Анастасию Павловну Георгиевскую коллеги за глаза называли «великой старухой». Она была старейшей театральной актрисой и за свою долгую карьеру кого только не сыграла на сцене МХАТа! Зрители актрису обожали и часто ходили именно "на Георгиевскую».
Служить во МХАТ актриса пришла еще в 1936 году и с тех пор театру не изменяла, в кино снималась редко – играла в основном в эпизодах. Вот, правда, сыгранные ею персонажи всегда запоминались зрителям. Как, например, Серафима Павловна – учитель географии в «Большой перемене». Эта роль сделала театральную актрису знаменитой на всю страну.
Родилась Георгиевская в Орле в 1914 году. Девочке было три года, когда она осталась круглой сиротой. Кто были ее родители, и какова была причина их гибели, актриса никогда не рассказывала. Лишь мельком как-то упомянула, что их гибель была страшной. Возможно, это событие в жизни Георгиевской, наложило свой отпечаток на ее дальнейшую судьбу – создать собственную семью актриса никогда не стремилась, хотя ухажеров в ее жизни всегда хватало.
Осиротев, Анастасия попала в школу-коммуну, а затем начала учиться токарно-слесарному делу. Получив профессиональные навыки, Георгиевская устроилась на завод, при котором был свой театр. Так и начался ее путь в актрисы. Анастасии до того понравилось выступать на сцене, что вскоре она отправилась в Москву, поступать в ГИТИС.
А в 1936 году пришла во МХАТ, которому была верна всю свою жизнь. Георгиевская начинала с небольших ролей, дебютировав в спектакле "Земля". Первую же большую роль она сыграла в 1940 году в «Трех сестрах» и ее работа была высоко оценена и критиками, и зрителями.
Всего на протяжении своей актерской жизни Анастасией Павловной Георгиевской было сыграно около сорока ролей на театральной сцене.
Анастасия Павловна не очень любила рассказывать о себе, однако, коллеги знали, что в военные годы она ездила с концертами на передовую, за что была награждена медалью «За оборону Москвы».
Именно театр стал смыслом жизни Георгиевской. Однако он приносил ей не только счастье, но и глубокие разочарования. В 1987 году, после раскола МХАТа Анастасия Павловна ушла из театра вслед за Дорониной. Однако Татьяна Васильевна практически не давала ей больших ролей.
Неудовлетворенность и профессиональную обиду Анастасия Павловна стала заливать спиртным. Соседи рассказывали, как в квартиру к знаменитости наведывались люди маргинального вида, да и ее саму можно было нередко увидеть возле дома в невменяемом состоянии.
В конце лета 1990 года, в преддверии нового театрального сезона, коллеги забрали Георгиевскую из Соснового бора, где у актрисы была дача, и привезли в Москву. А 5 сентября за Анастасией Павловной послали машину, чтобы доставить ее на репетицию. Однако дверь шоферу никто не открыл. Обескураженный мужчина потоптался некоторое время у двери, после чего сообщил в театр, что достучаться и дозвониться ему не удалось.
Коллеги актрисы тут же принялись звонить ей на домашний номер, однако, трубку никто не брал. Для всех это было чем-то необъяснимым, ведь Георгиевская всегда ждала открытия сезона как праздника и тщательно к нему готовилась. В этот день она, даже если чувствовала себя плохо, всегда являлась в родной театр.
Заместитель директора театра Мельников решил обзвонить соседей актрисы, и те заявили, что слышат, как Георгиевская ходит по квартире и включает воду в ванной комнате. Однако в театре Анастасия Павловна так и не появилась.
Спустя два дня Мельников сам решил отправиться на квартиру к актрисе.
Он долго стучал в дверь и в какой-то момент ему показалось, что с той стороны двери кто-то подошел совсем близко. Тогда Мельников крикнул, чтобы Георгиевская срочно дала о себе знать, и что о ней все беспокоятся, после чего засунул в дверную щель записку с номерами телефонов.
Ответа не последовало, и Мельников ушел, но на следующий же день снова позвонил соседям актрисы снизу и те снова заверили заместителя директора, что они слышат шаги.
Коллеги вновь отправились к Георгиевской и увидели, что записка в скомканном виде валяется возле дверей. А потом услышали, как двери подбежала собачка, потявкала и удалилась, за дверью раздались какие-то шорохи и снова все затихло. Им снова никто не открыл. Но кто же вытащил и прочел записку? Вопросов становилось все больше, но ответов на них ни у кого не было.
10 сентября заместитель директора театра не выдержал и написал заявление в милицию. Однако стражи порядка поначалу не нашли оснований для того, чтобы вскрыть дверь квартиры. И тогда Мельников решил нанять промышленного альпиниста, который забрался в квартиру через балкон.
Дверь оказалась защелкнута лишь на верхний замок, хотя всего их на двери было 4. В квартире вошедшие обнаружили тело актрисы, которое лежало там как минимум неделю. Вокруг были разбросаны денежные купюры. Тут же вызвали наряд милиции.
Приехавшая оперативная группа криминала не обнаружила, а женщина-эксперт заявила, что все повреждения на теле носят посмертный характер и нанесены…собакой актрисы. Похоронили знаменитую актрису МХАТа на Кунцевском кладбище.
Только вот и после ее смерти коллеги считали, что произошедшее до конца так и не ясно, а смерть Георгиевской – какая-то сплошная мистика.
Дело в том, что при обыске не нашли украшений, в частности, золотой змейки, которую подарила Георгиевской Доронина, и которой актриса сильно дорожила. Чьи шаги слышали соседи, и почему в окнах систематически загорался свет? По какой причине вокруг были разбросаны деньги?
Увы, повторное расследование на эти вопросы ответов дать не смогло…
Также смотрите: