Решила начать рассказывать ключевые события по порядку.
В сентябре я писала о том, что появились покупатели на дом. Свалились как снег на голову. Два года никто не приезжал смотреть дом, хотя объявление было опубликовано.
На просмотре у меня они были в пятницу, а в понедельник позвонили и сообщили — берут.
Сертификат
Эти ребята сразу говорили, что оплата будет по жилищному сертификату. Я уточняла, что это за зверь такой. Оказалось, им, как молодой многодетной семье, помогает государство с покупкой жилья.
Конечно, я порыскала в сети и почитала про этот сертификат. Вот только читала я общую информацию: кому положен, как происходит сделка и оплата.
Когда мы составляли договор купли-продажи, я уточнила у юриста, как быстро приходят деньги продавцу. Та ответила, через 5 дней после перехода права собственности. Я и поверила.
Позже начала сомневаться в компетентности этого специалиста. Она в договоре сделала ошибку. Её-то я заметила. Всё исправили.
Вторую же ошибку заметили уже в Росреестре. Пришлось всем сторонам сделки повторно ехать в МФЦ. Причём я пошла лёгким способом и исправила всё вручную.
Была пятница, когда мы отдали уже полностью корректный договор. Этой же пятницей нам зарегистрировали сделку.
Смс о том, что можно забирать документы, пришло в понедельник.
Ожидание
Я, наивная, стала искать уже дома, думать о том, как вообще перевозить все вещи, а главное — собак.
Вот только прошла неделя, а денег всё не было.
Покупателям я, конечно, периодически звонила. Они делали всё, что от них зависело: передавали документы о регистрации сделки в администрацию, ходили в банк, в котором открыт счёт, привязанный к сертификату.
Самым выматывающим оказался именно этот период: живу в доме, у которого другой владелец, но не имею ни копейки от продажи.
Целый месяц мы ждали.
Мысли в голову лезли мрачные. Я перечитала кучу интернет-ресурсов, но везде писали разные сроки перечисления. Особенно "радовало", когда читала "продавцу не стоит переживать. То, что он получит оплату, гарантировано государством".
Оно, может, и гарантировано. Вот только назначенный срок в 5 дней был уже тогда далеко позади.
Я не ездила и не искала другой дом. Мало того, что это расходы на такси. Ведь даже если мне всё понравится, я не могу даже задаток оставить — неизвестно, когда получу за свой бывший дом.
Активная фаза
Раз в неделю я звонила новым хозяевам дома. Надоедала. Но что они могли сделать? В администрацию ходили, но там никаких новостей.
Близился рубеж в календарный месяц, когда я решила делать хоть что-то. Мне было важно именно действие. От "ничего-не-делания" я уже с катушек слетала: шутка ли — лишиться дома ни за здорово живёшь.
Нашла я в сети телефоны служб, которые, по моему разумению, ответственны за реализацию жилищных сертификатов. Стала им свои вопросы задавать.
Футболили меня, конечно, несколько раз. Но тут без претензий: я-то ведь точно и не знала, какой отдел мне нужен. По каждому новому номеру телефона объясняла всю свою ситуацию.
Наконец, попала по адресу. Девушка на том конце сказала, что при сделках с жилищным сертификатом, продавец должен ждать средства до двух месяцев. Они, администрация, просят всех владельцев этих документов, то есть всех покупателей, сразу предупреждать об этом продавца.
Сотрудница оказалась внимательной: предложила назвать фамилии, чтобы она проверила, на какой стадии сейчас процесс оплаты.
Оказалось, что деньги уже выплачены.
У меня слегка потемнело в глазах от новости. Я промямлила: "А кому?". Оказалось, там сложная система. Краевая администрация свою часть работы сделала. Сейчас уже дело за районной. Дали мне телефон этой районной.
Там выяснила, что сотрудник, отвечающий за подобные вопросы, в командировке. Только на следующий день будет. Договорились, что наберу.
Вот не думаю, что вся эта моя активность как-то повлияла на процесс, но в десятом часу вечера того дня деньги перевели. Совпало, наверно.
Последствия
За тот месяц я уже наметила дома, которые буду смотреть. Их было 3. Я даже связывалась с продавцами, но не договаривалась о просмотре.
Думала, получу деньги и уже буду знать, куда ехать, что смотреть и делать.
Вот только, когда я снова созвонилась с владельцами, ехать смотреть уже было нечего: один дом под задатком, на другой сейчас делают документы. С третьим, кстати, даже уж и не помню, что там было.
Короче, весь план рухнул.