Найти в Дзене

«Одсун» Алексея Варламова - не моё: отрицательный отзыв о лучшей книге 2024 года

Зимние каникулы - время для чтения. Сегодня дочитала-дослушала книгу Алексея Варламова «Одсун». Первое место премии «Большая книга» 2024 года. Сразу скажу, что это не мой писатель, не мой роман. На самолюбии когда-то дочитала его «Мысленного волка». «Одсун» и слушала, и читала, пытаясь понять, за что дали первое место в Большой книге. Не поняла. Современному читателю ничего объяснять не надо - он сам все объяснит, подведёт нужную платформу. Здесь тоже всё понятно - человек в потоке истории. Обыкновенный человек, ничем не выдающийся. Я бы даже сказала «маленький человек», у которого сил хватило только на одно - на любовь к единственной женщине, которую он спас (как ему казалось), отправив в Америку в 90-е. Вокруг этого всё и вертится - 80-е (до встречи с ней), 90-е (я помню чудное мгновенье), темное время нулевых (и много лет прошло томительных и скучных), 10-е (и для меня воскресли вновь... и жизнь, и слезы, и любовь). Она украинка, он русский. Это всё усложняет. Как Ромео и Джу

Зимние каникулы - время для чтения. Сегодня дочитала-дослушала книгу Алексея Варламова «Одсун». Первое место премии «Большая книга» 2024 года.

Сразу скажу, что это не мой писатель, не мой роман. На самолюбии когда-то дочитала его «Мысленного волка». «Одсун» и слушала, и читала, пытаясь понять, за что дали первое место в Большой книге. Не поняла.

Современному читателю ничего объяснять не надо - он сам все объяснит, подведёт нужную платформу. Здесь тоже всё понятно - человек в потоке истории. Обыкновенный человек, ничем не выдающийся. Я бы даже сказала «маленький человек», у которого сил хватило только на одно - на любовь к единственной женщине, которую он спас (как ему казалось), отправив в Америку в 90-е.

Вокруг этого всё и вертится - 80-е (до встречи с ней), 90-е (я помню чудное мгновенье), темное время нулевых (и много лет прошло томительных и скучных), 10-е (и для меня воскресли вновь... и жизнь, и слезы, и любовь). Она украинка, он русский. Это всё усложняет. Как Ромео и Джульетте, им не быть вместе.

Путешествие с Востока на Запад, из настоящего в прошлое, из реальности в миф. Путешествие превращается в изгнание или бегство. «Одсун» с чешского переводится как «выселение». Первыми были изгнаны из рая Адам и Ева. Последнее изгнание - смерть.

Роман - как слоеный пирог, каждая глава - отдельный временной пласт. Весь роман - чередование временных пластов. Самым интересным мне показался пласт о судетских немцах, изгнанных после войны из Судет чехами. И не только в силу новизны. Это единственная часть романа, когда главный герой отвлекается от своих переживаний и по-настоящему кому-то сочувствует.

Рождество, избиение младенцев в конце романа - очередная рефлексия, уже обращение к мифу. А миф прекрасен в том числе и бессмертием богов. Но смертен судетский немец, ужас его смерти усугубляется бессмысленной жестокостью и невозможностью воскрешения.

Главный герой вроде бы тоже смертен и даже как-то нелепо умирает, но это не точно. Автор выдал всё, что можно, и теперь отправляет своего героя туда, где встречаются умершие. Но и на этом не заканчивается монолог героя - автор просто ставит точку, которая, по сути, в бесконечном потоке речи может ничего не означать.

Признаюсь, мне было скучно. Герои неинтересны. Размышления о России и Украине, украинском языке, судьбах родины, славян, мира тоже не отозвались во мне никак.

Видимо, действительно не мой писатель, не мой ритм повествования, не мои герои, не моя стилистика - всё не моё. То же чувство испытала, когда дочитала «Мысленного волка».

Но многим нравится. Да и первое место серьезной литературной премии не просто так присуждается.

Читать или не читать, решать вам. Возможно, это именно ваша книга, и, дочитав её, вы вернетесь к этому отзыву и поделитесь своими впечатлениями.