Найти в Дзене
Московские истории

Клиент довольный и припудренный

Моя тетя с конца 50-х годов работала в парикмахерской на углу Столешникова переулка и Петровки. Названия у парикмахерской не было, но все ее называли «Красный мак» - по имени соседнего кафе. Там был женский зал кресел на 5-6, и мужской - такой же. Имелся педикюрный кабинет с такими раковинами, куда клиенты ноги опускали. Маникюр делали в женском зале, инструменты в банках с денатуратом стояли. Тетя рассказывала, что иногда забегали местные алкаши, выбрасывали из банок инструменты и выпивали денатурат. Тетя была косметологом. Профессия по тем временам нечастая и уважаемая. Тогда записи еще не было, и очереди в ее кабинет сидели огромные. Работали в две смены. Первая - с 8 утра до 15 часов, вторая - с 15 до 20. Самая востребованная услуга - окраска бровей и ресниц. Краска была только черная, «Шварцкопф», немецкая. Особо доверенным клиентам в нее добавляли урзол (краска для меха), его было сложно достать и стоил он дорого. Его в салон приносили спекулянты. За урзол, кстати, можно было зд
Оглавление

Нина В., по воспоминаниям тети и собственным детским, рассказывает, как "делали красоту" полвека назад.

Институт красоты в Москве, 1963 год

Фото: Лев Портер / ТАСС.
Институт красоты в Москве, 1963 год Фото: Лев Портер / ТАСС.

Кругом - "Красный мак"

Моя тетя с конца 50-х годов работала в парикмахерской на углу Столешникова переулка и Петровки. Названия у парикмахерской не было, но все ее называли «Красный мак» - по имени соседнего кафе.

Петровка, 18, 1983 г. Автор: Ewald Timmermans.
Петровка, 18, 1983 г. Автор: Ewald Timmermans.

Там был женский зал кресел на 5-6, и мужской - такой же. Имелся педикюрный кабинет с такими раковинами, куда клиенты ноги опускали. Маникюр делали в женском зале, инструменты в банках с денатуратом стояли. Тетя рассказывала, что иногда забегали местные алкаши, выбрасывали из банок инструменты и выпивали денатурат.

Тетя была косметологом. Профессия по тем временам нечастая и уважаемая. Тогда записи еще не было, и очереди в ее кабинет сидели огромные. Работали в две смены. Первая - с 8 утра до 15 часов, вторая - с 15 до 20.

Угол Петровки и Столешникова переулка, 1991 год. Источник: журнал "Наука и жизнь".
1991
,
Угол Петровки и Столешникова переулка, 1991 год. Источник: журнал "Наука и жизнь". 1991 ,

И не умываться!

Самая востребованная услуга - окраска бровей и ресниц. Краска была только черная, «Шварцкопф», немецкая. Особо доверенным клиентам в нее добавляли урзол (краска для меха), его было сложно достать и стоил он дорого. Его в салон приносили спекулянты. За урзол, кстати, можно было здорово попасть, если СЭС поймает. Они с проверками часто приходили, очень строгие. Например, для каждого помещения должны были быть отдельные ведра и швабры для уборки. И чтоб на каждом ведре должно было написано, для какого он помещения.

Еще делали чистку лица, для этого лицо в специальной паровом аппарате распаривали 20 минут, потом камедоны выдавливали и накладывали маску из талька с перекисью. Маску эту не смывали, а стряхивали с лица, и бедный человек с красным лицом, весь такой припудренный шел домой. Потом нельзя было умываться три дня!

Парикмахерская "Красный мак", 1978 г. Автор Виталий Карпов. РИА Новости.
Парикмахерская "Красный мак", 1978 г. Автор Виталий Карпов. РИА Новости.

Рецепт волшебного крема за безумные 10 рублей

Косметологи сами варили крем. Состав был простой: ланолин, спермацет, масло какао, оливковое масло и вода. Но там были свои хитрости. Все что я перечислила, кроме оливкового масла и воды, это жирная тяжелая основа, ее плавили. То, что получилось, на сутки клали в заморозку, потом опять плавили и добавляли оливковое масло и воду. Тогда крем воздушнее, что ли, получался. Еще, чтобы был белый, в воду буру добавляли. Ну и отдушки — эфирные масла. А вообще хорошие рецепты косметологи за деньги продавали, цена до 10 рублей доходила. Был какой-то «волшебный» яичный крем, вот его рецепт и стоил эти безумные 10 рублей.

Источник https://cs1.livemaster.ru.
Источник https://cs1.livemaster.ru.

Еще делали камфорное мыло. Натирался кусок детского мыла, туда вода добавлялась, все это варилось на плите, потом еще добавляли камфорный спирт, перекись водорода. Были еще разные добавки, типа глицерина, витаминов. Затем эту массу надо было взбить, пока она горячая. Получалась плотная такая пенная субстанция с запахом камфоры. Ее в качестве мыла не использовали, а как маску наносили перед чисткой и еще домой продавали - для проблемной кожи.

Массаж по Ахабадзе

За ширмой, возле кушетки, в кабинете косметолога стоял аппарат Дарсонваль. После чистки его тоже использовали. У тетки он был огромный, «Искра» назывался. Там же, за ширмой, делали массаж. Методика тогда была одна — по Антонине Ахабадзе. Вот у меня ее брошюра тоже есть, правда, более позднее издание:

-6

Начинали с воротниковой зоны, с тальком. Потом - лицо. Для этого выдавали специальную массажную эмульсию производства ГДР, она приятная была, как молочко жирненькое. Это в 1970-х годах уже было. Мне кажется, узнаю ее по запаху, даже через столько лет.

Ребенок работает

Маски для лица тоже выдавали, они были в стеклянных белых банках из толстого стекла, тоже ГДР. Сами косметологи тоже какие-то маски делали. Тетка, например, - из льняного семени маску с добавками двух каких-то кремов.

Я очень любила ходить к тете Маше на работу, в Столешников, хоть мама и не разрешала - говорила, что мешаюсь. Классе в 6-м, я помогала тете красить брови-ресницы. Клиентки, конечно, нечасто соглашались у меня обслуживаться. Помню, одна женщина очень ругалась, что ребенок работает. Но мне было очень интересно.

Поэтому я и стала косметологом. И до сих пор считаю, что это лучшая в мире профессия.

Еще: