Китайский и индийский чай были невероятно прибыльным товаром для судовладельцев. Для ускорения доставки чая в Европу были созданы специальные парусные суда — "чайные клипера". Эти узкие, обтекаемые шхуны с большим количеством парусов могли совершать путешествие из Китая всего за три месяца. Их конструкция, включавшая "бегущую длину" (длина в шесть раз больше ширины), и обшивку из дерева с медным покрытием подводной части, позволяла им развивать невероятную скорость. Для управления большим количеством парусов клипера оснащались лебедками, помпами и рулевыми приводами, что уменьшало численность необходимой команды.
Чайные гонки, начавшиеся в 1859 году, представляли собой настоящую гонку на скорость между несколькими клиперами, стартующими из Шанхая и финиширующими в Лондоне без захода в промежуточные порты. Победители получали денежные призы и престижную "Голубую ленту". Эти гонки были невероятно популярны в Британии, превзойдя по популярности даже конные скачки. Клиперы типа "Катти Сарк" и "Фермопилы" стали легендами этих соревнований. Например, "Катти Сарк", с площадью парусов почти 3000 квадратных метров, мог преодолеть расстояние от Мельбурна до Лондона всего за 77 дней, развивая скорость до 363 морских миль в сутки.
Однако, с появлением пароходов, их скорость стала сравнима со скоростью клиперов. Решающим фактором в удешевлении и увеличении доступности чая для всех слоев населения Великобритании стало открытие Суэцкого канала в 1869 году. Этот бесшлюзовый канал, соединивший Средиземное и Красное моря, сократил путь из Бомбея в Лондон до 16,5 суток, значительно снизив транспортные расходы.
Суэцкий канал, являющийся условной границей между Африкой и Евразией, до сих пор остаётся важнейшей судоходной артерией, обеспечивающей кратчайший водный путь между Индийским океаном и Атлантическим океаном. Важно отметить, что в последние годы Суэцкий канал сталкивается с угрозами безопасности из-за нападений хуситов, которые значительно повлияли на судоходство.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!