Найти в Дзене
Создатели книги

Из книг А.А. Сидорова

Алексей Алексеевич Сидоров (1891 - 1978) - профессор МГУ, искусствовед, специалист по истории книги и книжного рисунка.

Сидоров служил советской власти и за совесть, и за страх, сочетая высокую науку и утончённейший вкус.

Экслибрис
Экслибрис

Его отец Алексей Михайлович всего в жизни добился сам, закончил юридический факультет Московского университета, служил судьёй. За три года до революции получил личное дворянство, чин действительно статского советника и назначение в Харьковский окружной суд. Мать Анастасия Николаевна была из рода князей Кавкасидзе, выехавших в Россию из Грузии ещё при Анне Иоанновне.

Алексей Сидоров учился в Москве в Медведниковской гимназии, которую окончил в 1909 году с золотой медалью.

По приглашению Ивана Цветаева в 1911 году Алексей Сидоров стал первым экскурсоводом Музея Изящных искусств, ныне Музея имени Пушкина.

Окончил в 1913 году Московский университет по истории искусств и археологии настолько успешно, что был оставлен при кафедре и командирован для продолжения образования в Италию, Австрию и Германию (1913–1914).

-2

В 1919 году при отступлении красных из Харькова был взят в заложники отец Сидорова. Несмотря на все хлопоты Алексея, и даже большевика Каменева, отец был расстрелян.

В 1925 году Сидоров гостил у Максимилиана Волошина в Коктебеле. Знакомы они были еще с начала 1910-х годов. О том, как жилось Сидорову в Советской России, что чувствовал он, вспоминая прошлое, свидетельствуют его стихи, посвящённые Волошину:

«Поймешь ли ты, что значит нам былое,

Забывшим имя и предавшим отчество».

Алексей Сидоров считал себя поэтом. Он посвятил сонет-акростих с кодой Э.Ф. Голлербаху:

Энтузиастов неизбежный сон

Руководит обычностью недаром.

Искусство пожирающим пожаром

Хулу сожжет и превзойдет закон.

Условности сладчайшая препон!

Гравюрный лист своим ударом даром

Очертит вечно молодое в старом,

Линейным чарам воздвигая трон.

Любезный вождь библиофильской рати,

Единомышленник среди собратий

Резца, бумаги и карандаша –

Блюди и впредь среди минутных мелей

Античный пламень знаний и веселий –

Художеств и наук одна душа

Устремлена к одной и той же цели.

1925 год.

-3

Как известно, в классическом сонете обязательно должно быть 14 строк. В посвящении ЭРИХУ ГОЛЛЕРБАХУ 15 букв, поэтому в сонет добавлен ещё один терцет, и получился «сонет с кодой», состоящий из 15 строк. И ещё одно стихотворение – о себе:

* * *

Не юношей невинным избран я,

Как Данте, у порога посвящений

"На полпути земного бытия"

Я опустился на колени.

Смыкалось вкруг меня небытиё,

Усталость тяжкая владела мною,

Минувшее взносило остриё

Над жизненною крутизною.

Давно последний разрешён вопрос,

Исполнены грозящие расплаты.

Но я смотрел, как ширился и рос

Над алтарём огонь крылатый.

Была часовня строгая темна,

Но в огневеющем прозрачном мраке

В заветные слагались письмена

Неизъясняемые знаки.

Моей любви необычайный суд

Вершил таинственные начертанья,

И тридцать дней я горький пил сосуд

Сурового самосознанья.

И что же? Вот: в отливы янтаря

Небесный свод окрашен на востоке.

Слепительная да начнёт заря

Грядущего иные сроки!

26 июля 1926

После расстрела отца ушел в белую армию и исчез навсегда его младший брат, Игорь. Другой брат, Сергей, в 1921 году стал священником. Сергей, испытал аресты, ссылки, лагеря, был в 1937 году расстрелян. Семья сохранила замечательные по духовной силе «Записки» Сергея Сидорова», опубликованные в наши дни. Предисловие к ним написала дочь Сергея Сидорова, В.С. Бобринская. Вера Сергеевна унаследовала стойкость духа своего отца. Ее мужем стал Николай Николаевич Бобринский, потомок сына Екатерины Великой и Григория Орлова. Н.Н. Бобринский работал геологом, много писал о своих предках, в 90-е годы активно публиковался.

Вера Сергеевна писала об Алексее Алексеевиче так: «Он смог полностью уйти в свою науку, оторвавшись от бушевавшей вокруг него советской жизни. Он понимал, что окружает его и совершенно закрылся в кругу семьи и немногих друзей».

-4

В 1941-м году Сидорову исполнилось пятьдесят лет, он был известнейшим ученым.

Преподавал в МГУ (в 1916‒31 и 1942‒50; профессор с 1925), Московском полиграфическом институте (1938‒64). Работал в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1916‒21 и 1927‒36).

Историк искусства, книговед и библиофил, поэт и публицист, доктор искусствоведения (1936), член-корреспондент АН СССР (1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).

Работал в НИИ искусствознания Министерства культуры СССР, был членом Президиума Отделения истории Академии наук СССР, руководил Всесоюзным добровольным обществом любителей книги. А.А. Сидоров — бессменный член редколлегии сборников «Книга: исследования и материалы» и автор более 500 научных работ об искусстве, о западноевропейской и русской графике, об искусстве книги и об отдельных художниках.

А.А. Сидоров считается одним из родоначальников отечественного книговедения как особой научной дисциплины. Был награжден орденом Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов, орден «Знак почёта».

-5

Основные исследования Сидорова А.А. посвящены рисунку, искусству книги и книговедению. Принёс в дар Государственной Третьяковской галерее графику (русское искусство) и графику Музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (западноевропейское искусство).

Вспоминает П. Е. Корнилов, искусствовед: «А. А. Сидоров меня привлекал и как собиратель русских рисунков. Они были у него в хорошем порядке, вмонтированы в паспарту и проложены калькой. И я нисколько не удивился, что коллекцию он решил передать в Третьяковскую галерею…

У А. А. Сидорова было большое собрание иностранных рисунков, среди которых были просто шедевры, как, например, рисунки Дюрера.

А. А. Сидоров широко известен и как собиратель книжных знаков, но мало кто знает и помнит, что он и сам занимался гравированием, причём резал он свои работы в книжно-декоративном плане.

А. А. Сидоров всегда был очень доброжелательным человеком. Он никогда и никому не отказывал в рецензировании работ и выступал на защитах диссертаций».

-6

Он испытывал глубокий интерес к мистике и мистицизму, собрал самую обширную библиотеку по этим вопросам и передал её в научную библиотеку Московской духовной академии в Сергиевом Посаде.

В 1969 году коллекцию экслибрисов А.А. Сидорова приобрела Государственная библиотека имени В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека).