Екатерина Раевская могла разделить участь своей младшей сестры Марии Волконской и стать женой декабриста, последовавшей за мужем в Сибирь. Но судьба была к ней более благосклонна.
Старшая дочь героя войны
Екатерина родилась 10 апреля 1797 года в Дербенте, где в то время служил ее отец Николай Раевский. Она была старшей из дочерей будущего героя отечественной войны. Образование девочка получила домашнее, и очень хорошее. Она свободно говорила на французском и английском языках, много читала и любила литературу.
Девушка отличалась твердостью характера и прямотой своих высказываний, поэтому ее прозвали «Марфой Посадницей». При этом твердый характер сочетался в ней с душевной мягкостью и добротой.
В мае 1821 года Екатерина Раевская вышла замуж. Ее избранником стал командир пехотной дивизии, генерал-майор Михаил Фёдорович Орлов, который ранее был начальником штаба у ее отца, Николая Раевского.
Михаил Орлов – декабрист, избежавший ссылки
Михаил Федорович Орлов был внебрачным сыном графа Федора Григорьевича Орлова, брата фаворита Екатерины II Григория Орлова. Указом императрицы Михаил и его брат Алексей были узаконены, получили дворянство и герб Орловых.
Воспитание Михаил и Алексей получили в престижном частном пансионе аббата Николя в Петербурге. В 1801 году Михаил был зачислен в Коллегию иностранных дел, а в 1805 году перешел на военную службу. Принимал участие в Отечественной войне 1812 года, был флигель-адъютантом императора Александра I.
Из европейского похода Орлов, как и многие молодые офицеры, вернулся надышавшись «Воздухом свободы» и с оппозиционными по отношению к царскому правительству взглядами. Он жаждал активной деятельности на благо общества, но император Александр I не доверял своему бывшему адъютанту с прогрессивными взглядами и отверг предложение отдать под командование Михаила Орлова дивизию. В 1817 году Михаил Орлов получил новое назначение – его отправили в Кишинев, куда он был назначен начальником штаба пехотного корпуса, командиром которого тогда был генерал Н.Н. Раевский.
Приехав в Кишиневе, Орлов познакомился с Пушкиным и стал членом Южного тайного общества, в котором стал играть одну из ведущих ролей. Он разработал свою программу либеральных реформ, которая включала введение конституции, отмену крепостного права, суд присяжных, свободу печати. Его прочили на руководителя тайной организации. Возможно, Южное общество возглавил бы Орлов, а не Пестель. Но категорически оказался против его будущий тесть, генерал Николай Николаевич Раевский. Обеспокоенный за судьбу своей дочери и будущих внуков, он поставил Орлову условие: или семья, или тайная деятельность.
Князь Волконский так писал об этом:
«Проездом чрез Киев он (Орлов) решился сделать попытку о давно затеянной им женитьбе с дочерью Ник. Ник. Раевского — Екатериной Николаевной. Переговоры эти шли через брата её А. Ник. (Александр Николаевич), который ему поставил первым условием выход его из деятельных членов тайного общества. А. Ник., как человек умный, не был в числе отсталых, но как человек хитрый и осторожный, видел, что тайное общество не минует преследования правительства, и положил первым условием Орлову выход из общества, и Орлов, выехав из Киева, был в шатком убеждении, что ему делать».
Орлов выбрал женитьбу, но совсем от политики не отошел. И в этом, как ни странно, большую роль сыграла его супруга Екатерина. Ей, умной, сильной и властной, льстило, что в их доме, всегда открытом для друзей, собираются прогрессивные молодые люди, которые рассуждают о политике, спорят до хрипоты, философствуют, читают стихи.
В семейном дуэте Орловых Екатерина занимала лидирующую позицию. П.К. Губер так писал об этом:
«Властолюбивая, гордая, хитрая и резкая, она, выйдя замуж, стремилась командовать мужем, в чем, кажется, и успела. Шутливые рисунки в семейном альбоме Раевских изображают ее с пучком розог в руках. Перед нею, словно школьник, стоит на коленях провинившийся супруг».
И действительно, отважный воин Михаил Орлов в кругу семьи был мягким и уступчивым человеком и жену свою очень любил.
Восстание декабристов и перелом в жизни
После восстания декабристов Михаил Орлов был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, в каземате которой провёл полгода. Ему грозило суровое наказание, но помогло заступничество брата, Алексея Федоровича Орлова, любимца императора Николая I. Михаила не отправили в Сибирь, но он был уволен со службы и сослан в свое имение Милятино Калужской губернии, где ему предписывалось жить под надзором полиции. Его супруга Екатерина поехала в ссылку в деревню вслед за мужем.
Несмотря на изменения в своей жизни, Екатерина приветствовала декабрьское восстание. Она единственная из всех Раевских поддержала решение своей сестры Марии ехать вслед за супругом в Сибирь. Она говорила, что, как и сестра, отправилась бы за мужем в Сибирь.
Когда Мария Волконская, в конце 1826 года, уезжала к мужу декабристу, Екатерина приехала из деревни в Москву проститься с сестрой. Позже Мария Волконская вспоминала:
«Сестра Орлова приехала в Москву проститься со мной… видя, что я уезжаю без шубы, испугалась за меня и, сняв со своих плеч салоп на меху, надела его на меня. Кроме того, она снабдила меня книгами, шерстями для рукоделья и рисунками».
За время ссылки Екатерина не оставляла вниманием свою сестру, они регулярно переписывались, и Екатерина старалась сделать все возможное, чтобы как-то облегчить участь Марии в Сибири.
Жизнь в опале
В Милятино супруги Орловы не хандрили и не бездействовали. Михаил Орлов занимался доставшимся ему по наследству стекольным заводом. Но дела шли не очень успешно, и он постоянно испытывал затруднения в деньгах.
Но семейному счастью Орловых это помехой не было. Екатерина и Михаил в своей глуши жили дружно, воспитывали детей.
Приехавший навестить их отец Екатерины Николай Раевский поразился тому, как супруги, находясь в столь унылом месте и испытывая скудость в средствах, тем не менее сохраняют и весёлость, и нежное обращение в отношениях друг с другом.
Последние года
В 1831 году Орлов получил разрешение поселиться в Москве. Там супруги жили сначала на Малой Дмитровке, затем на Пречистенке. В их доме бывали И.С. Тургенев, А.И. Герцен, Я.П. Полонский.
Михаил Орлов скончался в 1842 году от горячки, ему было 53 года. Екатерина Николаевна не отходила от больного супруга ни на шаг, и его кончина была для нее большим ударом. Современница А.П. Елагина вспоминала, что она
«…не плакала и даже со всеми говорила, но просто видно было всякому, что ее на земле нет».
Похоронив мужа, Екатерина Николаевна уехала в путешествие. Она жила то за границей, то в Москве или Петербурге. Но нигде она не находила душевного спокойствия. Она отнюдь не вела праздную жизнь. Ее делом стало систематизация и описание архива ее прадеда, ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
Современники отмечали, что Екатерина Орлова даже в глубокой старости сохранила остроту ума, приветливый нрав, доброту души, интересовалась литературой.
Екатерина Николаевна Орлова скончалась 22 января 1885 года в возрасте 87 лет в Царском Селе. Она похоронена рядом с мужем, в Новодевичьем монастыре.
В браке у супругов Орловых родилось двое детей: сын Николай (1822 – 1886 годы) и дочь Анна (1826 – 1887 годы).
Екатерина Раевская и Пушкин
Екатерина и Пушкин познакомилась в Санкт-Петербурге еще в 1817 году, но подружились они во время совместного путешествия семьи Раевских и поэта на Кавказ в 1820 году. Они много беседовали и часто спорили о литературе. Пушкин относился к ней с большим уважением, а Раевская относилась к Пушкину не как к уже известному поэту, а как к обычному двадцатилетнему молодому человеку. К тому же, поэт был на два года моложе ее, а потому даже и пренебрежительно. Для нее он был всего лишь легкомысленный юноша, правда, написавший несколько пьес и много стихов, к тому же пылкий и живой, влюбленный во всех красавиц сразу.
Пушкин же в 1820 году в письме брату Льву писал из Кишинева:
«…Все его (Раевского) дочери — прелесть старшая — женщина необыкновенная».
Пушкин ценил независимость суждений и объективность Екатерины о своем творчестве и писал брату:
«Признаюсь, одной мыслью этой женщины дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики».
Был ли он влюблен в Екатерину? Возможно, хотя его имя обычно связывают с младшей сестрой, Марией. Но известно, что после свадьбы Екатерины и Орлова отношения между поэтом и молодым мужем были очень натянутыми, а А.И. Тургенев по этому поводу писал Вяземскому в 1821 году:
«Михайло Орлов женится на дочери генерала Раевского, по которой вздыхает поэт Пушкин. »
С именем Екатерины Раевской связывают написанную в 1820 году в Гурзуфе элегию «Редеет облаков летучая гряда...» и написанное в Киеве в 1821 году стихотворение «Красавица перед зеркалом».
Также Пушкин сам говорил о том, что образ Марины Мнишек в трагедии «Борис Годунов» навеян красивой и властной Екатериной Раевской-Орловой. Он так писал об этом П.А. Вяземскому из Михайловского:
«Сегодня кончил я 2-ю часть моей трагедии …моя Марина славная баба: настоящая Катерина Орловa! Знаешь её? Не говори, однако ж, этого никому».
Несомненно, эта неординарная женщина оставила след в душе поэта, а также в русской истории.
О других представителях семьи Раевских: