Найти в Дзене

Функциональная организационная структура. Почему она такая?

В предыдущей статье «Типы организационных структур. Чем они отличаются?» были рассмотрены существующие типы организационных структур, чем они отличаются и что их объединяет. В данной статье будут рассмотрена функциональная структура управления, как она формируется, ее предназначение в компании, а также ее плюсы и минусы при использовании.

Существующие в компаниях типы организационных структур можно разделить на четыре группы, которые сформированы на основании похожих или одинаковых принципах и используются для реализации определенных задач, а именно:

1. Функциональная структура управления, куда входят: иерархическая, пирамидальная, линейная, функциональная, линейно-функциональная и линейно-штабная структура.

2. Плоская структура управления, куда входят: матричная, плоская и Team-based структура.

3. Дивизиональная структура управления, куда входят: дивизиональная структура, Product-based дивизиональная структура, Географическая дивизиональная структура, Market-based дивизиональная структура.

4. Сетевая структура управления.

Рассмотрим и разберем каждую из этих групп.

Функциональная структура управления

Формирование организационной структуры любой компании по функциональным признакам является необходимым условием их деятельности, в какой бы сфере они не работали. Почему так сложилось?

        Рис. 1 из книги автора "Процесс управления как система"
Рис. 1 из книги автора "Процесс управления как система"

На Рис. 1 видно, что при осуществлении своей деятельности любая компания должна решать определенные задачи, без выполнения которых она не сможет существовать, либо она будет иметь проблемы с государственными органами или просто не будет конкурентоспособна (см. Таблицу 1).

Основные задачи, решаемые в любой компании независимо от размера и сферы деятельности.

                       Таблица 1
Таблица 1

Из Таблицы 1 видно, что независимо от размеров компании и сферы ее деятельности приходится решать задачи, которые способствуют выполнению их основной деятельности (торговля, производство, услуги и др.), а также некоторые из этих задач обусловлены действующими нормативно-правовыми актами государственных органов и потребностями бизнес. Для решения указанных в Таблице 1 задач могут привлекаться консультанты, использоваться отдельные специалисты или формироваться функциональные структурные подразделения, где задействованы уже несколько специалистов или более в зависимости от объема выполняемых задач, а также использоваться сторонние компании.

С момента образования в компании в соответствии с требованиями законодательства появляется лицо, на которого возложены ответственность за ее деятельность и функции по ее управлению. Это может быть владелец, директор, генеральный директор, президент.

Индивидуальный предприниматель, чтобы успешно осуществлять свою деятельность, должен провести изучение рынка, спланировать свою работу, вести оперативный и бухгалтерский учет, вести расчеты с контрагентами, платить налоги и решать другие, указанные выше задачи (и кроме этого заниматься основной деятельностью). Если в начале своей деятельности он вынужден все делать сам, может быть, привлекая время от времени необходимых консультантов, то по мере развития бизнеса он уже набирает специалистов на постоянной основе для решения определенных задач. То же самое происходит в малых, средних и крупных компаниях, только масштабы их деятельности и объем решаемых задач намного больше, что требует создания специальных функциональных подразделений для их решения.

Расширение или изменение деятельности компании требует наличия соответствующих специалистов и ставит вопрос перед руководителем компании по формированию такой системы управления сотрудниками, которая позволит решать указанные выше задачи наилучшим образом. Исследования, проведенные в области управления людьми, показали, что эффективно руководитель может управлять от 5 до 9 сотрудниками. Если работники выполняют одинаковые, простые и постоянные задачи, то руководитель может управлять и большим количеством подчиненных (до 15 сотрудников).

Для решения указанных в Таблице 1 задач, руководитель компании нанимает персонал и назначает руководителей функциональных подразделений. И это мы еще говорим только о выполнении задач, обеспечивающих основную деятельность компании. Задачи по основной деятельности тоже кто-то должен выполнять и в компании должны быть для этого соответствующие функциональные подразделения и их руководители. Таким образом, происходит формирование определенной структуры управления, позволяющей решать стоящие перед руководителем компании и руководителями структурных подразделений задачи.

Примерная функциональная структура управления указана на Рис. 2.

                         Рис. 2
Рис. 2

На Рис. 2 видно, что примерная организационная структура по функциональному признаку используется практически во всех компаниях. В зависимости от размера компании и объема решаемых задач у руководителя компании могут быть/не быть заместители, а у них, в свою очередь, под управлением могут находиться один или несколько руководителей подразделений, а у руководителей подразделений могут быть от двух и более количество подчиненных, а также заместитель. Отличительной особенностью формирования функциональной структуры управления является разделение подразделений/отдельных сотрудников по функциональным задачам.

По мнению многих современных авторов статей, функциональная структура управления в компании (если обобщить их высказывания) в целом не соответствует современным требованиям к структуре управления, т.к. отсутствует гибкость, готовность к быстрым изменениям, оперативность в принятии решений и др. Так ли это?

Посмотрим плюсы и минусы, которые авторы отмечают в своих статьях (см. статью «Типы организационных структур. Чем они отличаются?»).

Плюсы функциональной структуры управления.

                            Таблица 2
Таблица 2

Из Таблицы 2 видно, что функциональная структура управления имеет множество положительных моментов, которые позволяют компаниям успешно решать и осуществлять свою деятельность.

Минусы функциональной структуры управления.

              Таблица 3
Таблица 3

Из Таблицы 3 видно, что практически все отрицательные моменты функциональной структуры управления решаемы и их можно нивелировать, если приложить к этому определенные усилия. Для этого нужно желание и воля руководителя организации, а также стремление других руководителей выстроить наиболее подходящую для решения стоящих задач систему управления.

Вывод:

1. Наличие ряда задач, являющихся основой в деятельности любой компании, требует формирования такой структуры управления, которая позволяет их решать наилучшим способом. Лучше всего такие задачи решаются при применении функциональной структуры управления, которая сложилась исторически для ведения бизнеса и ее использование подтверждено многолетней практикой применения в любых независимо от сферы деятельности компаниях.

2. Функциональная структура управления – это основа структуры управления любой компании. Принцип единоначалия позволяет оперативно реагировать на возникающие внешние и внутренние угрозы. Единственное, что может свести на нет все преимущества этой структуры управления – это наличие руководителя, не обладающего необходимыми знаниями, опытом и компетенциями, чтобы организовать деятельность компании и управлять сотрудниками.

3. При развитии деятельности руководителям компании приходится решать также задачи, выходящие за рамки простой функциональной структуры управления (выполнение проектов, географическое и продуктовое разделение деятельности и др.), которые требуют использовать другие структуры управления, наиболее подходящие для их решения и которые будут рассмотрены в следующих статьях.

4. Другие типы организационных структур применяются в компании дополняя функциональную структуру управления для решения задач, которые выходят за рамки функционального построения структуры.

В следующей статье «Плоская организационная структура. Почему она такая?» будет подробно рассмотрена плоская (горизонтальная) структура управления и причины ее применения.

Вы можете принять участие в обсуждении различных вопросов, касающихся управления в организации, на моем ТГ-канале Управление – Новый подход: https://t.me/upravlenie_novyj_podhod/5