В 1973 году начались разработки ещё одного проекта, на этот раз совместного — команды инженеров из Великобритании, ФРГ и Италии объединили свои умы, чтобы создать бронированную самоходную гаубицу калибра 155 мм. Так началась история опытной боевой машины SP70 — несколько неодооценённой боевой машины НАТО.
История создания
Ещё в 1963 году между странами-участниками блока НАТО был подписан меморандум о баллистике снарядов, определявший основные калибры артиллерийских орудий и требования к ним и боеприпасам. Такой документ был необходим для стандартизации вооружения в армиях стран-участников, дабы ни одна из них не могла оказаться слабее или сильнее армий других стран-участников блока. То есть, говоря проще, страны-участники блока обязывались разрабатывать как артиллерийское вооружение, так и снаряды к нему, повинуясь определённым правилам и подгоняя их под определённые технические характеристики.
Такое проявление «заботы» на самом деле ограничивало инженерно-конструкторскую мысль стран-участников, фактически не позволяя превысить определённые параметры и не допуская тем самым перекоса в мощности вооружений. Хотя на самом деле, кое-кто (не будем показывать пальцем) просто стремился сохранить за собой лидерские позиции в блоке и не хотел бы сидеть на внезапно пошатнувшемся троне.
Таким образом, военные из всех стран-участников определили «универсальный гаубичный калибр», равный 155 мм — по их мнению, его хватало на борьбу с любыми целями, например, скоплениями пехоты, военной техники и даже фортификации. Чуть позже, уже в конце 60-х годов была выработана концепция совместного создания боевой техники — когда конструкторы из разных стран, используя свои наработки, создают новые образцы вооружения, оптимально подходящие под стандарты НАТО. И практически сразу после подписания новой концепции, во многих странах начались разработки новой боевой техники, ведь странам-участникам по ней нужно было стандартизировать своё вооружение под актуальные задачи. Ну и соответственно, успешно противостоять советской военной технике, коей в ГДР было немало. Однако до самоходной гаубицы ещё было время — для начала британские, немецкие (из ФРГ, разумеется) и итальянские конструкторы сообща работали над новым вариантом буксируемой гаубицы калибра 155 мм. В 1976 году новая гаубица уже поступала в войска, однако буксируемый вариант устраивал не всех ещё на стадии создания первых прототипов — одним из главных инициаторов разработки самоходного варианта стала Великобритания.
Договорившись, стороны решили создать на территории ФРГ совместное конструкторское бюро — на немецких конструкторов возлагались задачи по созданию шасси и силовой установки (за исключением топливной системы), а также автомат заряжания и ствол орудия, электронику и гидравлические системы будущей машины. Итальянским поручили создание топливной системы, противооткатные устройства, механизмы установки орудия, а также вспомогательную силовую установку поручили разработать конструкторам из Италии. Британским конструкторам осталось разработать башню, всю внутреннюю электронику и механику, прицелы, механизмы боеукладки и снаряжения автомата заряжания и остальные мелочи боевой машины.
Тогда же были обговорены все требования к новой машине — боевая масса не более 50 тонн, габариты не должны превышать предельные для железнодорожных перевозок, а самое главное — полная унификация новой техники с существующими и принятыми на вооружение образцами. Поэтому как образцы для «техники слияния» были выбраны:
- буксируемая гаубица FH-70;
- танк Leopard 1;
- боевая машина пехоты Marder;
Танк был предложено использовать в качестве шасси, Marder как образец решений по компоновке внутреннего пространства машины, а FH70 в качестве главного орудия и вообще основы, вокруг которой нужно было плясать.
Согласно расчетам инженеров, проведённых в конце семидесятых годов, характеристики самоходной артиллерийской установки SP70 позволяли ей атаковать удаленные объекты противника без риска подвергнуться ответному удару. Кроме того, отмечалась высокая эффективности при стрельбе на небольших дистанциях, в том числе прямой наводкой. Шасси на основе танка Leopard 1 должно было обеспечить высокую подвижность, а алюминиевое бронирование – достаточный уровень защиты, который, по некоторым оценкам, вдвое превышал аналогичный показатель американской САУ M109. Таким образом, не исключалось, что перспективные самоходки смогут эффективно действовать совместно с танковыми подразделениями, двигаясь позади них на небольшом удалении.
Примерно в то же время страны-участники проекта определились с собственными запросами — всего планировалось выпустить около 650 машин, из которых 400 забирала себе ФРГ, по 125 — Италия и Великобритания. Такой «перекос» в распределении был вызван тем, что ФРГ был определена как страна-производитель SP70, а также тем, что советские военные базы ближе всего находились именно к этой стране — в случае новой войны, ФРГ и принимать первый и самый мощный удар.
Итак, в 1980 году на испытания вывели пять прототипов самоходной гаубицы. Практически сразу были выявлены несколько десятков мелких недостатков, которые, благодаря отработанной конструкции, удалось быстро решить. Но в процессе дальнейших испытаний мелких недостатков становилось всё больше — благо их удавалось быстро устранять, иногда практически на ходу. К 1985 году машины были «доведены до ума», но внезапно из программы выходит ФРГ — дескать, то что мы делаем сейчас, херры унд фрау, не годится на перспективу. Мы будем разрабатывать другие образцы, более перспективные — хотите, присоединяйтесь. Программа SP70 без поддержки одной из сильнейших сторон достаточно быстро «сдулась», и инженеры стран-участников вернулись восвояси, не забыв прихватить чертежи. На их основе будут созданы другие, более успешные образцы боевой техники, но чуть позже. А проект SP70 так и останется в истории в виде нескольких прототипов.
Описание конструкции
Будучи довольно прогрессивной машиной для своего времени, SP70, тем не менее, не особо выделялась технически на фоне своих собратьев. Рассмотрим же конструкцию самоходки детальнее.
Бронированный корпус и башня
За основу при проектировании корпуса был выбран немецкий танк Leopard 1, но с небольшими изменениями – в частности, его несколько изменили в габаритах, а также выполнили из алюминиевой брони. По габаритам корпус стал почти на метр короче, немного шире, а самое главное – легче на две с лишним тонны. Это, конечно, хорошие показатели, но за это конструкторам пришлось «поплатиться» толщиной брони – она составляла не больше 50 мм. В лобовой проекции такой корпус защищал экипаж от снарядов крупнокалиберных пулемётов (до 14,5 мм), а в боковой и кормовой проекциях – от пуль калибра 7,62 мм. В остальном корпус танка Leopard 1 серьёзным изменениям не подвергался, вплоть до компоновки внутренних отсеков и мест расположения экипажа.
Башню, для экономии массы, было решено производить из тех же материалов, что и корпус – не только для экономии массы, но и в силу того, что боевую машину в прямом контакте с техникой противника использовать не предполагалось. Надо признать, что башня была довольно крупной – в ней разместили не только гаубицу немаленьких размеров, но и четырёх членов экипажа, а также всё сопутствующее этому оборудование. Учитывая наличие автомата заряжание, два члена экипажа, числившихся заряжающими по штату, мне кажется излишним – на стоянках догружать боеприпасы могли и члены технической команды, вкупе с экипажем, а в бою вся задача заряжающих была в наблюдении за автоматом заряжания и его работой.
Вооружение
Как уже сказано выше, «орудием главного калибра» на SP70 была танковая модификация новейшей к тому моменту гаубицы FH-70 калибра 155 мм. Орудие могло использовать любые снаряды калибра 155 мм, изготовленные по стандартам НАТО:
- L15A1. Основной осколочно-фугасный снаряд британской разработки. При длине 788 мм такой снаряд нес свыше 11 кг взрывчатого вещества, что обеспечивало большую эффективность поражения целей в сравнении с другими типами боеприпасов того времени;
- DM105. Дымовой снаряд, разработанный в ФРГ. Боеприпас оснащался четырьмя капсулами с дымообразующим химическим веществом. Капсулы выбрасываются на высоте порядка 200 метров и после падения образуют крупное облако дыма, сохраняющееся в течение нескольких минут;
- DM106. Западногерманский осветительный снаряд. Осветительный блок снаряда должен спускаться на парашюте с высоты 600-800 метров. Характеристики примененного осветительного состава позволяют в течение одной минуты освещать местность в радиусе 350-400 метров.
Наибольшая дальность выстрела достигалась при использовании снаряда L15A1 – на максимальных углах возвышения орудия, снаряд мог пролететь до 24 километров! Планировалось даже введение в стандартный боекомплект активно-реактивных снарядов, применение которых позволяло поднять дальность выстрела до 30 километров! К слову, отечественная САУ «Мста-С» получила возможность вести огонь на такие дистанции совсем недавно…
Наведение орудия допускалось в горизонтальной и вертикальной плоскости. В горизонтальной плоскости орудие поворачивалось вместе с башней (вращение возможно на все 360°), в вертикальной – благодаря пневматическому приводу, разработанному итальянскими конструкторами. Пневматический привод позволял наводить орудие в пределах от -25 до +70°.
В качестве противопехотного и зенитного оружия планировалась установка пулемёта калибра 7,62 мм с дистанционным управлением – скорее всего, штатный GPMG. Его планировали устанавливать над люком командира, с тем условием, что его придётся использовать и вручную. Также на лобовом листе башни предполагалась установка двух четырёхствольных мортирок для постановки дымовой завесы.
Согласно расчётам, проведённым в конце 70-х годов ХХ века, проект самоходной артиллерийской установки SP70 позволял безопасно атаковать (причём успешно) практически любые удалённые объекты противника. А учитывая немалую мощь выстрела прямой наводкой, новинка должна была сослужить хорошую службу даже в прямом контактном бою, поражая практически все известные танки вероятного противника.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве главной силовой установки использовался двигатель 8-цилиндровый дизельный двигатель Daimler-Benz MB781 мощностью 1000 л.с., выполненный в виде единого с гидромеханической трансмиссией и системой охлаждения двигателя. Этот «комплект» позволял разгонять САУ до 68 км/ч по ровной дороге, и до 45 по пересечённой местности. Помимо того, в самоходке устанавливали ещё один двигатель мощностью в 35 «лошадок» для питания различных энергосистем боевой машины при отключённом двигателе.
Ходовая часть самоходки SP70 была выполнена на базе соответствующих агрегатов танка Leopard 1. В ее составе имелись по семь опорных катков на каждом борту. Все опорные катки имели торсионную подвеску, а первый, второй, третий, шестой и седьмой катки на каждом борту дополнительно оснащались гидравлическими амортизаторами. В передней части борта располагалось направляющее колесо с системой натяжения гусеницы, в кормовой – ведущее колесо. Верхняя ветвь гусеницы лежала на трех поддерживающих роликах.
Заключение
В перспективе страны-участницы НАТО могли получить довольно неплохую боевую машину, однако возникшие недопонимания между командами конструкторов не позволили довести проект до логического завершения. И откровенно говоря, жаль – потому что развитие боевой техники (которую я искренне люблю) на этом моменте вновь споткнулось. Хотя, в будущем проект SP70, как я уже говорил, переродился в новом обличии, так что наработки никуда не делись.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!