Найти в Дзене
Страницы истории

Сокровища князей Мещерских – что с ними стало. Проклятие бриллиантов Мещерских и как оно связано с Пушкиным

Род князей Мещерских ведет свое начало с XII – XIII веков, а корнями уходит к князьям Большой орды. Богатства князей стали накапливаться еще в те давние времена. И потом все прибывали. И вскоре к драгоценностям стали добавляться произведения искусства, а библиотека расширялась за счет редких и антикварных изданий.

В своих Мемуарах княжна Китти – Екатерина Мещерская, вспоминала, что в их доме на Поварской улице по стенам были развешены картины Рубенса, Ван Дейка, Тинторетто, Тициана, Мурильо. А их родовая подмосковная усадьба Петровское-Алабино была не просто загородный дом, а настоящий дворец, где помимо прочих произведений искусства хранилась коллекция старинного оружия.

Руины усадьба Мещерских Петровское–Алабино, Началась реставрация. Фото предоставлено моей читательницей.
Руины усадьба Мещерских Петровское–Алабино, Началась реставрация. Фото предоставлено моей читательницей.

После революции сокровища князей Мещерских были экспроприированы. Часть из них пропала, но о судьбе некоторых, наиболее ценных, кое-что известно.

Мадонна Боттичелли

Самой ценной в коллекции картин Мещерских была «Мадонна с младенцем» XVI века кисти Боттичелли, выполненная в стиле тонто (круглая картина). Такой картиной хотели бы владеть многие, и вскоре после революции к вдове князя Мещерского Екатерине Прокофьевне наведался германский посол Вильгельм фон Мирбах. Он предложил ей сделку: она продает ему знаменитую картину, а он обещает помощь в выезде семьи в Германию.

Мадонна с младенцем, школа Боттичелли, XVI век. До 1918 года находилась в собрании князей Мещерских.
Мадонна с младенцем, школа Боттичелли, XVI век. До 1918 года находилась в собрании князей Мещерских.

Через некоторое время к Мещерским явились товарищи из ЧК, чтобы реквизировать у «классовых элементов» ценности. Пришли не просто так – у них был список наиболее ценных экспонатов, который явно готовили знающие люди. Этим знающим человеком был Игорь Грабарь, попечитель Третьяковской галереи. Не найдя среди вывезенных картин знаменитую «Мадонну с младенцем», он поднял тревогу, и вскоре вдову князя Мещерского вызвали на Лубянку, где арестовали и даже приговорили к расстрелу.

А потом состоялась ее встреча с председателем ВЧК Феликсом Дзержинским. Между ними состоялся разговор, который со слов матери описала княжна Китти в своих Мемуарах:

«Приняли вежливо. При беседе присутствовали В.Д. Бонч-Бруевич, Я.Х. Петерс и, кажется, А.В. Луначарский.
- Вы продали в Германию картину Боттичелли? — спросил Феликс Эдмундович.
- Нет, я не продавала ее…
И она рассказала о посещении Мирбахом своего дома, о том, что отказалась вести переговоры о продаже полотна. Затем написала мне записку: «Китти! Отдай Боттичелли. Мама.» Передала ее чекистам. Когда мне привезли эту записку, тогда я и отдала картину… Холст хранился зашитым в тяжелую парчовую занавесь, которая была на толстой подкладке…
А боялись мы, в основном, анархистов, которые тогда в Москве повсеместно грабили богатые особняки и к нашему уже примеривались…»

После этого случая, 19 сентября 1918 года, был принял декрет за подписями Ленина, Луначарского, Бонч-Бруевича

«О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения».

Благодаря этому декрету был прекращен массовый вывоз из страны предметов искусства.

Так картина осталась в России. Правда, после проведенной экспертизы было выявлено, что она принадлежит кисти не самого мастера, а одного из его учеников. Хотя вышла она из мастерской Боттичелли, который активно использовал труд своих учеников.

Сейчас картина находится в «Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина» в Москве.

Бюст князя Мещерского

Другим шедевром, связанным с именем князя Мещерского, является его скульптурный портрет работы итальянского скульптора-импрессиониста русского происхождения Павла (Паоло) Трубецкого. Скульптор был внебрачным сыном князя Петра Петровича Трубецкого, он родился и большую часть жизни прожил в Италии. Одной из наиболее известных его работ является памятник Александру III в Санкт-Петербурге.

Бюст князя Мещерского является одним из шедевров автора и сейчас входит в собрание Третьяковской галереи.

Скульптурный портрет князя Александра Мещерского работы П. Трубецкого
Скульптурный портрет князя Александра Мещерского работы П. Трубецкого

Скульптура князя интересна также тем, что Павел Трубецкой является автором не только портрета князя, но и, возможно, «автором» его дочери Китти – многие считают, что именно он является настоящим отцом княжны Екатерины Александровны Мещерской. Но это лишь версия, не имеющая документальных подтверждений.

Серьги Натальи Гончаровой

Конечно, кое-какие драгоценности вдове князя Мещерского все-таки удалось укрыть от большевиков. Они были проданы в тяжелые послереволюционные годы и в годы Великой отечественной войны. Но были драгоценности, которые княжна Китти – Екатерина Мещерская - хранила долгие годы и рассталась с ними только в старости. Это были изящные серьги, когда-то принадлежавшие Наталье Гончаровой: на изогнутой веточке расположился инкрустированный бриллиантами цветок, в котором яркими огоньками горят алые рубины.

Серьги Натальи Гончаровой из коллекции Мещерских
Серьги Натальи Гончаровой из коллекции Мещерских

Так как Гончаровы, и Наталья Николаевна Пушкина в том числе, находились с Мещерскими в родстве, то серьги через некоторое время были ими подарены Мещерским.

На склоне лет не имевшая детей, но испытывавшая недостаток в средствах Екатерина Мещерская решила эти серьги продать. И сделала она это красиво и с большой выгодой для себя. Она написала письмо самой Раисе Максимовне Горбачевой, которая курировала Фонд культуры СССР. В письме она поведала о заслугах князей Мещерских перед отечеством и рассказала о том, что у нее хранится последняя семейная реликвия – серьги, которые когда-то носила Наталья Гончарова, жена знаменитого поэта.

Эти серьги Наталья Гончарова получила от матери в качестве свадебного подарка. Потом, правда, мать обиделась на дочь и подарок свой забрала, и через какое-то время они оказались у их родственницы - фрейлины двора Елены Борисовны Гончаровой. А та подарила их любимой племяннице - юной Китти.

Далее Екатерина Александровна писала о том, что несмотря на все свалившиеся на нее трудности, даже в самые тяжелые периоды ее жизни она не расставалась с ними. Но теперь она уже стала стара, ей нужны деньги на лекарства и еду. Поэтому она готова передать их государству.

Княжна Екатерина Мещерская
Княжна Екатерина Мещерская

Раису Максимовну письмо Мещерской заинтересовало, и серьги оказались на хранении в музей Пушкина. А Екатерина Александровна Мещерская вскоре переехала в хорошую квартиру и стала получать персональную пенсию.

Проведенная экспертиза показала, что эти серьги вряд ли принадлежали Наталье Гончаровой. Они изготовлены в 60-х годах XIXвека, а Наталья Николаевна скончалась в 1863 году. И хотя теоретически она могла ими владеть в последние годы жизни, но получить их на свадьбу с Пушкиным не могла ни коем образом.

Поэтому их принадлежность Наталье Гончаровой является легендой и в музее Пушкина они выставлены в зале «Легенды и мифы» о Пушкине.

Роковые серьги

Существуют еще одни серьги, с которыми тоже связана легенда о Наталье Гончаровой. И уже роковая легенда. Это серьги с голубыми бриллиантами, которые, как гласит легенда, погубили Пушкина. И не только его.

Наталья Гончарова-Пушкина. Портрет работы Карла Брюллова
Наталья Гончарова-Пушкина. Портрет работы Карла Брюллова

Но в действительности это серьги не Гончаровых, а Мещерских.

Княжеский род Мещерских происходит от князя Бахмета Ширинского. Согласно легенде, его отец князь Усейн получил от спустившихся с неба людей горсть голубых алмазов. Случилось так, что враги пленили князя, и его семья внесла за него выкуп – голубые алмазы. Князя отпустили, но уже с дороги он решил вернуться, чтобы выкупить и любимого коня. Вернувшись он увидел, что враги перебили друг друга, а между ними, в лужах крови, лежат голубые алмазы. Усейн забрал коня, собрал алмазы и отправился домой, где велел сделать из камней серьги и перстень.

Сын Усейна князь Бахмет собирается жениться и перед свадьбой дарит невесте серьги, в которые вставлены голубые алмазы, переданные ему отцом. После свадьбы проходит всего несколько дней – и молодая жена умирает. Умирают и следующие три жены, не оставив князю наследника. И только пятая дарит долгожданного сына, но сама после родов умирает. Сын получил имя Беклемиш, позже онкрестился под именем Михаил и стал первым князем Мещерским.

А пока его отец Бахмет понял: эти голубые камни губят тех, кто не принадлежит к его роду. И начинает использовать камни в качестве оружия. Так, когда хан Тухта отвоевывает у Бахмета земли, тот, нарядившись странником, является в лагерь Тухты и дарит хану перстень с голубым алмазом. И буквально на следующий день тот погибает под копытами собственного коня. Так и разошлись ширинские алмазы – на борьбу с врагами. А потом вдруг часть из них вернулась.

В 1650 году воевода князь Никифор Мещерский принимает участие в подавлении Новгородского восстания. За успешное усмирение бунтовщиков царь Алексей Михайлович наградил воеводу богатой шубой и шкатулкой, полной драгоценностей. А в ней лежали изделия из утраченных алмазов.

-7

Князь Никифор сразу понял, что это за камни, ведь в роду рассказы о них переходили из поколения в поколения. Но в проклятье алмазов он не верил, и подарил их невесте Ольге. Через три дня девушка умерла. Спрятал Никифор серьги и перстень, и запретил их трогать.

Украшения передавались из поколения в поколение, а легенда об их проклятии постепенно трансформировалась в другую: ширинские алмазы приносят несчастье неверным женщинам. Если их хозяйка изменяла жениху или супругу, то она заболевала или даже умирала.

Почти 100 лет серьги с голубыми алмазами никто не трогал

Серьги и гибель Пушкина

У князей Мещерских имелось имение в Лотошино, где они часто проводили лето. А по соседству находилось имение их дальних родственников - семьи Гончаровых. Александр Пушкин подружился с братьями Мещерскими, а те рассказали ему родовую легенду.

Лотошино, подмосковное имение князей Мещерских
Лотошино, подмосковное имение князей Мещерских

Поэт очень ревновал свою супругу-красавицу и очень хотел узнать, изменяла ли она ему. И тогда братья Мещерские посоветовали ему использовать проклятые серьги. Он их взял, отдал жене и нашептал свое желание:

«Пусть любовник жены погибнет, прикоснувшись к серьгам».

Через несколько месяцев поэт погиб от раны, полученной на дуэли. А вдова поэта вернула Мещерским их прОклятые серьги.

Эти серьги с голубыми алмазами передала Екатерина Мещерская Раисе Максимовне Горбачевой, или серьги с красными рубинами – точно не известно. В Пушкинском музее хранятся серьги с рубином. А Раиса Максимовна умерла от лейкемии. Правда, неизвестно, надевала ли она серьги с алмазами голубой воды. Красивая легенда.

О происхождении рода Мещерских и княжне Китти Мещерской можно почитать здесь: