Найти в Дзене
TacticMedia

Михаил Тимин. Охотники за разведчиками

В процессе изучения сражения 22 июня 1941 года в небе над Западной Белоруссией среди нескольких отличившихся пилотов автор обратил внимание на заявку заместителя командира 124-го истребительного авиационного полка капитана Круглова. Он сбил в районе аэродрома Высоко-Мазовецк немецкий тяжёлый истребитель «Мессершмитт» Bf 110, и было принято решение поискать дополнительные подробности об этом лётчике. Поиск привёл к неожиданным и интересным результатам. Оперативная сводка штаба 124-го ИАП за 22 июня 1941 года гласила: «11:15 шесть самолётов Ме-110 произвели бомбометание с пикирования и штурмовые действия по самолётам, находящимся на аэродроме. В течение 20-минутного налёта уничтожено до 12 самолётов МиГ-3, два самолёта И-16, четыре самолёта УТИ-4, и один самолёт И-16 был сбит в воздухе. В этом налёте наши истребители в составе трёх самолётов МиГ-3 произвели вылет и завязали воздушный бой с истребителями противника. Во время воздушного боя был сбит один самолёт противника Ме-110 капитаном

В процессе изучения сражения 22 июня 1941 года в небе над Западной Белоруссией среди нескольких отличившихся пилотов автор обратил внимание на заявку заместителя командира 124-го истребительного авиационного полка капитана Круглова. Он сбил в районе аэродрома Высоко-Мазовецк немецкий тяжёлый истребитель «Мессершмитт» Bf 110, и было принято решение поискать дополнительные подробности об этом лётчике. Поиск привёл к неожиданным и интересным результатам.

Оперативная сводка штаба 124-го ИАП за 22 июня 1941 года гласила:

«11:15 шесть самолётов Ме-110 произвели бомбометание с пикирования и штурмовые действия по самолётам, находящимся на аэродроме. В течение 20-минутного налёта уничтожено до 12 самолётов МиГ-3, два самолёта И-16, четыре самолёта УТИ-4, и один самолёт И-16 был сбит в воздухе. В этом налёте наши истребители в составе трёх самолётов МиГ-3 произвели вылет и завязали воздушный бой с истребителями противника. Во время воздушного боя был сбит один самолёт противника Ме-110 капитаном Кругловым».

Разумеется, появилось желание установить личность второго результативного лётчика 124-го ИАП первого дня войны (первой победой был таран лейтенанта Дмитрия Кокорева) — тем более, что победа капитана имела под собой основания. В тот день из вылета на атаку советских аэродромов в районе Замбрува не вернулись два Bf 110 из эскадрильи скоростных бомбардировщиков 4./SKG 210 — Bf 110E W.Nr.3767 «S9+FM» и Bf 110D-3 W.Nr.4291 «S9+LM» — занесённые в безвозвратные потери. Экипаж первого в составе пилота унтер-офицера Хенцлера (D. Henzler) и радиста обер-ефрейтора Хасслера (K. Hassler) пропал без вести, экипаж второго в составе пилота унтер-офицера Баха (W. Bach) и радиста обер-ефрейтора Кречмана (G. Kretschmann) погиб.

«Мессершмитт» Bf 110E W.Nr.3767 «S9+FM» на месте аварийной посадки в районе Замбрува. Видно, что экипаж самолёта спасся, однако впоследствии пилот унтер-офицер Хенцлер и радист обер-ефрейтор Хасслер к своим так и не вышли
«Мессершмитт» Bf 110E W.Nr.3767 «S9+FM» на месте аварийной посадки в районе Замбрува. Видно, что экипаж самолёта спасся, однако впоследствии пилот унтер-офицер Хенцлер и радист обер-ефрейтор Хасслер к своим так и не вышли

Однако из-за отсутствия в документах 124-го ИАП имени и отчества героя поиски подробностей биографии и фотографии капитана Круглова заняли довольно много времени. Электронных баз «Мемориал» и «Подвиг Народа» в те годы ещё не было, поэтому поиски иногда заходили в тупик, а иногда приводили к интересным совпадениям.

Следы капитана Круглова привели Москву, куда 124-й ИАП в июле 1941 года вывели с фронта для пополнения. Полк быстро укомплектовали тремя десятками новеньких МиГ-3, но на фронт не отправили, а оставив в составе 6-го ИАК ПВО. Уже с 11 июля «МиГи» полка осуществляли ПВО района Серпухова. 21 июля 1-я эскадрилья во главе с заместителем командира полка капитаном Кругловым убыла на аэродром Мясново для прикрытия Тулы, а 1 августа остальные две другие эскадрильи полка прибыли на аэродром Барыково — теперь весь полк действовал в системе ПВО Тулы.

Однако уже в конце сентября 124-й ИАП перебросили в Ленинград, а фамилия «Круглов» пропала из документов полка. Традиционно перед перебазированием часть личного состава отставляли на пополнение соседних частей и формирование новых, поэтому, когда в ходе исследований в поле зрения появился командир 445-го ИАП капитан Круглов, именно он и был принят за искомого лётчика.

При изучении документов 445-го ИАП выяснилось, что в 1941 году полком командовал капитан Владимир Петрович Круглов. Казалось бы, герой найден: Владимир Петрович был опытным лётчиком и командиром, в марте 1942 года удостоенным ордена Ленина — в том числе, за таран 18 октября 1941 года в районе посёлка Мордвес Венёвского района Тульской области немецкого самолёта-разведчика, идентифицированного как «Юнкерс» Ju 88. Заявка подтверждается немецкими документами: в этот день из боевого вылета в район Тулы не вернулся «Мессершмитт» Bf 110E-2 из ближней разведывательной эскадрильи 5.(H)/23, а его пилот унтер-офицер В. Бауман (W. Baumann) и наблюдатель обер-фельдфебель А. Скоч (A. Skotsch) пропали без вести.

Подробности тарана обнаружились в представлении майора Круглова к ордену Ленина...

Читать полностью >>>