Метафорические ассоциативные карты (МАК) – один из самых моих любимых инструментов арт-терапии! МАК позволяют бережно исследовать даже самые сложные темы, ведь метод основан на механизме проекции: рассматривая карты, человек находит личные смыслы и пути к решению своих задач.
Хочу поделиться случаем из практики с МАК применительно к кожным проявлениям.
Здopoвье кожи
Проблемы с кожей входят в топ-10 основных психocoматических расстройств (т.е. возникающих и развивающихся без видимой органической причины, а под взаимодействием психoлoгичecких факторов). На сегодняшний день не существует единой общепринятой теории, которая могла бы объяснить причины возникновения их всех, - множество факторов может оказывать влияние. Однако известно, что эмоции и стресс могут усиливать проявления, поэтому исследование своего состояния с пcихoлoгом может быть полезным и приводить к новым инсайтам.
Исследование через метафору: случай из практики
В процессе публичной демонстрационной консультации молодая женщина, назовем её N, с детства страдающая псopиа3ом, решила исследовать псиxoлогичecкие причины своего состояния. Разумеется, в её арсенале уже были работающие механизмы: диета, режим и т.д. Однако периоды улучшения длились недолго, и N. хотела найти возможные скрытые причины своего нeдyгa.
N. связывала начало кожных проявлений с рождением младшего брата. Часто с появлением младших детей, старший ребенок назначается "взрослым" (вне зависимости от возраста) и на него возлагаются часть родительских обязанностей. Зачастую старший ребенок недополучает тактильного контакта с родителями. А ведь кожа – это самый большой орган, которая выполняет не только физиологическую, но и коммуникационную функцию, и ребёнок многое воспринимает посредством поглаживаний. В случае N. мог наблюдаться дефицит таких важных для ребёнка материнских прикосновений...
Карты и их образы
В работе с ассоциативными картами мы решили посмотреть, как N. воспринимает себя в обычном состоянии, в период ухудшения и полностью здopoвой.
Для этого N. было предложено наугад, не глядя выбрать несколько карт из колоды МАК "Деревья" и описать образы на картинке, используя минимум пять прилагательных.
Я обычная
На карте я вижу пышную ёлку, украшенную большим количеством новогодних игрушек, под которой находятся пёстро упакованные подарки.
Когда главный герой на картинке был выбран, я попросила N. дать образу название, и представить, как себя чувствует нарядная ёлка, чего бы ей хотелось?
Навешали очень много всего, ей тяжеловато нести столько игрушек, при том, что это для неё несвойственно, ибо ёлки растут зимой и они голые, на них максимум снег, который их греет. В этот день она может быть такой, раз на неё столько навешали, чтобы порадоваться вместе с теми, кто её так украсил. Также ей нравится, что она хранит подарки до наступления главного праздника, потому что люди будут замечать подарки, ибо они всегда важнее, но и заодно наблюдать на то, какой красивой получилась ёлка. Ей хочется спрятаться, потому что новый год - это всегда очень сильный шум, кто-то упадёт на неё и испортит. Название: "Приноси нам Новый год, ведь сами мы не можем".
Ёлка вызывает раздражение, потому что кажется, что это показуха.
Возможно, N. заботится о комфорте других, игнорируя свои собственные потребности.
Я в проблемном состоянии
Змеевидный ствол дерева, который запутался и не понял, куда и как ему расти. При этом он твердый, с жёсткой корой и несмотря на его изгибы, - не сломан, не порван и не треснул. Видимо, что-то произошло, и ему пришлось стать нестандартным стволом. Он хотел бы быть, как все остальные стволы, ведь в таком положении кора трётся, принося дискомфорт, но стволы уже выросли и их остаётся только спиливать. Он не хочет давать разрешения на это, ведь вдруг уже ничего не вырастет. А так хоть что-то есть.
Название: "Ловкая как змея, но всё же дерево"
Дерево вызывает удивление и восторг, но при этом и жалость.
Несмотря на трудности, N. научилась адаптироваться, но боится кардинальных перемен.
Я, решившая проблему
Сильный, хорошо подготовленный мужчина, с уверенной рукой, который занимается вырубкой больных деревьев, уверенно держит пилу. Он знает, что есть риск обрушения, поэтому на нём каска для защиты.
Название: "Одинокий лесоруб"
Здесь проявился интересный момент: N. назначила главным героем не дерево, а человека. Но даже в фантазийном пространстве, в метафоре, герой подчиняется физическим законам и не может превратиться из дерева в человека! Это указывает на трудность ассоциации себя с образом выздopoвления, как будто бы у N. в голове отсутствует сценарий здopoвой жизни. Также есть страх изменений: бoлeзнь-то ей знакома, и с ней она научилась жить, а вот как без неё - неизвестно.
Восхищение образом приспосабливающегося дерева с изогнутом стволом может говорить о неосознаваемом нежелании победить псopиа3 - а "вдруг ничего больше не вырастет"?
Выводы и следующий шаг
Работа помогла N. осознать своё сопротивление изменениям. Я спросила её:
- Если бы не надо было следить за питанием, ограничивать себя и соблюдать режим, чем была бы наполнена твоя жизнь? Чем бы другим ты могла бы заниматься?
Я смогла бы спокойно ходить по улице, не видя взглядов, а также ко мне не будут подходить с советами, я не буду чувствовать скованности кожи. Я смогла бы заниматься спортом и наконец накачаюсь, как давно мечтала.
Если не надо будет следить за питанием, смогу есть фруктовые салаты и молочные продукты.
Смогу наконец заняться каким-то бизнесом полноценным, и мне не придется отвлекаться и всё бросать.
Я предложила N. подробно визуализировать образ "здopoвой себя", например, в виде коллажа, поместив туда картинки еды, которую она будет есть, фото спортивных активностей, которым она будет заниматься и так далее.
Вопросы, которые помогут продолжить исследование причин:
- Как еще я могу обрести стабильность (без необходимости бороться)?
- Какие преимущества я получаю, находясь в проблемном состоянии?
- Что станет новым смыслом моей жизни, если проблема уйдет?
Честные ответы на эти вопросы себе позволят наметить путь к изменениям.
Как вам такой способ исследования? Пишите в комментариях! 💚