«Я Дед Мороз всея Советского Союза!» - с гордостью говорил о себе Александр Хвыля. И это было истинной правдой. Много лет актер вел елки в Кремле, пока главную в его жизни роль не отнял тот, кого он считал настоящим другом.
Хвыля – не настоящая фамилия актера. Предки Александра по отцу были из тех пленных, что после победы Петра I над шведским королем Карлом XII осели в Новороссии. Настоящая фамилия Александра Хвыли – Брессем.
Он появился на свет в 1905 году в семье Леопольда Брессема и Янины Маркиной. Семья жила весьма неплохо по тем меркам. Отец будущего актера работал на Южной железной дороге и хорошо зарабатывал. Однако когда Александр подрос, семья уже перебивалась с хлеба на воду. парнишке объясняли, что все это из-за смерти отца, который умер в 1907 году.
Но позже Александр узнал, что правду от него скрывали, отец все это время был жив и здоров, просто в 1907 году он бросил семью по причинам, о которых будущий актер так и не узнал.
Александр с отличием окончил церковно-приходскую школу и был направлен в железнодорожное училище, по окончании которого парень, как и его отец когда-то, стал работать на железной дороге.
Вот только работа ему казалась однообразной и скучной. Брессем мечтал выступать на сцене. Эта тяга к искусству появилась у него, когда он впервые попал в театр и буквально «заболел» им. В 1920 году Александр Брессем все-таки решился и направился в драмстудию имени Вацлава Воровского. Парня согласились принять, но настоятельно порекомендовали сменить фамилию, мол, не похожа она на рабоче-крестьянскую и отдает «белогвардейщиной». Так Брессем стал Хвылей.
После окончания студии Александра приняли в труппу Харьковского театра им. Шевченко. А начиная с 1932 года Хвыля начал сниматься в кино, правда, появлялся лишь в эпизодах. Главную роль в кино актеру доверили только в 1938 году. К этому моменту Хвыля уже был женат, и в семье подрастала дочь.
О семье актера мало что известно, так как он не любил распространяться на эту тему и на все вопросы о супруге Анне Тимофеевне и дочери Инессе отвечал уклончиво, справедливо полагая, что счастье любит тишину.
Фильм «Кармелюк», в котором актер сыграл первую в своей жизни главную роль, был высоко оценен критиками, и предложения от режиссеров не заставили себя ждать. Хвыля начал много сниматься. Вот лишь некоторые его работы: роль Александра Пахоменко в одноименном фильме, роль Кобзаря в «Богдане Хмельницком» и, конечно же, роль Будённого в картинах «Первая конная» и «Клятва».
В Москву Хвыля попал сразу после Великой Победы. Актера зачислили в штат Театра-студии киноактера и выделили квартиру в центре. В 1950 году семья сменила двухкомнатную квартиру на трехкомнатную, так как Хвыля был удостоен Сталинской премии за роль секретаря обкома в картине «Константин Заслонов».
А вскоре судьба свела актера со знаменитым режиссером Александром Роу, который предложил Хвыле роль Головы в картине «Майская ночь или Утопленница». Работа актера так понравилась Роу, что он стал постоянно приглашать его в свои фильмы.
Так Хвыля сыграл казака Чуба в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», мудреца-молчальника в «Марье-искуснице», обер-повара в «Королевстве кривых зеркал», а когда задумал снимать сказку «Морозко», уже не сомневался в том, кто сыграет сказочного волшебника и написал эту роль именно под Александра Хвылю.
В марте 1965 года сказка «Морозко» вышла на экраны и сделала Хвылю невероятно популярным у зрителей. А летом актеру позвонили из Министерства культуры и сообщили, что он назначен Дедом Морозом на главную елку страны. О таком актер даже мечтать не мог! Он продолжал сниматься и играть в театре, но теперь все его мысли занимал образ Деда Мороза.
Ежегодно в середине декабря актера на месяц освобождали и от съемок, и от выступлений на сцене. И начиналось волшебство, которого Хвыля каждый год ждал с замиранием сердца.
Главному Деду Морозу СССР предоставляли автомобиль с водителем и весьма солидный оклад. Но не только это радовало актера, главное, что дети верили – перед ними самый настоящий Дед Мороз!
В конце 60-х у Хвыли обострились проблемы со здоровьем – мучала астма. Но чтобы не было срывов выступлений выход быстро нашли – записали фонограмму голоса актера, под которую в случае форс-мажоров выступали дублеры, подменяя Александра Леопольдовича, когда он себя чувствовал неважно.
А вскоре Хвыля решил, что лучше найти одного хорошего дублера и работать с ним на постоянной основе, чем каждый раз подыскивать кандидатуру. И предложил стать «дублирующим» Дедом Морозом человеку, которого считал своим другом – Роману Филиппову.
С Филипповым Хвыля познакомился во время съемок комедии «Бриллиантовая рука». Филиппов там играл Евгения Николаевича Ладыженского, а Хвыля – метрдотеля в ресторане «Плакучая ива». Несмотря на огромную разницу в возрасте коллеги быстро нашли общий язык и крепко сдружились. Хвыля и не подозревал, чем это все закончится…
Тем временем Филиппов записал собственную фонограмму и стал выступать с ней, по сути, став самостоятельным Дедом Морозом. А в 1971 году настоял, чтобы половину спектаклей отдали ему, подели выступления поровну между ним и Хвылей. Для Александра Леопольдовича это стало настоящим ударом в спину. Предательство так потрясло его, что он заболел.
Приступы астмы из-за сильного стресса стали учащаться и в декабре 12972 года «старого» Деда Мороза и вовсе «списали» по состоянию здоровья, отдав все представления Филиппову.
Хвыля так и не смог простить Филиппова, он полностью прекратил с ним общение, ведь тот, по сути, лишил его дела всей жизни.
Народного артиста РСФСР Александра Хвыли не стало 17 октября 1976 года, но благодаря сказке Роу, зрители с теплотой вспоминают главного Деда Мороза СССР.
Также смотрите: