стоил 15 лир, а "нужный" – 68 (всё же 45 р. явно экономнее двухсот, тем более если разницу удвоить). Но я не ворчу, хотя до сих пор так и не поняла, почему нас не пустили в автобус 1М, идущий до метро Емек. В конце концов, нам сократили время на пересадки и поиски маршрута, а любезно высадили прямо у первой в нашем списке достопримечательности Бурсы — мечети Улу-Джами.
Ворчу я по другому поводу: мы ведь решили, что столько билет Бурса- Муданья и стоит, а потому на обратный путь положили на карту "чтоб хватило". Хватило так, что метро плюс тот самый 1М оставили нам на карте кучу денег (ну, ладно, кучку), а в Бурсу мы пока больше не собираемся))
И чтобы закончить про транспорт:
Такси в Бурсе — не такси в Стамбуле
От Зелёной мечети до комплекса Мурадие пешком было далековато по времени, остановку маршруток искать не хотелось, а остановка такси ждала нас прямо перед носом. Пошла торговаться, заранее настроенная на обман: турецкое же! значит, как и стамбульское. И вот эти-то цифры я запомнила хорошо: дядечка в летах озвучил 170 лир, сколько просить мне, я понятия не имела)) Но до 140 таки сбила и довольная уселась в машину. Ехали здорово, как я люблю: маленькими зелёными улочками, старыми, зелёными, мимо милых домиков и базаров. Я бдила за счётчиком)) Когда мы остановились, на нем было ровно 140. Ч-чёрт, но я же не это имела в виду, когда торговалась, я все же не люблю крохоборствовать. В общем, получив 160, дядечка был удивлён и счастлив. Я тоже, ведь бакшиш дала сама, а не вынужденно.
На этом рассказ, который я хотя бы попыталась сделать полезным, окончен. Кому нужна Бурсакарт с деньгами на ней, обращайтесь)) Но сначала автору — лайк, пожалуйста!