«Замка Ланскоронского нам взять не удалось».
Из донесения Суворова от 10.02.1771г.
В Польше, в 1771 году, к весне, боевая деятельность многочисленных отрядов Барской конфедерации заметно активизировалась. Прибывший представитель Франции полковник Дюмурье (с 2-мя стами французских егерей) с солидными деньгами активно пытался сколотить из разобщенных партизанских отрядов полевую армию. Такой сценарий плохо видело вышнее командование, но отчетливо видел Александр Васильевич. Он в отличии от генерала Веймарна (своего начальника) хорошо понимал степень опасности соединенной полевой армии конфедератов. Справиться с которой стало бы большой проблемой для разбросанного по дальним постам малосильного корпуса Суворова. Настойчивые просьбы о присылке необходимых подкреплений вышний немец выполнять не торопился, и выпросить у него сотню казаков было трудноразрешимой задачей. Разведданные поступавшие в Люблин к Суворову были тревожные и медлить с ответными действиями наш генерал был не склонен.
Быстро собрав довольно серьезный отряд (деташемент) включивший несколько эскадронов карабинер, сотню казаков и около 200 человек пехоты при 4 пушках(всего 700 солдат), он выступил на Сандомир через Красник. Движение отряда было быстрым и все же поляки почти всегда успевали разбежаться избегая боя и сохраняя своих людей. По поступившей от подчиненных информации крупная партия конфедератов ген. Миончинского(Иосифа) появилась около местечка Мелец и Суворов повел свой отряд туда. Но прибыв в Мелец он узнает, что полуторатысячный отряд поляков уж третьего дня как ушел и после краткого отдыха Суворов повел своих людей на Тарнов (см.карту). Пройдя Тарнов наш отряд 8 февраля прибывает к Величке. На этом пути тоже случались «неважные происшествия»(небольшие стычки) с мелкими отрядами конфедератов. Одно примечательное: «Арцибашев с 12 казаками здесь атаковал Ленартовича со сто коньми, восемдесят ушли в Ланскорон, двадцать боронились, из них заколото три, двенадцать взято в полон». Отмечено в донесении Веймарну. И ушли люди Ленартовича не абы куда, а именно в Ланцкорону, где была организована военная база (магазейн)с сосредоточением серьезных материальных запасов. В районе Ланцкороны войск генерала И. Миончинского, гусарского полковника А. Шица и ряда других польских полевых командиров было около тысячи человек. Из них 300 человек пехоты и 5 пушек.
9 февраля 1771 года отряд Суворова подошел к Ланцкороне. В час дня наша кавалерия нанесла решительный удар по стоявшей перед этим местечком коннице конфедератов, которая не устояв ретировалась. Само местечко Ланцкорона имело совсем небольшие размеры (примерно 150х100 метров) и со всех сторон было окружено рогатками и палисадами.
Пехота Суворова атаковала Ланцкорону с юго-восточной стороны, а конница, разогнав кавалерию конфедератов, обошла с левого фланга и ударила с тыла. Оборонительные рогатки и полисады могущие быть препятствием для конницы не представляли преграды для пехоты. Они были разбросаны и мушкетеры с егерями и гренадерами ворвались в местечко. 4 пушки из коих 2 единорога активно поддержали атаку пехоты.
. Деревянные домики жителей не годились для обороны и утратив 2 пушки, теряя своих людей и отстреливаясь польская пехота устремилась к стоящему на горке в 200 метрах от северной окраины местечка «замку» каменные стены которого могли быть защитой от огня русских пушек.
В этом «замке» укрылось до 300 человек пехоты с 1 пушкой во главе с французским подполковником Левеном. Конница противника отступила на 2 версты к западу от Ланцкроны. Бой продолжался. На плечах отходившей пехоты конфедератов наши солдаты разбросав рогатки и шлагбаумы подошли к «замку» и отрезавши 2 пушки у предмостных укреплений ворвались сквозь ворота внутрь. «Предводящий голову Дитмарновой колонны Суздальского пехотного полку прапорщик Подладчиков уже с его передовыми гранодерами пробился сквозь вороты на их внутри замка стоящую последнюю пушку, ибо другие две тоже почти от порутчика Борисова с егерями снаружи замка отрезаны были, как Подладчиков тяжко был ранен и в тоже почти время командующий колонною храбрый капитан Дитмарн и подпорутчик Арцибашев» писал Суворов в рапорте ген. Веймарну. Попытки продолжить натиск привели лишь к потерям с нашей стороны. Ворота и вход во двор «палат»(так в рапорте окрестил этот замок Суворов в силу его небольших размеров) представляли собой дефиле (сужение) и были под плотным перекрестным огнем конфедератов.
Чуда не случилось и ранение всех бывших в атаке офицеров вынудило Суворова ,его тоже задело пулей, приказать отойти. Замок оказался не по зубам. Отсутствие штурмовых лестниц и осадной артиллерии гарантировало только большие потери с весьма гадательным результатом. Смерть же 24 солдат и выбытие из строя раненых вынудило нашего генерала остановить штурм. «Офицеров у меня почти не осталось, лошадь ранена, сам оцараплен. Осталось мне только привести пред вечером людей в военный порядок, оставить все невыигранное дело и тихо отступить». – отмечает генерал в донесении. Яркие трофейные костюмы, в которых щеголяли наши офицеры, лишь помогли противнику перестрелять их и тем дезорганизовать действия солдат. «Офицеров били как уток по их щегольской, роскошной, принятой от побежденных одежде, которую по правде может носить только партизан» пишет генерал в письме полковнику Шеховскому. Бои шли до вечера. Кавалерия Шица и Миончинского раз за разом робко атаковала местечко, но без толку и с потерями была отгоняема артиллерией и ружейным огнем и атаками части нашей кавалерии находившейся вне местечка, в поле. Оставшаяся в «замке» последняя пушка своим огнем, гранатами, зажгла ряд домов с северной стороны местечка: «при наступающей ночи, возмутители в замке, опасаясь от нас падения, зажгли ближние к нам строения и тем пресекли до оного нам дорогу» (там же).
Суворов приказал вывезти все богатые запасы вооружения и амуниции предназначенные для оснащения объединенной полевой армии конфедератов, что серьезно нарушило планы полковника Дюмурье. Ему пришлось терять время и деньги на приобретение и доставку вооружения и т.п. снова. Наши войска уже в темноте вышли из пылающего местечка. Получены были сведения о возникшей угрозе Кракову в тылу (отряды Саввы, Пулавского, Славушевского и др.) Суворов отдает приказ на выступление к местечку Мысленице, где разбивает еще один небольшой отряд конфедератов, атаковавший со стороны Ланцкороны, и затем поворачивает на Краков. Об этом «неважном происшествии» Суворов пишет в донесении: « По окончании рапорта подъехало мятежников со стороны Ланскоронской на мои форпосты от ста до ста пятидесяти коней, кои были Воронежского полку от прапорщика Казимирова с частью драгун и казаков атакованы и разбиты. Убитых на месте сочтено семнадцать, в поле найдено восемь, в полон взято с офицером пять человек…».
Более попыток отбить у Суворова богатую добычу ланцкронского магазейна(военного скклада) враг не предпринимал и она была доставлена в Краков. Отряд же Суворова ушел в погоню за крупными силами противника ушедшего в сторону Сандомира.
Надо сказать, что ряд пишущих о Суворове этот эпизод в его боевой биографии выдают за «Поражение» нашего генерала(жива слава геростратова). Польские историки с воодушевлением ведут речь о полном «разгроме» и потерях русских более 500 человек одними убитыми….Однако гусарский полковник Антоний Шиц (участник и командир в этих боях) заметил в письме Дюмурье, что Суворов отряд наш Ланцкронский разбил, часть которого запер в замке, но главное захватил их большой магазейн, чем и нанес тяжелый ущерб конфедератам. Польского полковника, лично дравшегося с солдатами Суворова, трудно заподозрить в симпатиях к русским. Что касается потерь конфедератов в 11 человек в польской версии их «победы» над русскими, то Дюмурье пишет о больших потерях конфедератов в примерно 250 человек. Ну как говорится французскому полковнику много виднее. Там и его подчиненные в бою побывали. Из 5 пушек русские у поляков отняли 4. Сам же Александр Васильевич потерь поляков не считал, он был занят другим делом….заметил только, что потери неприятеля не меньше нашего, да назвал имена 3 убитых польских офицеров тела которых конфедераты оставили при отходе из местечка. Сам же он сие столкновение назвал неудачным, а действия суздальцев в бою его только расстроили.
В этом сражении тоже необходимо отметить ряд решений нашего генерала:
1. Разведка, как всегда, была на высоте и прибытие его отряда к Ланцкороне оказалось слишком скорым –конфедераты не успели спасти свои запасы вооружения, боеприпасов и т.п.
2. Время дорого, а посему атака всеми силами с ходу по прибытии к местечку. Обход кавалерией с южной стороны с одновременной атакой с фронта переломил ход боя в пользу русских. Ошибка при атаке, т.к. упущена возможность отрезать местечко от «замка» с северной стороны.
3. Решительная, но неудачная попытка взять замок на плечах отходившего противника. Своевременный приказ на отход, во избежание ненужной гибели своих людей.
4. Полное разорение магазейна(военного склада), как серьезный подрыв материального обеспечения конфедератских войск.
5. Решение на отход из Ланцкроны при возникновении серьезной угрозы Кракову. Точное определение приоритетных целей.
Действия польской стороны так же немаловажны. Однозначное нанесение себе ущерба недооценкой скорости приближения врага и как следствие колоссальные материальные потери. Плохая организация обороны при отсутствии сильных контратак своей многочисленной конницы. Как результат потеря 4 пушек из 5. Однако умелые действия французского подполковника Левена спасли гарнизон «замка». Он сумел организовать огневой мешок, и вывести из строя большинство командиров атакующих русских колонн, заставив Суворова прекратить атаки. Уход отряда Суворова (получившего донесение начальника краковского гарнизона) вечером того же дня спас поляков от окончательного уничтожения.
Источники: Суворов А.В., Документы, том1, М.Воениздат,1949г.
Список названий некоторых уже опубликованных в ДЗЭН статей:
Бой Суворова под Ореховым против отряда польских конфедератов 1 сентября 1769г.
Бой у Тынецкого редута 10 мая 1771г. Суворов против польских конфедератов под командой М.Валевского
Замостье. Разгром польской обороны у стен крепости войсками Суворова и манёвр Пулавского 22 мая 1771 года
Сражение под Ланцкороной. Разгром войска конфедератов генерал-майором Суворовым А.В. 12 мая 1771г.
Измаил. Часть 1.
Измаил. Часть 2.
Измаил. Часть 3.
Гибель корпуса литовского гетмана Огинского в Сталовичах в бою с отрядом Суворова 24 сентября 1771 года.
Осада краковского замка Суворовым А.В. в 1772г. Неудачный штурм. Часть1.
Осада краковского замка Суворовым А.В. в 1772г. Разгром корпуса Зиберха. Капитуляция Шуази. Часть2.
Сражение под Туртукаем 9 мая 1773г. Полный разгром войсками Суворова турецкого гарнизона. Часть1.
Сражение под Туртукаем 9 мая 1773г. Полный разгром войсками Суворова турецкого гарнизона. Часть2.
Второе сражение под Туртукаем (стой тут конь) от 17 июня 1773г. Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши. Часть1.
Второе сражение под Туртукаем (стой тут конь) от 17 июня 1773г. Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши. Часть2.
Оборона Гирсово на Дунае. Печальный конец турецкого войска Джафер-паши 3 сентября 1774 г. Часть1.
Оборона Гирсово на Дунае. Печальный конец турецкого войска Джафер-паши 3 сентября 1774 г. Часть2
Козлуджи. Абдул-резак против генерала Суворова 9 июня 1774г. Часть1.
Козлуджи. Катастрофа армии Великого визиря Муссин-заде 9 июня 1774г. Часть2.
Козлуджи. Сражение поставившее точку 9.06.1774г. в Русско-Турецкой войне 1768-1774г. русским генералом Александром Суворовым. Часть3.
Кинбурн. Уничтожение Суворовым турецкого десанта Сеюб-Гешти-Эюб-аги на Кинбургской косе 1 октября 1787 года.
ФОКШАНЫ. Бегство сераскира Мустафы от войск Суворова и Кобурга 20 июля 1789 года.
РЫМНИК. Разгром 1-го лагеря армии Великого визиря Кетхюда-Гассан-паши солдатами Суворова 11 сентября 1789г. Часть1.
РЫМНИК. Перелом. Часть2.
Удачный отход. Генерал Сераковский против Суворова в боях при Дивине 3 сентября, Кобрине 4 сентября и Крупчицах 6 сентября 1794 года.
БРЕСТ. Совершенное побиение польского корпуса Сераковского победоносными Ея Императорского Величества войсками 8 сентября 1794 года
БРЕСТ. Полное уничтожение польского корпуса генерала Сераковского войсками Суворова 8 сентября 1794г. Часть2.
КОБЫЛКА. Генерал-адьютант короля Бышевский в бою с войсками генерал-аншефа Суворова А.В. 15 октября 1794 года.
ВАРШАВА! Вавржецкий против Суворова или Блистательный штурм прагского ретраншемента 24 октября 1794г. Часть1.
ПРАГА В ОГНЕ. Действия штурма Победоносными Российскими войсками под командою генерала Суворова 24 октября 1794г. Часть2.
Провал операции "Переселение ногаев". Канакай-мурза с ордой ембулуков против солдат Суворова 1 августа 1783г.
Закубанская экспедиция Суворова против ногайских орд в 1783г.Часть1.
Закубанская экспедиция Суворова против ногайских орд в 1783г. Часть 2.
Осада и взятие замка Ujazd. Шляхтичи Мощинского против солдат Суворова. Декабрь 1769г.
НАВОДИЦЕ.БОЙ В ЛЕСУ. Противостояние шляхтичей Мощинского солдатам Суворова 8 апреля 1770г.