Потихоньку осваиваясь в наступившем году и с некоторым изумлением смотря на самые первые события, новости и дискуссии, думаю, как обычно, о том, что все осталось более или менее прежним, но в то же время довольно существенно изменилось.
По инерции мы еще втягиваемся в споры и обсуждения, к теме которых успели привыкнуть в прошлом году. Но какими же устаревшими, какими давным-давно осмысленными и переставшими быть актуальными они выглядят. Все новое в этом году пока еще выглядит, как тот пресловутый Трамп или нападки на Марию, старым, что заезженная пластинка, не несущим ни капли свежесформулированного смысла, ни одной родившейся буквально под новогодней елкой идеи.
И вот эта изношенность, заезженность смыслов, вокруг которых, как все той же елки, мы хороводимся уже который год, за неимением лучшего сама становится идеей довольно свежей и новой. Хотя, на самом деле, тоже является старой и банальной. А именно то, как же мы все-таки привыкаем к любым, самым безумным реалиям, как умеем в них обживаться, как не умеем отпускать давно прожитое и потерявшее всякую ценность.
Это печальная мысль, потому что мы так поступаем, подобно старику Скруджу, вовсе не потому, что так уж привязаны к этому старому хламу из смыслов. А потому, что ничего нового и хорошего впереди просто не видим. А вероятное плохое нас чудовищно, на вчерашние дрожжи, пугает. Вот и держимся хотя бы за то, что есть, что уже хорошо знакомо, с чем мы успели свыкнуться и прижиться, пусть это и горечь невосполнимой утраты или насмешки над эксцентричными пожилыми визионерами.
Разумеется, этот консерватизм не имеет под собой нормальной, здоровой основы и прямым ходом вырастает из травм, страхов и комплексов. Как вырастает, к примеру, тот странный для меня, причудливый и искаженный зазеркальный мир, где просто необходимо быть прожженым, изворотливым, жестоким, грубым, циничным и равнодушным. И где все это выдается за силу, а доброта и наивность считаются слабостью.
Как же часто я слышала от, в общем-то, очень близких мне людей, что я «не выживу в этом мире». Словно это выживание само по себе требует от тебя насильственного уродования собственной натуры. Но нет – оно этого вовсе не требует. Просто люди, чью натуру привычно уродуют травмы, страхи и комплексы, не хотят от этой привычной реальности отказываться, а выстраивают вокруг себя совершенно искусственную реальность, где быть такими – нормально.
Странная, неумная норма, где преодоление самых простых коммуникационных вещей превращается в покорение «Эвереста» из условностей, издевок, синдрома вахтера, «испорченного телефона», бюрократических проволочек, непредсказуемых препятствий, отсутствия здравого смысла, сочувствия, сообразительности и доброжелательства. Все это вовсе не является обязательным – это прямое порождение искалеченной психики, личностных расстройств, запущенных переломов души.
Как же я устала удивляться все еще встречающимся крупицам ума, доброты, искренности, веры, сочувствия, взаимопомощи, смелости, ответственности, порядочности. Устала возмущаться собственным удивлением, которому самому по себе тут не должно быть никакого места. Нормальность кажется ненормальной только в очень кривом зеркале – в прямом она отражается честно и безупречно. И я желаю себе и вам всем в наступившем новом году наконец перестать удивляться нормальности – пусть она уже становится нашей нормой.