Род князей Мещерских ведет свое начало с XII – XIII веков, а корнями уходит к князьям Большой орды. Богатства князей стали накапливаться еще в те давние времена. И потом все прибывали. И вскоре к драгоценностям стали добавляться произведения искусства, а библиотека расширялась за счет редких и антикварных изданий.
В своих Мемуарах княжна Китти – Екатерина Мещерская, вспоминала, что в их доме на Поварской улице по стенам были развешены картины Рубенса, Ван Дейка, Тинторетто, Тициана, Мурильо. А их родовая подмосковная усадьба Петровское-Алабино была не просто загородный дом, а настоящий дворец, где помимо прочих произведений искусства хранилась коллекция старинного оружия.
После революции сокровища князей Мещерских были экспроприированы. Часть из них пропала, но о судьбе некоторых, наиболее ценных, кое-что известно.
Мадонна Боттичелли
Самой ценной в коллекции картин Мещерских была «Мадонна с младенцем» XVI века кисти Боттичелли, выполненная в стиле тонто (круглая картина). Такой картиной хотели бы владеть многие, и вскоре после революции к вдове князя Мещерского Екатерине Прокофьевне наведался германский посол Вильгельм фон Мирбах. Он предложил ей сделку: она продает ему знаменитую картину, а он обещает помощь в выезде семьи в Германию.
Через некоторое время к Мещерским явились товарищи из ЧК, чтобы реквизировать у «классовых элементов» ценности. Пришли не просто так – у них был список наиболее ценных экспонатов, который явно готовили знающие люди. Этим знающим человеком был Игорь Грабарь, попечитель Третьяковской галереи. Не найдя среди вывезенных картин знаменитую «Мадонну с младенцем», он поднял тревогу, и вскоре вдову князя Мещерского вызвали на Лубянку, где арестовали и даже приговорили к расстрелу.
А потом состоялась ее встреча с председателем ВЧК Феликсом Дзержинским. Между ними состоялся разговор, который со слов матери описала княжна Китти в своих Мемуарах:
«Приняли вежливо. При беседе присутствовали В.Д. Бонч-Бруевич, Я.Х. Петерс и, кажется, А.В. Луначарский.
- Вы продали в Германию картину Боттичелли? — спросил Феликс Эдмундович.
- Нет, я не продавала ее…
И она рассказала о посещении Мирбахом своего дома, о том, что отказалась вести переговоры о продаже полотна. Затем написала мне записку: «Китти! Отдай Боттичелли. Мама.» Передала ее чекистам. Когда мне привезли эту записку, тогда я и отдала картину… Холст хранился зашитым в тяжелую парчовую занавесь, которая была на толстой подкладке…
А боялись мы, в основном, анархистов, которые тогда в Москве повсеместно грабили богатые особняки и к нашему уже примеривались…»
После этого случая, 19 сентября 1918 года, был принял декрет за подписями Ленина, Луначарского, Бонч-Бруевича
«О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения».
Благодаря этому декрету был прекращен массовый вывоз из страны предметов искусства.
Так картина осталась в России. Правда, после проведенной экспертизы было выявлено, что она принадлежит кисти не самого мастера, а одного из его учеников. Хотя вышла она из мастерской Боттичелли, который активно использовал труд своих учеников.
Сейчас картина находится в «Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина» в Москве.
Бюст князя Мещерского
Другим шедевром, связанным с именем князя Мещерского, является его скульптурный портрет работы итальянского скульптора-импрессиониста русского происхождения Павла (Паоло) Трубецкого. Скульптор был внебрачным сыном князя Петра Петровича Трубецкого, он родился и большую часть жизни прожил в Италии. Одной из наиболее известных его работ является памятник Александру III в Санкт-Петербурге.
Бюст князя Мещерского является одним из шедевров автора и сейчас входит в собрание Третьяковской галереи.
Скульптура князя интересна также тем, что Павел Трубецкой является автором не только портрета князя, но и, возможно, «автором» его дочери Китти – многие считают, что именно он является настоящим отцом княжны Екатерины Александровны Мещерской. Но это лишь версия, не имеющая документальных подтверждений.
Серьги Натальи Гончаровой
Конечно, кое-какие драгоценности вдове князя Мещерского все-таки удалось укрыть от большевиков. Они были проданы в тяжелые послереволюционные годы и в годы Великой отечественной войны. Но были драгоценности, которые княжна Китти – Екатерина Мещерская - хранила долгие годы и рассталась с ними только в старости. Это были изящные серьги, когда-то принадлежавшие Наталье Гончаровой: на изогнутой веточке расположился инкрустированный бриллиантами цветок, в котором яркими огоньками горят алые рубины.
Так как Гончаровы, и Наталья Николаевна Пушкина в том числе, находились с Мещерскими в родстве, то серьги через некоторое время были ими подарены Мещерским.
На склоне лет не имевшая детей, но испытывавшая недостаток в средствах Екатерина Мещерская решила эти серьги продать. И сделала она это красиво и с большой выгодой для себя. Она написала письмо самой Раисе Максимовне Горбачевой, которая курировала Фонд культуры СССР. В письме она поведала о заслугах князей Мещерских перед отечеством и рассказала о том, что у нее хранится последняя семейная реликвия – серьги, которые когда-то носила Наталья Гончарова, жена знаменитого поэта.
Эти серьги Наталья Гончарова получила от матери в качестве свадебного подарка. Потом, правда, мать обиделась на дочь и подарок свой забрала, и через какое-то время они оказались у их родственницы - фрейлины двора Елены Борисовны Гончаровой. А та подарила их любимой племяннице - юной Китти.
Далее Екатерина Александровна писала о том, что несмотря на все свалившиеся на нее трудности, даже в самые тяжелые периоды ее жизни она не расставалась с ними. Но теперь она уже стала стара, ей нужны деньги на лекарства и еду. Поэтому она готова передать их государству.
Раису Максимовну письмо Мещерской заинтересовало, и серьги оказались на хранении в музей Пушкина. А Екатерина Александровна Мещерская вскоре переехала в хорошую квартиру и стала получать персональную пенсию.
Проведенная экспертиза показала, что эти серьги вряд ли принадлежали Наталье Гончаровой. Они изготовлены в 60-х годах XIXвека, а Наталья Николаевна скончалась в 1863 году. И хотя теоретически она могла ими владеть в последние годы жизни, но получить их на свадьбу с Пушкиным не могла ни коем образом.
Поэтому их принадлежность Наталье Гончаровой является легендой и в музее Пушкина они выставлены в зале «Легенды и мифы» о Пушкине.
Роковые серьги
Существуют еще одни серьги, с которыми тоже связана легенда о Наталье Гончаровой. И уже роковая легенда. Это серьги с голубыми бриллиантами, которые, как гласит легенда, погубили Пушкина. И не только его.
Но в действительности это серьги не Гончаровых, а Мещерских.
Княжеский род Мещерских происходит от князя Бахмета Ширинского. Согласно легенде, его отец князь Усейн получил от спустившихся с неба людей горсть голубых алмазов. Случилось так, что враги пленили князя, и его семья внесла за него выкуп – голубые алмазы. Князя отпустили, но уже с дороги он решил вернуться, чтобы выкупить и любимого коня. Вернувшись он увидел, что враги перебили друг друга, а между ними, в лужах крови, лежат голубые алмазы. Усейн забрал коня, собрал алмазы и отправился домой, где велел сделать из камней серьги и перстень.
Сын Усейна князь Бахмет собирается жениться и перед свадьбой дарит невесте серьги, в которые вставлены голубые алмазы, переданные ему отцом. После свадьбы проходит всего несколько дней – и молодая жена умирает. Умирают и следующие три жены, не оставив князю наследника. И только пятая дарит долгожданного сына, но сама после родов умирает. Сын получил имя Беклемиш, позже онкрестился под именем Михаил и стал первым князем Мещерским.
А пока его отец Бахмет понял: эти голубые камни губят тех, кто не принадлежит к его роду. И начинает использовать камни в качестве оружия. Так, когда хан Тухта отвоевывает у Бахмета земли, тот, нарядившись странником, является в лагерь Тухты и дарит хану перстень с голубым алмазом. И буквально на следующий день тот погибает под копытами собственного коня. Так и разошлись ширинские алмазы – на борьбу с врагами. А потом вдруг часть из них вернулась.
В 1650 году воевода князь Никифор Мещерский принимает участие в подавлении Новгородского восстания. За успешное усмирение бунтовщиков царь Алексей Михайлович наградил воеводу богатой шубой и шкатулкой, полной драгоценностей. А в ней лежали изделия из утраченных алмазов.
Князь Никифор сразу понял, что это за камни, ведь в роду рассказы о них переходили из поколения в поколения. Но в проклятье алмазов он не верил, и подарил их невесте Ольге. Через три дня девушка умерла. Спрятал Никифор серьги и перстень, и запретил их трогать.
Украшения передавались из поколения в поколение, а легенда об их проклятии постепенно трансформировалась в другую: ширинские алмазы приносят несчастье неверным женщинам. Если их хозяйка изменяла жениху или супругу, то она заболевала или даже умирала.
Почти 100 лет серьги с голубыми алмазами никто не трогал
Серьги и гибель Пушкина
У князей Мещерских имелось имение в Лотошино, где они часто проводили лето. А по соседству находилось имение их дальних родственников - семьи Гончаровых. Александр Пушкин подружился с братьями Мещерскими, а те рассказали ему родовую легенду.
Поэт очень ревновал свою супругу-красавицу и очень хотел узнать, изменяла ли она ему. И тогда братья Мещерские посоветовали ему использовать проклятые серьги. Он их взял, отдал жене и нашептал свое желание:
«Пусть любовник жены погибнет, прикоснувшись к серьгам».
Через несколько месяцев поэт погиб от раны, полученной на дуэли. А вдова поэта вернула Мещерским их прОклятые серьги.
Эти серьги с голубыми алмазами передала Екатерина Мещерская Раисе Максимовне Горбачевой, или серьги с красными рубинами – точно не известно. В Пушкинском музее хранятся серьги с рубином. А Раиса Максимовна умерла от лейкемии. Правда, неизвестно, надевала ли она серьги с алмазами голубой воды. Красивая легенда.
О происхождении рода Мещерских и княжне Китти Мещерской можно почитать здесь: