Михаил Федорович Орлов был одним из потомков знаменитого рода братьев Орловых, которые возвели на трон императрицу Екатерину II и верно служили на благо Российской империи и монархии. Их потомок Михаил Орлов известен тем, что был одним из декабристов, то есть человеком, пытавшемся эту монархию развалить.
Михаил Федорович был истинным представителем рода Орловых! Это был красавец высокого роста и большой силы, не зря его называли Геркулесом. И при этом он был прекрасно образован и умен.
Храбрый воин
Михаил Орлов родился 25 марта 1788 года в Москве. Его отцом был генерал-поручик граф Федор Григорьевич Орлов, четвертый из пяти братьев Орловых. Отец Михаила никогда не был женат, и мальчик, как и другие дети Федора Григорьевича, был внебрачным ребенком. Все дети считались воспитанниками графа Орлова, но незадолго до своей кончины граф смог выхлопотать у императрицы узаконивание прав своих детей: они были признаны дворянами, получили фамилию и герб Орловых. Правда, без графского титула.
Граф Орлов также обеспечил своих детей материально. Михаил хоть и остался после смерти отца сиротой в 8 лет, рос он в достатке, ни в чем не нуждаясь. Он воспитывался в престижном пансионе аббата Николя вместе с детьми из аристократических семейств. Выйдя из пансиона в 1801 году, Михаил Орлов был приписан к коллегии иностранных дел. Но его больше влекла военная служба, и в 1805 году он был зачислен юнкером в Лейб-гвардии Кавалергардский полк, в составе которого участвовал в компании против Наполеона.
В битве под Аустерлицем 17-летний юнкер Орлов проявил себя как храбрый воин, за что был произведен в корнеты и назначен адъютантом к князю Петру Михайловичу Волконскому. Михаил Орлов принимал участие и в других битвах против армии Наполеона, за что получил в награду золотую шпагу.
Храбрость и героизм проявил Михаил Орлов и в Отечественную войну 1812 года. За отвагу и ум его сначала назначили адъютантом к Барклаю-де-Толли, затем к Кутузову, который доверял ему ответственные поручения. Михаил Орлов принимал участие в обороне Смоленска, в сражении при Бородине, был в партизанском отряде.
В битве при Бородине Михаил принимал участие вместе со своими тремя братьями, и все они показали себя героями. Федор Глинка, офицер и литератор, писал:
«Из четырех братьев Орловых в день Бородина уцелел только один. Двоим отпилили ноги, третий изранен пиками»
Изранен был Алексей, Федор и Григорий потеряли ноги, невредимым остался Михаил. Видимо, он был не только храбрецом, но и счастливчиком.
Затем он отличился в сражении при Вереи, за что был награжден орденом св. Георгия 4 степени. Принимал участие и в других сражениях, а когда военные действия переместились в Европу, отличился и там.
Звездный час Михаила Орлова
29 марта 1814 года союзные войска вплотную подошли к Парижу. Наполеон с основной армией находился в нескольких днях пути от столицы. Париж защищали несколько гарнизонов, поэтому без боя войти в город было невозможно, но и ждать, когда подойдет Наполеон с основной армией, тоже. Войска союзников готовились к штурму города, но это привело бы к его фактически полному разрушению, а этого хотелось избежать не только командующему обороной города маршалу Мармону, но и Александру I.
Избавить столицу Франции от уничтожения могла только капитуляция. Мармон даже отправил к русскому императору парламентера. Вести переговоры о сдаче города император Александр I поручил молодому, но уже опытному дипломату, 33-летнему статс-секретарю графу Карлу Васильевичу Нессельроде и еще более молодому офицеру - флигель-адъютанту Михаилу Орлову. При этом император наделил Орлова особыми полномочиями. Как писал позже М.Ф. Орлов в своих воспоминаниях о капитуляции Парижа, император сказал ему:
«…я даю вам право остановить огонь везде, где вы сочтете это нужным. И для того, чтобы предупредить и отвратить все бедствия, облекаю вас властью, не подвергаясь никакой ответственности, прекращать самые решительные атаки, даже обещающие полную победу. Париж, лишенный своих рассеянных защитников и своего великого мужа, не будет в состоянии противиться. Я твердо убежден в этом. Богу, который даровал мне могущество и победу, угодно, чтобы я воспользовался тем и другим только для дарования мира и спокойствия Европе. Если мы можем приобресть этот мир не сражаясь, тем лучше; если же нет, то уступим необходимости, станем сражаться, потому что волей или неволей, с бою или парадным маршем, на развалинах или во дворцах, но Европа должна ныне же ночевать в Париже».
Нессельроде и Орлов отправились в осажденный Париж, где оказались не только в качестве дипломатов, но и в качестве заложников.
В ночь на 31 марта 1814 года договор о капитуляции Парижа был подписан на условиях, которые составил полковник Михаил Орлов. За это уже через два дня он был произведен в генерал-майоры.
Оппозиционер
В 1815 году Михаил Орлов принял участие во втором походе во Францию. В этот период он сблизился с Н.И. Тургеневым, с которым они обсуждали вопросы освобождения крестьян. Но если у Тургенева эти идеи так и остались на уровне разговоров, то Михаил Орлов настолько увлекся этой идеей, что, вернувшись, он составил императору Александру I адресную записку об уничтожении в России крепостного права. Таким образом, можно сказать, что первая в XIX веке попытка уничтожить в России крепостное право принадлежит Михаилу Федоровичу Орлову.
Император не отреагировал на записку Орлова, и, как и прежде, относился к нему милостиво. Тот даже в 1816 году сопровождал государя в путешествии по России.
И все-таки оппозиционные взгляды молодого генерала доходили до императора, и его отношение к Орлову стало меняться. И основания у императора для этого были. Как и многие молодые офицеры, Михаил Орлов вернулся из заграничного похода полный либеральных идей. Ф.Ф. Вигель в своих «Записках» писал:
«…Михаилу, исполненному доброты и благородства, ими дышащему, казалось, мало собственного благополучия: он беспрестанно мечтал о счастии сограждан и задумал устроить его, не распознав, на чем преимущественно оно может быть основано. <…> Он, как ладья, тяжелым грузом дум обремененная, отважно пустился в море предприятий и расшибся о первый же подводный камень».
«В Михаиле почти все заимствовано было у Запада: в конституционном государстве он равно блистал бы на трибуне, как в боях; у нас под конец был он только сладкоречивым, приятным салонным говоруном».
Еще в Петербурге Орлов вступил в литературное общество «Арзамас», которое под влиянием Орлова и других будущих декабристов стало политизированным. По настоянию Орлова было принято решение об издании журнала, целью которого было
«…распространение идей свободы, приличных России в ее теперешнем положении, согласных со степенью ее образования, не разрушающих настоящего, но могущих приготовить лучшее будущее».
На себя он взял самый серьезный раздел журнала — политический. Но разрешение на издание журнала так и не было получено. В 1818 году общество «Арзамас» было распущено.
Именно Михаил Орлов был одним из инициаторов создания первых тайных обществ, в частности, «Ордена русских рыцарей».
В Кишинев – подальше от столицы
Поэтому император вскоре изменил свое благожелательное отношение к Михаилу Орлову. Он несколько раз отклонял предложения о передаче под командование Орлова одну из дивизий, пока, наконец, не решил отправить его подальше от столицы. В 1818 году Орлова направили в Киев, а в 1820 году под его командование была отдана 16-я пехотная дивизия, которая была расквартирована в Кишиневе. Командовал корпусом генерал Н.Н. Раевский.
Очень быстро Орлов стал популярен среди подчиненных тем, что отличался гуманным отношением к нижним чинам. Так, одним из первых его приказов был запрет на применение тяжелых телесных наказаний. Кроме того, он устроил для нижних чинов школу. Конечно, эти действия Орлова доходили и до высшего начальства.
В Кишиневе Орлов примкнул к Южному тайному обществу, в котором вскоре занял одну из ведущих позиций, и некоторые исследователи считают, что именно Михаил Орлов был в числе первых инициаторов восстания. В 1821 году в Москве решено было провести съезд депутатов «Союза Благоденствия», на котором должны были четко определить цели и программу действий общества. Орлов отправился на съезд и был выбран его председателем. Правда, от этого звания он отказался и далее принимал участие в качестве одного из членов. Общество распалось буквально через месяц.
Но Южное тайное общество продолжало действовать, и как один из его руководителей Орлов разрабатывал свою программу либеральных реформ. Программа включала введение конституции и отмену крепостного права, суд присяжных и свободу печати. Вероятнее всего, именно он, а не Пестель стал руководителем Общества. Но этому помешала личная жизнь генерала Михаила Орлова.
Личная жизнь
В том же, 1821 году Михаил Орлов решил жениться на дочери своего прежнего командира – генерала Н.Н. Раевского. Отец невесты, зная о либеральных взглядах своего будущего зятя и обеспокоенный судьбой своей дочери выставил Орлову ультиматум: либо женитьба на его дочери и семья, либо участие в тайных обществах.
Орлов выбрал семью, и в мае 1821 года состоялась свадьба. Но и от деятельности тайного общества полностью он не отошел. И причиной для этого стала его супруга – Екатерина Николаевна Раевская-Орлова (1797-1885 годы). В их кишиневском доме постоянно собирались молодые люди, причем, не только офицеры. Частым гостем Орловых был А.С. Пушкин, отбывающий в Кишиневе ссылку. В доме много спорили – на политические, философские и литературные темы, а супруга Орлова, умная и властная Екатерина Николаевна, умело направляла эти споры.
Михаил Федорович супругу свою очень любил. Храбрый на поле боя и требовательный с подчиненными, в своей семье генерал Орлов был мягким и уступчивым.
Но такая бурная, одновременно и семейная, и политическая жизнь вскоре закончилась – в 1822 году Михаил Орлов попал в опалу.
Опала
В 1822 году в дивизии генерала Орлова случился инцидент, вызвавший волнения. Служил в дивизии капитан Брюханов, который занимался поставками провианта и делал это с учетом своих личных интересов. И этот «личный интерес» был бы еще больше, если бы не мешал ему в этом каптенармус, следивший за его действиями. Однажды разозленный капитан нашел повод для наказания каптенармуса, причем, распорядился наказать его с большой жестокостью – палками.
Возмущенные и несправедливым, и жестоким наказанием солдаты отбили своего товарища у унтер-офицеров и отняли у них палки. Генерал М.Ф. Орлов при рассмотрении этого дела признал правоту каптенармуса и солдат и отдал под суд зарвавшегося капитана Брюханова.
Возможно, все так бы и было, но за Орловым давно уже велось наблюдение и о его либеральных взглядах было известно. Поэтому его начальник, генерал Иван Васильевич Сабанеев, пересмотрел дело и велел Брюханова освободить, солдат наказать кнутом и сослать на каторгу. Михаил Федорович Орлов был освобождён от командования и в апреле 1823 года его назначили «состоять по армии».
Как сложилась дальнейшая жизнь Михаила Орлова, его участие в восстании декабристов и наказание за это – в следующей статье.
О супруге Михаила Орлова и ее родственниках: