Познакомившись с работами художника Александра Варова из Новоалтайска, в сознание всплыли два слова - мифология и метафизика.
Выставка «Горизонт противоречий» в барнаульской галерее «Республика изо» стала для меня открытием автора. Раньше я видел его работы. Даже писал о нем, можно посмотреть в книгах «О культуре в Барнауле», но не стану искать.
Ссылка на книги "О культуре в Барнауле". https://www.litres.ru/book/vadim-a-klimov/o-kulture-v-barnaule-tom-12-2016-67095753/
Чаще о художнике пишут примерно так: «В своих работах Варов черпает вдохновение в истории, в мистической силе родной земли, которая сама позвала его. Им написано много картин по легендам, историческим записям о жизни и быте людей, живущих давно, но оставшихся в памяти потомков».
В изобразительном искусстве с мифологией упражнялись с давних времен. Академические религиозные сюжеты, это тоже мифология. А понятие метафизическая живопись, как направление в изобразительном искусстве, для которого характерно особое сочетание элементов реальности и фантастики, намеренное искажение автором пространства появилась около ста лет назад.
Для такой живописи характерны насыщенность картин символами и аллюзиями, искаженность форм предметов и пространства, нелинейная перспектива. В этом искусстве метафора становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистическим изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.
В метафизическом живописи выделились две тенденции: одна особенно богата символическими и литературными смыслами, вторая более обусловленная живописной фантазией.
С направлением развития творческой мысли художника Александра Варова разобрались. И откуда он это взял тоже понятно. Глядя на его работы, вспоминаешь так называемый «левый МОСХ» и «метафизический салон».
Помимо распространенного термина - шестидесятники, в искусстве СССР есть и семидесятники. Они составляли фронт противостояния официальной идеологии в десятилетие с 1970 по 1980 гг.
Александр Варов воспитывался на свободных фантазиях семидесятников. Он окончил художественное училище в самом начале 80-х. Не смотря на доминирование кондового соцреализма, он впитал левые художественные идеи.
В творчестве Варова большое место занимает мифология горной Колывани, это район Алтайского края, известный камнерезным заводом и первыми Демидовскими рудниками на Алтае.
В сознание художника миф и метафизика переплелись. К сожалению, он опять не попал в генеральное направление официального творчества, в котором сейчас культивируют позитивный иллюстративный стиль. Не вписывается Варов в упрощенное искусство, много думает, нагружает работы лишними смыслами, призывает зрителя размышлять и присоединится к формированию новых идей, через осознание мифологии.
А в Алтайском крае доминирующий жанр реалистического пейзажа, не надо предлагать сложных композиций. Публика требует обыкновенной заоконной красоты, чтобы картину можно было повесить дома, и чтобы она не отвлекала. А для администрации нужен историко-героический пафос победы государства, поэтому камнерезный завод надо изображать грандиозно как царицу ваз, которую там изготовили.
Нет в работах Александра Варова будетлянской зауми, в его творчестве главенствует рожденная в советское время «заморочинность», и сегодня она занимает место доброго СССРовского антиквариата.
Выставка в галерее Республика открыта до 12 января 2025 г.
Благодарю, что дочитали. Подпишитесь, пожалуйста, на страницу, если это не противоречит вашим принципам.
Произведения художников Барнаула можно приобрести в галерее «Республика Изо» или на сайте https://respublikaizo.ru/shop/
Часы работы галереи: четверг - воскресенье с 13:00 до 19:00. Адрес: г. Барнаул, пр. Космонавтов 6г, 4 этаж, левое крыло.