Продолжение статьи "Виталий Вавилин: собрать время", ДЕЛО №7, декабрь 2024
«Музей Актуального Реализма, открытый в Тольятти Виталием Вавилиным, я ставлю в один ряд с такими институциями, как «Гараж» в Москве и «Эрарта» в Санкт-Петербурге, - рассказывает «ДЕЛУ» Константин Худяков. - Других частных художественных музеев такого уровня в нашей стране нет. У каждого из них – свое уникальное лицо, каждый создан неординарными личностями, только «Гараж» и «Эрарта» находятся в столицах, а музей Виталия Вавилина - в Самарской области, и это совершенно удивительно".
Поразительный для нестоличной России масштаб собрания МАР сегодня не может не впечатлять даже людей, далеких от искусства: коллекция музея Вавилина составляет уже около 3000 работ живописи, графики и скульптуры порядка 150 авторов! «Концептуальную основу коллекции составляет идея собрать и публично предъявить собрание произведений художников, творивших с середины ХХ века до наших дней и работавших преимущественно в рамках реалистического направления изобразительного искусства», - рассказывает «ДЕЛУ» директор МАР Ирина Яновская.
Начало музейного собрания положили работы выдающихся живописцев, академиков, лауреатов государственных премий, народных художников Петра Оссовского, Виктора Иванова, Андрея Васнецова, Андрея Тутунова. «Они не обслуживали власть и идеологию тоталитаризма, а занимались настоящим искусством, оставаясь верным себе и своему таланту, - напоминает Яновская. – Обычно их называют «шестидесятниками», их творчество представлено у нас обширными собраниями живописных и графических работ, это предмет нашей гордости». Музей обладает также великолепными собраниями знаменитых графиков ХХ века – Гурия Захарова, Станислава Никиреева, Давида Боровского. Бориса Жутовского. В собрании музея объемно представлено и творчество таких разноплановых художников, как Сергей Алимов, Иван Полиенко, Ирина Шевандронова, Евгений Додонов. «Всегда вызывают интерес зрителей произведения художников - «нонконформистов», таких как Владимир Немухин, Эрнст Неизвестный, Дмитрий Плавинский, Михаил Шемякин, Борис Жутовский», - рассказывает директор МАР Ирина Яновская. В коллекции музея собраны также работы авторов, «прогремевших» уже в 80-90-е годы 20 века, но успешно работающих и в наши дни: Александра Рукавишникова, Натальи Нестеровой, Ларисы Наумовой, Максима Кантора, Сергея Шарова, Константина Худякова, Василия Шульженко, Константина Батынкова.
«Особое значение мы придаем формированию в нашей коллекции раздела произведений выдающихся художников конца XIX–XX веков, чья жизнь и судьба связаны со Средней Волгой, - отмечает в беседе с «ДЕЛОМ» Виталий Вавилин. - Речь идет о таких известных во всем мире мастерах, как Константин Горбатов и Филипп Малявин, родившихся в Самарской губернии, как Сергей Южанин, живший и преподававший в Самаре в начале XX века. В нашем собрании представлено и творчество известных самарских художников Валентина Пурыгина, Ивана Комиссарова и других».
Особенно важно, что многие произведения музея благодаря усилиям Вавилина были возвращены в Россию из-за границы, что сегодня особенно актуально для развития российской культуры в условиях санкций.
Самого Вавилина за глаза все чаще называют современным Третьяковым. Известный финансист, создатель нескольких крупных российских банков, успешная карьера которого состоялась еще в начале 2000-х годов в Тольятти, а затем продолжилась в Москве, Вавилин обрел известность не только как предприниматель, но и как путешественник, исследователь, и давно получил заслуженное уважение как покровитель искусств.
Как известно, благодаря в том числе его активной позиции в Тольятти в конце 90-х был основан и состоялся общественный фонд «Духовное наследие», реализовавший крупнейший на десятилетия монументальный проект в Поволжье - сооружение на берегу Волги в 1998 году 21-метрового памятника основателю Ставрополя-на Волге Василию Татищеву работы Александра Рукавишникова. Во многом, вероятно, именно с этого масштабного проекта началось глубокое увлечение Вавилина искусством, ставшее в итоге, по сути, настоящим социально-культурным феноменом не только Самарской области, но и российской провинции вообще.
«Читая воспоминания знаменитых русских художников, постоянно сталкиваешься с несколькими именами меценатов и собирателей искусства – Мамонтов, Щукин, Третьяков… Их все знают и сейчас, а новых имен, новых национальных героев в этой области как будто и не появилось. Но это не так!, - говорит «ДЕЛУ» Александр Рукавишников. - Мой друг Виталий Вавилин делает в Тольятти, на Волге, художественный музей. Я познакомился с ним еще в середине 90-х, когда они с тогдашним мэром пригласили меня, чтобы построить памятник основателю города Василию Татищеву. Виталий тогда приложил огромные усилия по созданию благотворительного фонда, который собрал средства на этот проект. Если бы не было этого человека, то и памятника в Тольятти не было бы. Всегда у истоков стоят какие-то конкретные люди, а потом кажется, что все это как-то само собой делается…».
Продолжение следует
Автор текста: А.Петренко
Фото: А.Яновский, В.Вавилин, Ф.Рукавишников