Алексей Алексеевич Сидоров (1891 - 1978) - профессор МГУ, искусствовед, специалист по истории книги и книжного рисунка.
Сидоров служил советской власти и за совесть, и за страх, сочетая высокую науку и утончённейший вкус.
Его отец Алексей Михайлович всего в жизни добился сам, закончил юридический факультет Московского университета, служил судьёй. За три года до революции получил личное дворянство, чин действительно статского советника и назначение в Харьковский окружной суд. Мать Анастасия Николаевна была из рода князей Кавкасидзе, выехавших в Россию из Грузии ещё при Анне Иоанновне.
Алексей Сидоров учился в Москве в Медведниковской гимназии, которую окончил в 1909 году с золотой медалью.
По приглашению Ивана Цветаева в 1911 году Алексей Сидоров стал первым экскурсоводом Музея Изящных искусств, ныне Музея имени Пушкина.
Окончил в 1913 году Московский университет по истории искусств и археологии настолько успешно, что был оставлен при кафедре и командирован для продолжения образования в Италию, Австрию и Германию (1913–1914).
В 1919 году при отступлении красных из Харькова был взят в заложники отец Сидорова. Несмотря на все хлопоты Алексея, и даже большевика Каменева, отец был расстрелян.
В 1925 году Сидоров гостил у Максимилиана Волошина в Коктебеле. Знакомы они были еще с начала 1910-х годов. О том, как жилось Сидорову в Советской России, что чувствовал он, вспоминая прошлое, свидетельствуют его стихи, посвящённые Волошину:
«Поймешь ли ты, что значит нам былое,
Забывшим имя и предавшим отчество».
Алексей Сидоров считал себя поэтом. Он посвятил сонет-акростих с кодой Э.Ф. Голлербаху:
Энтузиастов неизбежный сон
Руководит обычностью недаром.
Искусство пожирающим пожаром
Хулу сожжет и превзойдет закон.
Условности сладчайшая препон!
Гравюрный лист своим ударом даром
Очертит вечно молодое в старом,
Линейным чарам воздвигая трон.
Любезный вождь библиофильской рати,
Единомышленник среди собратий
Резца, бумаги и карандаша –
Блюди и впредь среди минутных мелей
Античный пламень знаний и веселий –
Художеств и наук одна душа
Устремлена к одной и той же цели.
1925 год.
Как известно, в классическом сонете обязательно должно быть 14 строк. В посвящении ЭРИХУ ГОЛЛЕРБАХУ 15 букв, поэтому в сонет добавлен ещё один терцет, и получился «сонет с кодой», состоящий из 15 строк. И ещё одно стихотворение – о себе:
* * *
Не юношей невинным избран я,
Как Данте, у порога посвящений
"На полпути земного бытия"
Я опустился на колени.
Смыкалось вкруг меня небытиё,
Усталость тяжкая владела мною,
Минувшее взносило остриё
Над жизненною крутизною.
Давно последний разрешён вопрос,
Исполнены грозящие расплаты.
Но я смотрел, как ширился и рос
Над алтарём огонь крылатый.
Была часовня строгая темна,
Но в огневеющем прозрачном мраке
В заветные слагались письмена
Неизъясняемые знаки.
Моей любви необычайный суд
Вершил таинственные начертанья,
И тридцать дней я горький пил сосуд
Сурового самосознанья.
И что же? Вот: в отливы янтаря
Небесный свод окрашен на востоке.
Слепительная да начнёт заря
Грядущего иные сроки!
26 июля 1926
После расстрела отца ушел в белую армию и исчез навсегда его младший брат, Игорь. Другой брат, Сергей, в 1921 году стал священником. Сергей, испытал аресты, ссылки, лагеря, был в 1937 году расстрелян. Семья сохранила замечательные по духовной силе «Записки» Сергея Сидорова», опубликованные в наши дни. Предисловие к ним написала дочь Сергея Сидорова, В.С. Бобринская. Вера Сергеевна унаследовала стойкость духа своего отца. Ее мужем стал Николай Николаевич Бобринский, потомок сына Екатерины Великой и Григория Орлова. Н.Н. Бобринский работал геологом, много писал о своих предках, в 90-е годы активно публиковался.
Вера Сергеевна писала об Алексее Алексеевиче так: «Он смог полностью уйти в свою науку, оторвавшись от бушевавшей вокруг него советской жизни. Он понимал, что окружает его и совершенно закрылся в кругу семьи и немногих друзей».
В 1941-м году Сидорову исполнилось пятьдесят лет, он был известнейшим ученым.
Преподавал в МГУ (в 1916‒31 и 1942‒50; профессор с 1925), Московском полиграфическом институте (1938‒64). Работал в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1916‒21 и 1927‒36).
Историк искусства, книговед и библиофил, поэт и публицист, доктор искусствоведения (1936), член-корреспондент АН СССР (1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).
Работал в НИИ искусствознания Министерства культуры СССР, был членом Президиума Отделения истории Академии наук СССР, руководил Всесоюзным добровольным обществом любителей книги. А.А. Сидоров — бессменный член редколлегии сборников «Книга: исследования и материалы» и автор более 500 научных работ об искусстве, о западноевропейской и русской графике, об искусстве книги и об отдельных художниках.
А.А. Сидоров считается одним из родоначальников отечественного книговедения как особой научной дисциплины. Был награжден орденом Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов, орден «Знак почёта».
Основные исследования Сидорова А.А. посвящены рисунку, искусству книги и книговедению. Принёс в дар Государственной Третьяковской галерее графику (русское искусство) и графику Музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (западноевропейское искусство).
Вспоминает П. Е. Корнилов, искусствовед: «А. А. Сидоров меня привлекал и как собиратель русских рисунков. Они были у него в хорошем порядке, вмонтированы в паспарту и проложены калькой. И я нисколько не удивился, что коллекцию он решил передать в Третьяковскую галерею…
У А. А. Сидорова было большое собрание иностранных рисунков, среди которых были просто шедевры, как, например, рисунки Дюрера.
А. А. Сидоров широко известен и как собиратель книжных знаков, но мало кто знает и помнит, что он и сам занимался гравированием, причём резал он свои работы в книжно-декоративном плане.
А. А. Сидоров всегда был очень доброжелательным человеком. Он никогда и никому не отказывал в рецензировании работ и выступал на защитах диссертаций».
Он испытывал глубокий интерес к мистике и мистицизму, собрал самую обширную библиотеку по этим вопросам и передал её в научную библиотеку Московской духовной академии в Сергиевом Посаде.
В 1969 году коллекцию экслибрисов А.А. Сидорова приобрела Государственная библиотека имени В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека).