Автор – Альбина Галлямова
Вопрос о происхождении сознания — одна из самых захватывающих и многогранных тайн науки, которая волнует умы исследователей уже на протяжении веков. Понимание того, как люди обрели способность к саморефлексии, внутреннему диалогу и осознанию себя как личностей, может пролить свет не только на природу человеческого разума, но и на истоки нашей культуры, поведения и мировоззрения.
Философы, нейробиологи, психологи и антропологи выдвигают разнообразные гипотезы, стремясь объяснить этот феномен, объединяющий биологические, социальные и когнитивные аспекты. Некоторые подходы фокусируются на эволюции мозга и когнитивных функций, в то время как другие исследуют механизмы обработки информации и взаимодействие различных зон мозга. В поисках ответа учёные разрабатывают сложные модели сознания, пытаясь воссоздать его природу с помощью междисциплинарных методов, объединяя достижения в области психологии, нейробиологии и даже искусственного интеллекта.
Основные теории сознания:
1. Эволюционные теории объясняют сознание как адаптацию, способствующую выживанию и успешному социальному взаимодействию:
- Эволюционная теория сознания — сознание развивается как результат естественного отбора и повышения когнитивных функций.
- Гипотеза социального мозга — сознание появляется как инструмент для поддержания сложных социальных отношений.
2. Информационные и когнитивные теории акцентируют внимание на механизмах обработки, интеграции и распространения информации в мозге:
- Теория интегрированной информации — сознание возникает из интеграции информации в сложных системах.
- Теория глобального рабочего пространства — сознание формируется при координации обработки информации в мозге, которая становится доступной для всех когнитивных систем.
- Теория прогнозирующей обработки — мозг предсказывает окружающую среду, и сознание появляется как механизм для минимизации ошибок между предсказанием и реальностью.
3. Нейробиологические теории рассматривают сознание как результат работы нейронных сетей и биологических процессов, происходящих в мозге:
- Теория функциональных систем П.К. Анохина — сознание является продуктом работы функциональных систем мозга, которые самоорганизуются и адаптируются.
- Теория нейронных коррелятов сознания — сознание возникает как результат активности в специфических зонах мозга.
- Теория повторного входа — сознание обусловлено постоянным обменом сигналами между различными зонами мозга.
4. Мета-когнитивные и рефлексивные теории фокусируются на рефлексивных процессах и способности системы осознавать свои внутренние состояния:
- Теории сознания высшего порядка — сознание возникает, когда мозг осознаёт свои собственные ментальные состояния.
Нейробиолог Владимир Алипов проводил многочасовые стримы на своём YouTube-канале, рассматривая многие из них и указывая на сильные и слабые стороны каждой.
Однако на новогодних праздниках хотелось бы рассмотреть что-то более экзотическое и праздничное, а именно теорию сознания Евы, предложенную инженером в области машинного обучения доктором Эндрю Катлером из Бостонского университета США. Он занимается исследованиями в области обработки естественного языка (NLP), психометрии и структуры личности. Его основная работа сосредоточена на том, как языковые модели могут выявлять психологические черты и прогнозировать личностные особенности на основе текстов (в частности довольно интересная статья — Cutler, A., & Condon, D. M. (2023). Deep lexical hypothesis: Identifying personality structure in natural language. Journal of Personality and Social Psychology, 125(1), 173–197. https://doi.org/10.1037/pspp0000443).
Древние мифы как подсказка к пониманию сознания
Мифы и предания многих народов содержат образы змей как символов знания, мудрости и трансформации. В библейской истории Ева разговаривает со змеем, получая знание о добре и зле. В греческих мистериях бог Дионис связан с змеями, а в индуистской традиции Наги считаются божественными защитниками знаний. В Древнем Египте змея символизирует перерождение, а в мифах Австралии и Африки змея представлена как прародительница всего сущего.
Катлер предполагает, что культ змеи, распространённый в культурах по всему миру, может отражать реальные практики, повлиявшие на развитие человеческого сознания. Он считает, что змеиный яд мог использоваться как энтеоген — психоактивное вещество, вызывающее изменённые состояния сознания и способствующее духовным откровениям. Эти состояния могли сыграть ключевую роль в появлении саморефлексии и осознания «Я». Поэтому мифы о змеях могут быть отражением древних ритуалов, связанных с поиском смысла и первых шагов к внутреннему миру.
Далее Катлер говорит о том, что змеиный яд стимулировал выработку фактора роста нервов (NGF), который способствовал росту новых нейронных связей и пластичности мозга. Это и привело к повышенной способности к обучению, рефлексии и восприятию мира. Кроме того, по его мнению, психоделики были способны вызывать эффект "обнуления мозга", позволяя перестроить личность и мышление. Такой механизм мог помочь ранним людям перейти от инстинктивного поведения к более сложным формам сознания.
Археологические свидетельства и древние ритуалы
В культурах по всему миру использовались различные вещества, изменяющие сознание: аяуаска в Амазонии, псилоцибиновые грибы в Мезоамерике, опиум и каннабис в Азии. Возможно, яд змей был одним из первых энтеогенов, открывших людям доступ к новым уровням восприятия и внутренней трансформации. Например, археологические данные показывают:
1. Гёбекли-Тепе (11 тыс. лет назад) — крупнейший древний храм в Турции, содержит множество изображений змей, что может свидетельствовать о существовании культа змей в древнейших ритуалах.
2. Пиренеи (17 тыс. лет назад) — в пещерах найдены змеиные скелеты без голов, предположительно использовавшиеся в ритуалах.
3. Техас (500 г. н.э.) — в фекалиях человека были найдены останки съеденной гремучей змеи, что может указывать на участие в ритуале.
Также одним из наиболее загадочных артефактов является вихревой аэрофон (bullroarer) — древний инструмент, использовавшийся в ритуалах и производящий низкий вибрирующий звук, «голос богов». Этот инструмент использовался для создания изменённых состояний сознания, когда его звук мог служить элементом ритуала, усиливая эффект энтеогенов, таких как змеиный яд. Вихревые аэрофоны найдены в Европе (13 тыс. лет назад), Африке, Австралии и Южной Америке, что указывает на их возможное распространение через древние миграции или культурный обмен.
Женщины и начало культуры
Интересно, что многие мифы указывают на ведущую роль женщин в ритуалах и первых культурных практиках. Катлер предполагает, что женщины были первыми носителями самосознания, передавая его через мифы, песни и мистерии. Собственно поэтому его теория и называется теорией сознания Евы.
«Змей» — это пятый лист из серии гравюр «Ева и будущее» (Opus III) Макса Клигера, созданной в 1880 г. Эта работа представляет собой символичное изображение, вдохновлённое библейской историей о соблазнении Евы змеем. Клингер использует мистические и аллегорические образы, чтобы показать момент, когда Ева встречает змея.
Примеры мифов:
- В греческих мифах о Деметре и Персефоне женщины выполняют ключевые ритуальные функции.
- В Австралии мифы о семи сёстрах (созвездие Плеяд) связаны с женскими инициациями, позднее присвоенными мужчинами.
- В Южной Америке мифы народов Тиерра-дель-Фуэго описывают, как мужчины силой отобрали у женщин их сакральные знания.
Подробнее об этой гипотезе смотрите в подкасте на YouTube
Заключительные мысли
Пока это довольно смелая и интригующая гипотеза, она остаётся скорее интеллектуальной спекуляцией, нежели проверенной научной теорией. Даже если связь между психоделиками и формированием сознания в древности действительно найдёт подтверждение, это конечно же не означает, что повторение подобных практик в современных условиях принесёт те же результаты. Человеческий мозг — это продукт миллиона лет эволюции, и его сложность вряд ли можно раскрыть с помощью быстрого и рискованного вмешательства:
- Развитие мозга в древности происходило в контексте многотысячелетних процессов естественного отбора, а психоделики могли быть лишь одним из факторов, способствующих трансформации сознания, а не его главным двигателем.
- Современные психоделики часто изолированы от ритуальных и культурных практик, которые играли ключевую роль в защите и направлении сознания в безопасное русло. Без соответствующего контекста их использование может оказаться дестабилизирующим для психики.
- Нейропластичность — это сложный процесс, который поддерживается множеством факторов, таких как обучение, творчество и социальные связи. Психоделики могли бы быть лишь одной из многочисленных возможностей, и далеко не единственной или необходимой.
Подводя итог, гипотеза о роли змей и их яда в формировании сознания — это красивая история, которая пробуждает воображение и напоминает нам о тесной связи мифов, природы и человеческой эволюции. Однако как и многие гипотезы в области происхождения сознания, она требует критического осмысления и дальнейших свидетельств. Пока мы можем наслаждаться этим увлекательным пересечением науки, истории и фольклора, помня, что путь к истине, как и к самопознанию, редко бывает простым и быстрым. И, конечно же, никаких «волшебных таблеток» на этом пути нет.