Какие японские слова первыми приходят вам на ум? «Карате», «харакири», «оригами», «ниндзя», «цунами», «манга», «караоке», «саке», «васаби»… Ну хотя бы что-то из вышеперечисленного – наверняка! Ещё в советское время вышла книга про менталитет японцев «Пятнадцатый камень сада Рёандзи», написанная журналистом Владимиром Цветовым. Наверное, именно с неё, а не с увлечения японским кино и аниме, началась моя мечта попасть в Страну восходящего солнца...
– Забегая вперёд, скажем, что страна эта оказалась яркая, самобытная и ни на что не похожая из виденного нами ранее. Но Япония определенно не для всех: здесь важно уважительно относиться к местному менталитету и традициям, стремиться соответствовать в поведении высоким стандартам. Очень хочется, чтобы у японцев улучшилось впечатление о туристах и чтобы сюда приезжали исключительно воспитанные путешественники. Вояж по Японии можно организовать самостоятельно. Неоспоримый плюс: это дешевле, чем поездка от турфирмы. Минусы: придется потратить немало времени на этапе подготовки, ну и к стрессовым ситуациям нужно быть готовым, потому что Япония – это как путешествие в будущее, она для нас загадочна и непредсказуема. В целом же: купили авиабилеты, разработали программу пребывания, забронировали отели (с оплатой через PayPal проблем на Booking.com не возникает), подались на визу (посольство Японии есть в Минске, виза бесплатная, отказов в случае подачи необходимого пакета документов обычно не бывает), вооружились eSIM и хорошим английским - и поскакали! Мы летали с Air China рейсом из Минска через Пекин. Не без замечаний: самолет «уставший»; питание среднее, спасибо белорусскому кейтерингу, что хотя бы на пути туда кормили вкусно; и вишенка на торте – задержанный на 3 часа рейс и наш утерянный на обратном пути и доставленный только через 4 дня к нам домой чемодан (зато в полной сохранности содержимого). Поездку стоит планировать минимум на дней 12, предусмотрев полупассивные день-два на преодоление джетлага. Разница во времени с Японией у нас 6 часов, так что входили в местный часовой ритм дня 3 в Токио и примерно столько же по возвращении домой.
Буддийский храм Сэнсодзи (Sensoji Temple), что в районе Асакуса, - самый известный и фотографируемый, а также самый древнейший из храмов Токио. Он основан в 628 году, по легенде, после того как два брата, решив порыбачить в реке, неожиданно выловили статуэтку богини милосердия и отдали ее богатому землевладельцу. Тот рассказал братьям о буддизме и они, проникнувшись религиозными идеями, стали настоятелями в храме, который и основал землевладелец. Полное название храма звучит как «храм молодой травы на горе золотого дракона». Во время Второй мировой войны Сэнсодзи был почти разрушен, но дерево на месте сгоревшего храма неожиданно пустило зеленые отростки, токийцы усмотрели в этом знак и отстроили святилище заново. Дорога к Сэнсодзи проходит под красочными воротами Каминари-мон по колоритной улочке Накамисэ-Дори, полной сувенирных лавок. Недалеко от храма расположена современная достопримечательность Токио - башня Tokyo Skytree.
В июле 2011 года всё телевидение Японии должно было перейти в цифровой формат, но телевизионная башня Токио (на фото выше) оказалась недостаточно высока для того, чтобы осуществлять передачу на верхние этажи некоторых небоскрёбов. По этой причине была построена более высокая башня — Tokyo Skytree.
Визитная карточка современного Токио: телебашня Tokyo Skytree и здание "Пламя" - штаб-квартира японской пивоваренной компании "Асахи". "Пламя" возвышается над рекой Сумида, строение облицовано черным полированным гранитом и со своим вырывающимся пламенем напоминает гигантскую чашу, отделанную сусальным золотом, массой свыше 300 тонн и блестящую в любое время суток.
Немного о деликатности японцев. Здесь очень щепетильно относятся к личным границам. Например, не приветствуются шлейфовые парфюмы. За все время пребывания в Японии выразительные ароматы мы чувствовали только от туристов. Японцы, в отличие, к примеру, от китайцев и афроамериканцев, не имеют физиологического запаха (или мы его не идентифицируем) и не любят запахи других людей (интересно, а наш запах они чувствуют?). Приятными здесь считаются ароматы чистоты: шампуня, мыла, свежевыстиранного белья. Именно поэтому японская парфюмерия непопулярна в мире: слишком ненавязчивая и нестойкая.
***
В Токио мы наткнулись на колоритное суши-кафе с конвейером: садишься, делаешь заказ на планшете, попиваешь маттю (японский порошковый зелёный чай) и ждешь, когда же тарелочки с вожделенными суши поедут по конвейеру и остановятся возле твоего стола. Кулинарная феерия!
Лицо человека, досыта наевшегося самых вкусных суши в своей жизни!
Осень в парке Синдзюку-Гёэн в Токио, где отдыхаешь от шума и суеты мегаполиса.
Сувениры по мотивам мультфильмов самого известного японского аниме-режиссёра, Хаяо Миядзаки
Визит в «город будущего» Токио невозможен без посещения teamLab Borderless – музея ярких, футуристических цифровых инсталляций, где все сверкает, искрится, переливается, отражается, зажигается и гаснет. Экспозиция зрелищная и увлекательная, настраивает на мечтательность и романтичность, мысли устремляются в космос, улыбка не сходит с лица, переполняет искренний восторг!
Япония – это будто другая планета. И не только из-за сплошного хайтека и роботов-автоматов на каждом шагу, а в первую очередь из-за людей. Японцы особенные, нигде не встречались нам люди столь же учтивые, внимательные, скромные и деликатные. Большое значение в Японии придается приватности и личным границам. В метро по возможности садятся в шахматном порядке, в общественном транспорте не принято громко разговаривать, а если пришлось ответить по телефону, то шепотом и прикрыв рот рукой; в междугородних автобусах просят включать на мобильных беззвучный режим, чтобы не мешать другим пассажирам; на улице нам кланяются. Все друг друга пропускают, спокойно стоят в очередях, уступают, извиняются. И все это с высшей степенью достоинства и интеллигентности. Хочется соответствовать!
Япония – страна, где забота о людях возведена в культ. Начиная с пресловутых туалетов (только ленивый трэвел-блогер о них не рассказывал) и их доступности: на улицах, на каждой станции метро, в пригородных автобусах. В обычных, не премиум, японских отелях, помимо стандартного набора: щетки-пасты-расчески, - предлагаются приборы для бьюти-процедур, утюги для стрелок на брюках, средства для чистки обуви, пижамы. В магазинах, чтобы минимизировать очереди, пока продавец упаковывает твои покупки, ты рассчитываешься с автоматом, причем есть автоматы и для оплаты наличными: ты – йены в купюроприемник, а тебе – сдачу в специальный бокс. В токийском метро разные тарифы за проезд в зависимости от зон и обслуживающих транспортных компаний. Так вот, чтобы не морочиться, сколько и кому платить, кладешь деньги на транспортную карту, «отбиваешься» на входе на станцию и при выходе: автомат показывает стоимость поездки и остаток денег на карте.
Несмотря на наличие 13 линий и 286 станций в метро Токио, навигация встроена настолько грамотно и лаконично, что проблем с перемещением вообще не возникает. Обо всём подумали за тебя и с заботой о тебе.
Синтоистские храмы являются уникальной принадлежностью Японии, а большие арки на входе, называемые "тории", - безусловной визитной карточкой. Считается, что тории отделяют обычный мир от священной территории, на которой обитают божества "ками". Возле храма всегда есть специальное место с большим количеством подвешенных деревянных табличек. Их называют эма, и они предназначены для написания заветных желаний, просьб и молитв, обращённых к ками.
Эма, подвешенные давно, подвергают ритуальному сожжению в храме, тем самым отправляя желания «наверх». Храм Мейдзи – самое крупное синтоистское святилище в Токио, построенное в честь императора Мейдзи и его супруги императрицы Сёкэн в 1920 году. Во время Второй мировой войны здание было разрушено, но вскоре после установления мира отстроено заново. Император Мейдзи, при жизни известный как Муцухито, сыграл важную роль в формировании японского национального государства нового времени. В т.н. эпоху Мейдзи Япония перешла от самурайской системы правления к императорской, что привело к формированию нового государства: из закрытой, аграрной и некогда отсталой страны родилась современная Япония, открывшая свои двери достижениям западной цивилизации. Комплекс военных, политических и социально-экономических реформ, состоявшихся при императоре Муцухито, именуется «Реставрацией Мейдзи». После смерти императора в 1912 году, парламентом было принято решение увековечить роль Муцухито в «Реставрации». Так на месте сада, где при жизни любила бывать императорская чета, был выстроен Храм Мейдзи. Храмовый комплекс расположен в известном проведением различных выступлений парке Ёёги. Пройдя через тории, посетители оказываются на островке спокойствия и тишины, отрезанные от городского шума и суеты. В новогодние праздники сюда приходит более 3 млн человек (такова японская традиция "хацумоде" - посетить храм в первые дни нового года), что является абсолютным рекордом. А в остальное время года здесь проводятся синтоистские свадьбы. Само собой, мы написали пожелания на табличке эма. Любопытно также было почитать желания на других эма: кто о муже мечтает, кто об успешности стартапа, кто о мире. Пусть все благие просьбы будут услышаны!
Императорский дворец в Токио, окружённый по периметру глубокими рвами с водой, состоит из зданий, выполненных в традиционном японском стиле, пагод и каменных мостов, арок и ворот. Здесь чувствуется дыхание вечности, царит величие и благородство, присущие императорским династиям Японии во все времена.
Дворец – официальная резиденция японского императора, а потому его территория является закрытой. Попасть сюда можно 2 января, когда императорская семья принимает поздравления с Новым годом, и в день рождения императора, когда император с семьей подходят к окну, защищенному пуленепробиваемым стеклом, и дают возможность собравшимся выразить свой восторг от лицезрения монарха. Взгляд постороннего не может пробиться сквозь густую листву деревьев, заглянуть внутрь не удастся ни с одного из многочисленных небоскребов Токио, ни со смотровой площадки Токийской телевизионной башни, оборудованной мощными биноклями и телескопами. Под территорией дворца запрещена прокладка линий метрополитена, над ним нельзя пролетать вертолетам. Зато Восточный парк дворца открыт для посетителей с 1968 года. Здесь можно провести время в тишине, неспешно прогуляться, спокойно подумать о насущном и поразмышлять о вечном, полюбоваться образцами японского паркового искусства и, если повезет, угоститься плодами фруктовых деревьев.
Кстати, интересные факты об императорской семье Японии:
- членам императорской семьи нельзя принимать подарки и дарить их без одобрения со стороны Сейма, им также запрещено работать и получать доход;
- согласно закону 1947 года, женщины в Японии не могут наследовать престол;
- у императора Японии нет собственности и денежных средств. Вся недвижимость принадлежит государству, на расходы ежегодно выделяется 300 млн йен (около $2 млн), за все траты монарх обязан отчитываться;
- мужчинам из императорской семьи можно жениться на простолюдинках, сохраняя при этом свой титул, принцессы же, решившие выйти замуж за обычного человека, лишаются королевского титула и любых привилегий;
- членам императорской семьи запрещено давать политические оценки, вступать в партии и баллотироваться во властные структуры, а также участвовать в голосовании;
- у императорской семьи нет общей фамилии, их называют только по имени;
- от божественного происхождения императоры отказались ещё в 1946 году, после поражения во Второй Мировой войне, где Япония была союзником Германии. Но большинство японцев до сих пор верит в божественное происхождение императора и придерживается запрета смотреть на его лицо;
- только в XIX веке императорская семья начала есть мясо, до этого они считались вегетарианцами;
- похоронить императора – дело хлопотное. Для этого события выбирается подходящий по всем канонам день. В прошлом ожидание такого дня могло затянуться на целые недели, и всё это время труп императора со всеми почестями продолжали мыть и переодевать, ему приносили и уносили еду.
Ну а мы прощаемся с Токио и направляемся к подножию Фудзи-сан, в поселок Фудзикавагутико. На автобусе. Любопытной особенностью японских автобусов является то, что, путешествуя в одиночку, при покупке билетов можно выбрать пол соседа по креслу. Обычно одна сторона в автобусе женская, а другая - мужская. Автобус комфортабельный, водитель вежливый, к багажу здесь относятся очень бережно. Например, мы ехали в Кавагутико с дорожной сумкой, так вот водитель, достав её из багажного отсека, держал в руках, чтобы не ставить на землю и не запачкать, пока мы не подошли за ней. Кстати, о багаже. Чтобы путешествовать по Японии налегке, здесь есть специальный сервис пересылки багажа по всей стране. Быстро оформляешь онлайн, что, откуда и куда нужно переправить, и в течение 1-2 дней твой чемодан прибудет, куда нужно. Это очень удобно! Пошопившись в Китае и Токио, свой тяжелый чемодан мы отправили в последний в нашей поездке отель, а сами продолжили путешествовать по Японии с небольшой дорожной сумкой. Япония – страна для людей!
Момидзи – так называется традиционное для Японии любование сменой окраски листвы деревьев осенью. В первую очередь, традиция связана с краснеющими листьями кленов, но любуются также и желтеющей листвой деревьев гинкго. И для того, и для другого японцы даже составляют специальный календарь по срокам и регионам, чтобы знать когда и куда направляться за вожделенной усладой для глаз. Долгое время момидзигари было развлечением исключительно для аристократии. Все изменилось в эпоху Эдо, в 1603-1867гг., когда среди обычных японцев выросла популярность внутреннего туризма и стали появляться путеводители по стране, в которых указывались места, где лучше всего любоваться момидзи. Момидзи является такой же важной и популярной традицией, как и любование цветущей сакурой: за это они поэтически названы пятым и шестым временами года.
В Токио мы момидзи не застали, зато устроили момидзигари, или охоту на красные клены (момидзи - красные листья, гари - охота) у подножия Фудзи в поселке Кавагутико. Этот регион называют "Пять озер горы Фудзи", или Фудзи-гоко. Регион вокруг озер Кавагути, Яманака, Сай, Сёдзи и Мотосу очень популярен как среди туристов, так и японцев, отличается живописнейшими видами и предлагает прекрасные возможности для отдыха и развлечений в любое время года. Природа в Кавагутико очень живописная: склоны высоких гор с желтой, багряной, терракотовой и местами еще не тронутой, зеленой, листвой, отражающиеся в зеркале озера на фоне Фудзи – зрелище и правда восхитительное!
Один из самых известных открыточных видов на Фудзи – с вершины горы, на которой находится Chureito Pagoda. Именно эта пятиярусная пагода легко узнаваема, потому что красуется на множестве открыток и фото из путеводителей по Японии. Она считается одним из самых лучших мест для любования Фудзи и чуть ли не символом страны. Пагода Чурейто является частью святилища Аракура Фудзи Сэнгэн в одноименном парке в городе Фудзиесида и была построена в 1963 году как памятник погибшим в различных войнах. Однако, преодолев нелегкие 398 ступеней, вида на Фудзи мы не узрели: пагода есть, а погоды нет. Еще днем раньше, потрясенные монументальностью и гигантским размером Фудзи, мы неудомевали: неужели такое бывает, что такая великанша затянута облаками и абсолютно не видна, разве это возможно? Оказалось, что очень даже возможно: наш второй день в Кавагутико Фудзи была в серых тучах, а к вечеру даже начался дождь. Но ничто не помешало нам полюбоваться в этот день пагодой, момидзи и Японией!
В день нашего отъезда из Кавагутико погода наладилась. Утром мы наблюдали, как медленно растягиваются белесые облака, все чаще на небосводе появляется синева, а контуры Фудзи становятся четче и яснее. И вот нам открылись поистине восхитительные виды: блистающая на солнце заснеженная вершина Фудзи, палитра багряного момидзи, темное зеркало озера, чуть тронутое волнами от безмолвно скользящих по нему лодок... Красиво так, что буквально замирало дыхание, а ощущение счастья переполняло! Кстати, немного интересных фактов о Фудзи.
- У японцев не принято называть гору Фудзиямой, как повелось на постсоветском пространстве. В Японии называют ее Фудзи или почтительно - Фудзисан.
- Отличительной особенностью горы является ее симметричная форма, образующая конус со снежной вершиной. Благодаря характерному внешнему виду образ Фудзи легко узнаваем не только в японской, но и в мировой культуре.
- Фудзи - самая высокая точка Японии, ее высота 3776м над уровнем моря. Гора начала формироваться около 10 тыс лет назад.
- Фудзи - это активный вулкан, последний раз он извергался в 1707г. Тогда пепел, выброшенный в воздух, покрыл улицы города Эдо, расположенного в 90км от вулкана. Сегодня на месте Эдо находится Токио.
- Любопытно, что, несмотря на популярность Фудзи в японском изобразительном искусстве, нет ни одной картины с изображением извержения этого вулкана.
- Японские сейсмологи часто регистрируют вулканические землетрясения в окрестностях Фудзи, что может говорить о приближающемся извержении.
- Ежегодно Фудзи посещает около двухсот тысяч человек, две трети из которых - сами японцы. Восхождение на Фудзи разрешено только в июле и августе.
- На маршрутах, ведущих к вершине, находятся единственные платные общественные туалеты в Японии. Все остальные в стране - бесплатные.
- На вершине горы расположены синтоистский храм, почтовое отделение и метеорологическая станция.
- Сотни японских компаний включают в свое название имя Фудзи, что не удивительно, ведь Фудзисан - главный символ страны восходящего солнца!
Ну а нам пора в буквальном смысле мчаться на скоростном поезде синкансене в "классическую Японию", город Киото, бывший столицей страны более тысячи лет.
Вечерний Киото. У Киото совсем другое настроение, чем у Токио. Ритм жизни неспешный, город невысокий, вместо взмывающих до небес стекляшек на узких мощеных булыжником улочках уютно располагаются аутентичные двухэтажные домики, бережно хранящие тайны былого. И если Токио полон образцовых современных японцев: молчаливых и сосредоточенных, в начищенных до блеска черных туфлях, строгих костюмах с белоснежной сорочкой и рюкзаком за спиной, – то в Киото царит расслабленная атмосфера - жители более шумные и раскрепощенные, трафик не такой напряженный, а на улицах то и дело можно встретить женщин в ярких шелковых и брутальных мужчин в иссиня-черных кимоно.
В общем, Киото отличается очаровательной провинциальностью. Он был основан в VIII веке и более тысячи лет был столицей Японии. Но в 1864 году большая часть Киото сильно пострадала от пожара, и в 1868 году столицу Японии перенесли в город Эдо, переименованный в Токио. Киото хранит дух традиционной Японии. Во время прогулок по улицам старого города, которые, будто на шахматной доске, складываются в крохотные кварталы, встречается множество колоритных храмов (их в Киото, к слову, не меньше 2000), слышится цоканье по булыжным мостовым деревянных гэта - японских сандалий в форме скамейки, по вечерам на порогах старых домов и кафе загораются японские фонарики, и если повезет, можно даже увидеть торопящихся по делам гейш.
Очень впечатлил нас в Киото буддийский храм Otagi Nenbutsu-ji. Удивителен он тем, что на его территории находятся 1200 каменных статуй раканов – последователей Будды, достигших нирваны. Храм был построен в середине VIII века, но судьба его драматическая: после существенного разрушения после разлива реки Камо храм было решено перенести в более безопасное место. В XIII веке Otagi Nenbutsu-Ji вновь был разрушен, уже в ходе гражданской войны. В 1922 году храм реконструировали, но тайфун 1950 года также не пощадил святыню. Скульптор Кочо Нишимура, уже почти отчаявшись возродить храм, обратился к японцам по всей стране с просьбой поддержать Отаги Нэнбутсу-дзи, вырезав для него собственного ракана. Невероятно, но многие, кто никогда раньше не держал в руках резца, отправились сюда в паломничество, чтобы под руководством настоятеля создать свою первую скульптуру. Так храм Отаги Нэнбутсу-дзи в 1981 году стал домом для 1200 раканов, каждый из которых уникален в своих эмоциях и выражении лица. Среди них можно увидеть как строгих человечков, сосредоточенных на молитве, так и веселых, улыбающихся и смеющихся, а то и вообще попивающих саке. За три десятилетия раканы успели покрыться мхом, выступающим теперь кому непослушной шевелюрой, а кому – густой бородой. Хорошей приметой считается найти ракана, похожего по характеру на себя: такому паломнику обязательно будет сопутствовать удача.
***
Почему японцы массово носят медицинские маски для лица? Впервые в Японии начали носить маски задолго до коронавируса, в 20-х годах XX века, во время эпидемии «испанки». С тех пор ношение маски стало традиционным по нескольким причинам. Прежде всего, японцы – трудоголики, и даже если человек заболевает, то он обычно не уходит на больничный. Потому они ходят в масках: чтобы не заразить коллег. В то же время имеет место и обратная ситуация: японцы надевают маски, чтобы защититься от чужих микробов. Во-вторых, японцы трепетно относятся к своему внешнему виду, и под маской можно скрыть прыщи, бородавки, оспины, отсутствие косметики или несвежее дыхание. Маска помогает также скрывать свои чувства и эмоции. Для многих японцев это сродни средству достижения психологического комфорта, которым можно отгородиться от окружающих и погрузиться в свой собственный внутренний мир. Потому что японцы предпочитают "прятаться" и не выделяться из толпы. И, наконец: около четверти японцев страдают от аллергии. Из-за массового развития промышленности наблюдается рост загрязнения воздуха. Избыток диоксида углерода приводит к бурному цветению местных кедров и кипарисов, вызывающих сезонную аллергию.
Любуемся золотом: буддийским храмом Кинкакудзи (Золотой павильон) и киотской осенью. Построенный в 1397 году как место жительства для отставного сегуна Асикага Йосимицу Kинкакудзи после его смерти в 1408 году был преобразован в дзен-храм секты Риндзай. Золотой Павильон входит в топ красивейших достопримечательностей Киото. Изящное и гармоничное здание состоит из трех типов архитектуры. Первый этаж построен в дворцовом стиле синден, второй - в стиле самурайских домов буке, а третий - в стиле храма дзен-буддизма. Второй и третий этажи полностью покрыты листами сусального золота, ослепительно сверкающего в лучах осеннего солнца. Крыша с присевшим на нее китайским фениксом укрыта соломой с опоясывающим мхом. Кинкакудзи расположен на краю озера частично в водоеме и красиво отражается в его спокойных водах. Вокруг храма разбит пейзажный сад для прогулок, в котором гармонично сочетаются ландшафты и постройки, едины природа и сооружения. Минимализмом отличается не только архитектура храма, но и дизайн сада, воссоздавший крупные пейзажи в маленьком масштабе вокруг главного здания. Недостаток у Золотого Павильона только один - несчетное множество туристов, шагаешь в плотном людском потоке, испытывая дискомфорт, и только и думаешь, как бы поскорее выбраться из этой медлительной толчеи.
Красные фонари квартала Гион. Гейши, или гэйко, – профессиональные артисты-женщины. Они составляют компанию гостям во время банкетов, ужинов и других мероприятий. На протяжение многих веков эта традиция и жесткие требования к подготовке гейш строго соблюдаются. Задача гейши - дать гостям почувствовать себя непринужденно за легкими разговорами, распитием напитков, шутками, веселыми играми и танцами. Профессия гейши возникла в XVI веке, тогда так называли людей, которые развлекали гостей на банкетах, и изначально это были мужчины из незнатных самурайских семей. После объединения страны в начале XVII века сегун Токугава Иэясу начал строить широкие и удобные для передвижения дороги. Первая и самая важная дорога связала две столицы: старую, Киото, и новую, Эдо (Токио), - расположенные в 500км друг от друга. На ней через каждые 30км были оборудованы станции, где можно было отдохнуть и переночевать. Очень быстро там возникли чайные дома. Чтобы повысить популярность своих заведений, владельцы стали нанимать на работу красивых и умных девушек. Благородные девушки, обученные хорошим манерам, способные поддержать разговор, умеющие танцевать и играть на музыкальных инструментах, быстро завоевали популярность. Их стали называть гейшами (буквально "человек искусства": "гей" - искусство, "ся" - человек). Лучшие гейши работали на последней станции на дороге, в Киото. Именно здесь возник знаменитый чайный квартал Гион, где до сих пор существует самое многочисленное в Японии закрытое сословие гейш, насчитывающее около 200 гейш и 80 учениц "майко". Всего же гейш в Японии сегодня около тысячи, хотя когда-то их численность доходила до 80тыс. В прежние времена девочку могли продать в гейши родители, нуждавшиеся в деньгах. Сегодня приходят в профессию по собственному желанию, девушки в возрасте 15 лет. Они живут в чайных домах "окия" в исторических районах гэйко "ханамати", где обучаются искусству общения и гостеприимства. Вводный курс заканчивается экзаменами, при успешной сдаче которых девушки становятся ученицами гэйко, или "майко". Путь от майко к гэйко занимает не менее 5 лет.
Сегодня гейш можно увидеть на частных вечерах, так и на больших праздниках, где они демонстрируют своё искусство, на международных приёмах, в том числе на уровне глав государств. Гейши – символ Японии, и они делают всё возможное, чтобы сохранить этот высокий статус незапятнанным. Встретить же гейшу обычному путешественнику из Беларуси сегодня та ещё удача, потому что сегодняшние гэйко, измотанные беспардонным вниманием туристов, максимально скрываются и избегают появления на улицах.
Японский город Нара – родина сотен свободно гуляющих оленей. Еще, конечно, множества старинных храмов и достопримечательностей, сохранившихся до наших дней в первозданном виде, но скажем честно: пресыщенные десятками уже посещенных к тому моменту японских храмов, мы решили ограничиться в Наре общением со священными животными. В синтоизме олени считаются посланниками богов, поэтому около 1200 оленей Нары стали символом города.
В путеводителях по Японии, соцсетях и интернете олени Нары представляются удивительно ручными милашами, которые кланяются за угощение печеньками. Развенчиваем миф! Не скажем, что олени на самом деле монстры, но определенно не такие уж безобидные. Когда крекеры заканчиваются, они могут и за карман, в котором печенье лежало, укусить (спасибо, что куртку не разорвали!), а если, по оленьему мнению, угостить не того, то можно и рогами под зад получить (спасибо, что рога спиленные!). Да и во время прогулки по парку нужно внимательно смотреть под ноги :))… Ну а вообще от посещения оленьего царства у нас остались очень приятные впечатления!
Не только храмами славен Киото: что нас беззаветно в себя влюбило, так это рынок Нисики (Nishiki market). Это крытый торговый пассаж на 130 магазинов и кафе в центре города. Красочные прилавки с зачастую непонятно чем (снова-таки "очень интересно, ничего не понятно"), приятная медлительная толчея, заводные крики зазывал и бесконечные ряды аппетитных закусок: здесь и креветки в темпуре, и устрицы, и бэби-осьминоги на шпажках, и гёдза, и шашлычки с угрем, и шарики якитори. Все свежее, хрустящее, манящее, ароматное! А еще фрукты, овощи, японские десерты, мороженое, сувениры, авторские изделия. Даже саке наливают! Как многое в Японии, особенно касаемо покупок, рынок Нисики можно охарактеризовать случайно услышанным от русскоязычной туристки выражением: "Здесь можно залипать, залипать и за-ли-пать". Уникальная оживленная атмосфера беззаботности и праздничной ярмарки царит на этом рынке, кажется, на Нисики оживают дух и традиции повседневной жизни киотцев. Этот рынок настолько популярен среди местных и приезжих, что его еще называют "кухней Киото". Колорит Нисики выбирают для перекуса туристы, горожане покупают здесь продукты домой, а шефы киотских ресторанов закупаются свежими морепродуктами и диковинными ингредиентами для своих изысканных блюд.
По официальной версии, в 2015 году Нисики отпраздновал свое 400-летие, а по неофициальным данным - рынок (тогда рыбный) возник еще в 782 году. Стимулом к его дальнейшему развитию послужил перенос столицы Японии из Нары в Киото. Вскоре Нисики стал одним из основных оптовых рыбных рынков в Японии, а чуть позже на нем появилась и розничная торговля. Примечательно, что многие собственники торговых мест на рынке - представители семейного бизнеса с преемственностью уже в течение нескольких поколений. Гуляя по Нисики и заходя в торговые лавочки, в приятной беседе с владельцами можно узнать истории магазинов, предлагаемых товаров и целых семей.
А вот и он, самый знаменитый в мире сад камней – Рёандзи в Киото. Это одна из тех достопримечательностей, что для туриста-европейца служит источником любопытства, смешанного с недоумением, а для японца – драгоценным культурным наследием. Считается, что это лучший из дошедших до нас образцов так называемого «сухого ландшафта». В саду Рёандзи, расположенном на территории большого храмового комплекса, нет ни деревьев, ни кустарников, ни водоемов. Только пятнадцать чёрных камней, которые как будто находятся на пяти островках, окружённых «морем» из белого гравия. Особенность в том, что, в каком бы месте террасы ни находился зритель, он всегда видит лишь четырнадцать камней. Один всегда выпадает из поля зрения. Переместившись, можно увидеть и его, но одновременно «невидимым» станет какой-то другой камень. В этом и заключается главный секрет популярности сада Рёандзи, но истинный смысл такого эффекта, разумеется, далёк от цели развлечь посетителей. Единственного объяснения «секрета пятнадцатого камня» нет, и каждый может предлагать свою интерпретацию этого феномена. По старинной легенде, пятнадцатый камень, что скрыт от глаз человека, скрыт в его душе, а потому невидим. И созерцать все камни может лишь тот, кто воспарит над собой, достигнув духовного прозрения.
Для японца сад Рёандзи – не способ увидеть любопытный визуальный эффект, а место, посетив которое, можно провести время наедине с собственными мыслями. Возможно ещё, так воплощается взгляд японцев на познание – сколько бы ни открывала наука, всегда будет оставаться то, что ей недоступно.
Наверное, с посещения самой узнаваемой достопримечательности Киото, святилища Фусими Инари, обычно начинают путешествие по городу. Так сложилось, но у нас оно стало ярким финальным аккордом вояжа не только по Киото, но и по Японии в целом. Храм Фусими Инари, известный своими тысячами ярко-красных ворот тории, - самый важный из нескольких тысяч синтоистских святилищ, посвященных богине риса Инари. Издревле в Японии рис считался признаком богатства. Тот, в чьих закромах больше риса, - самый богатый и уважаемый человек, и одна у него может быть беда... мыши. Кошки в Японии появились поздно, известно, что даже в 10 веке японский император принял как экзотический дар от китайцев 5 кошек. Зато лисы здесь жили всегда, и именно они спасали урожай риса от грызунов. Поэтому лисы считаются посланниками Инари и на территории храма установлено множество бронзовых статуй волшебных лисиц-кицунэ с ключами от хранилищ или колосками риса в зубах.
Тории являются пожертвованиями частных лиц и компаний, на обратной стороне каждых ворот указаны их имена и дата пожертвования. Сумма исчисляется в тысячи и десятки тысяч долларов, однако очередь на подношения расписана на месяцы и даже годы вперед. Через 10 лет ворота обычно приходят в негодность, и наступает пора снова просить богиню Инари о процветании. Фусими Инари расположено у подножия одноименной горы, на высоте 233м над уровнем моря. Чтобы попасть на вершину, нужно подниматься около 2 часов по окруженной воротами тории тропе длиной в 4км, по множеству ступеней, мимо небольших храмов.
Даже если вы не бывали в Киото, храм Фусими Инари может быть вам знаком: именно здесь снимали сцену фильма «Мемуары гейши». Помните, как маленькая Саюри бежит по бесконечному коридору из красных ворот? Несчетное множество тории, складывающиеся в длинные и извитые, иногда без просвета, туннели – зрелище, конечно, впечатляющее и даже немного гипнотическое. Только чтобы в полной мере проникнуться местной атмосферой, приходить в Фусими Инари нужно на рассвете, когда туристов еще нет. А тот, кто, как мы, предпочитает в отпуске просыпаться не по будильнику, рассматривает потом забавных персонажей в кадре на своих фото. Тоже неплохо!
Япония прекрасна и уникальна! Надеемся, что в наших путевых заметках кто-то нашел вдохновение на поездку туда, и искренне радуемся за тех, кто там побывает.