25 декабря произошла авиакатастрофа самолета Embraer 190 азербайджанской авиакомпании AZAL, выполнявшего рейс из Баку в Грозный. Самолет разбился на подлете к Актау в Казахстане, что привело к масштабным последствиям в авиационной отрасли. В этой статье мы разберем, как инцидент повлиял на авиасообщение, и какие меры предпринимают авиакомпании и регуляторы.
Временное закрытие маршрутов
После катастрофы азербайджанские авиационные власти запретили полеты между Азербайджаном и 10 российскими городами. Запрет коснулся Грозного, Махачкалы, Минеральных Вод, Сочи, Волгограда, Уфы, Самары, Саратова, Нижнего Новгорода и Владикавказа. По данным AZAL, это решение связано с предварительными результатами расследования, указывающими на внешние физические и технические воздействия на самолет.
Одновременно, авиакомпании других стран начали приостанавливать свои рейсы в Россию. Например, казахстанская Qazaq Air временно прекратила полеты из Астаны в Екатеринбург до 27 января 2025 года, ссылаясь на необходимость пересмотра мер безопасности. El Al из Израиля приостановила полеты из Тель-Авива в Москву до конца марта 2025 года, а Flydubai отказалась от рейсов в Сочи и Минеральные Воды до 3 января, затем ограничения продлили до 9 января и не факт, что это крайняя дата.
Влияние на авиакомпании России и соседних стран
Российские перевозчики также начали пересматривать свои маршруты. Utair объявил об отмене рейсов в Баку из Уфы, Самары, Владикавказа, Саратова, Нижнего Новгорода и Сочи. При этом рейсы из Москвы, Петербурга, Тюмени и Сургута остаются в расписании.
«Ираэро» исключила из расписания рейсы в Баку из Владикавказа, Саратова и Нижнего Новгорода, но продолжает выполнять полеты из Москвы, Казани, Перми, Новосибирска и Красноярска. «Уральские авиалинии» также сократили свои рейсы, оставив программы из Москвы и Екатеринбурга, но отменив рейсы из Сочи.
Приостановка рейсов другими перевозчиками
Туркменская авиакомпания Turkmenistan Airlines временно прекратила рейсы из Ашхабада в Москву с 30 декабря по 31 января 2025 года. Ранее, 2 июня, были отменены рейсы Ашхабад – Казань. На период приостановки полетов компания организует альтернативные маршруты с использованием сторонних перевозчиков на участке Москва – Стамбул.
Air Serbia отменила рейсы из Белграда в Сочи и Казань до конца зимнего расписания. Хотя официальных заявлений от авиакомпании не поступало, билеты на рейсы после 20 января отсутствуют в продаже. Эксперты отмечают, что такое решение связано с изменением условий страхования бортов для полетов по российским направлениям после катастрофы.
Экономические и политические аспекты
Несмотря на заявления о безопасности, многие эксперты полагают, что экономические факторы также играют важную роль в принятии решений об отмене рейсов. Изменения в условиях страхования, рост расходов на безопасность и политическая нестабильность в регионе оказывают прямое влияние на рентабельность маршрутов. Например, Flydubai и El Al объяснили свои решения коммерческими причинами.
Реакция пассажиров и компенсации
Пассажиры отмененных рейсов получают уведомления о возврате средств или возможности переоформить билеты на альтернативные маршруты. Например, Qazaq Air предлагает вернуть деньги или выбрать другие направления. Аналогичные меры предпринимают Utair, AZAL и другие авиакомпании.
Однако у некоторых пассажиров возникают сложности с изменением планов, особенно в предновогодний период, когда нагрузка на авиаперевозчиков традиционно высока. Это подчеркивает важность оперативного информирования и поддержки клиентов.
Долгосрочные последствия
Расследование катастрофы Embraer 190 продолжается, и его результаты могут повлиять на авиационную отрасль региона. Усиление мер безопасности, пересмотр маршрутов и повышение страховых тарифов могут стать новым стандартом для перевозчиков, работающих в зоне повышенного риска.
Также не исключено, что дальнейшее ухудшение политической ситуации может привести к дополнительным ограничениям на полеты, что негативно скажется на доступности авиаперелетов для пассажиров и экономике авиакомпаний.
Заключение
Пассажирский самолет Azerbaijan Airlines рейса Баку — Грозный разбился вблизи казахстанского города Актау утром 25 декабря. В результате крушения погибли 38 человек.
По данным источников Euronews и Reuters в правительстве Азербайджана, причиной крушения самолета стала российская система ПВО. Российская ракета взорвалась рядом с самолетом, когда силы ПВО отражали атаку украинских беспилотников на регионы Северного Кавказа.
Бортпроводники самолета AZAL заявили, что слышали взрывы, когда пролетали над Грозным. Азербайджан требует от России извинений и выплаты компенсаций.
Авиакатастрофа самолета AZAL стала катализатором для пересмотра маршрутов, условий страхования и мер безопасности в авиационной отрасли. Несмотря на то, что решения о приостановке рейсов часто объясняются соображениями безопасности, экономические и политические факторы играют не менее важную роль. Пассажирам остается надеяться на скорейшую стабилизацию ситуации и восстановление привычного авиасообщения.