В 1980-х годах именитый ГАЗ-66 казался чуть ли не эталонным. Но все же были и те, кто и испытывал негатив к нему. В первую очередь это, конечно же, водители. Все дело в том, что им не нравилось устройство кабины и отсутствие хоть какого-то комфорта или удобства что ли.
Помимо шоферов, не устраивал ГАЗ-66 и начальство, все из-за того, что им хотелось, чтобы грузоподъемность, а также преодолеваемые пути были больше и дальше, нежели указано в характеристиках.
В 1982 году возникла затея усовершенствовать ГАЗон после того, как у ВС появилась необходимость в автомобиле, который был бы более безопасный для экипажа.
В итоге Министерство обороны СССР поставило цель модернизировать существующий автомобиль в ГАЗ-3301. Да еще и таким образом, чтобы не пришлось каким-то образом изменять производство.
И у инженеров получилось все в лучшем виде. У грузовика была усовершенствованная рама и новая «ходовка», которая была надежнее, нежели у ГАЗ-66. Вдобавок улучшилась и ремонтопригодность в тех условиях, в которых грузовик должен был эксплуатироваться.
Помимо этого, грузоподъемность у нового грузовика увеличилась до 2,5 тонн. Однако благодаря всем изменениям вес самого автомобиль также вырос аж на 700 кг.
Но с помощью тяговитого дизельного двигателя ГАЗ-542 с объемом 6,2 литра и мощностью 125 сил грузовик мог разгоняться до 90 км/ч. Также новый ГАЗ-3301 готов был преодолевать брод с глубиной 1,2 метра.
Но все же основной задачей была защита экипажа, и она была реализована благодаря бронированной кабине. Но из-за этого вес автомобиля увеличивался практически на 1 тонну, в итоге разными схемами вес самой брони смогли снизить в два с половиной раза. Однако нагрузка все равно оставалась очень существенной.
В результате комиссией грузовик был одобрен и конвейер для его производства уже начали готовить, но все остановили службы, для которых автомобиль делали в первую очередь. Дело в том, что они его представляли совсем по-другому, а созданный вариант не подходил для нужд в Афганистане.
И службам совершенно были неинтересны новые достоинства в виде увеличенной грузоподъемности и глубины брода, который грузовик был готов преодолеть. Вдобавок броня была необходима осколочная и противоминная, а не противопульная.
Но для таких целей ГАЗ-66 не подходил совершенно в связи с тем, что требовалась иная кабина и силовая установка. Кроме того, двигатель тоже был необходим другой, причем не дизельный, а бензиновый, да еще и турбированный, чего в СССР не было.
У конструкторов появился новый вариант решения проблемы. В разговоре с государственными деятелями был предложен вариант использовать для прототипа вездеход Швейцарского происхождения.
Все понимали, что такой проект будет очень непрост в реализации из-за сложности выпуска самого автомобиля, однако для необходимых условий эксплуатации он отлично подходил. Но в связи с дороговизной и временными издержками идея была не одобрена.
Вдобавок был найден еще один нюанс нового грузовика, который всячески пытались скрыть. ГАЗ-3301 отлично показывал себя в каменистой местности, на бездорожье и даже на серпантинах. Но для зимних условий он был непригоден.
Вернее, пустой автомобиль еще кое-как держался, а вот груженый совсем не подходил для зимы из-за того, что он практически моментально «садился» в снегу. Чего не скажешь про 66 ГАЗон, так как у него были прекрасные результаты зимой.
Но несмотря на это ГАЗ-3301 все-таки хотели пустить в производство. В связи с тем, что для хозяйства он отлично подходил, как минимум из-за более комфортной кабины и большей грузоподъемности. Из-за чего доходность и эффективность на ГАЗ-3301 должна вырасти.
Но все уперлось в то, что новый грузовик был практически на 40% дороже, нежели ГАЗ-66. Помимо этого, в то время с новой машиной еще нужны было повозиться, поэтому покупать ее не горели желанием.
Но и это не остановило желание пустить машину в производство, так как инженеры сняли броню и все прочее, что не пригодится в хозяйстве, поставили другой, более простой мотор, снизили дорожный просвет и так далее. Так что, в целом грузовик мог стать полноценной заменой ГАЗ-66. Однако вся история закончилась после прихода М. С. Горбачева.
А что Вы думаете, друзья? Нужна ли была замена ГАЗ-66? Пишите свое мнение в комментарии!