Зиновий Мацкевич, друг юности Алексея Фомина (гр. МИНИСТЕРСТВО ЛЮБВИ), рассказал про вильнюсский период жизни Алексея. Зиновий жил в Риге, в Вильнюс приехал учиться в университет. С Фоминым познакомился в народном театре «Аушра» – оба в студенческие годы были там актёрами. Вместе стали интересоваться рок-музыкой. Зиновий участвовал в самом первом акустическом проекте Фомина в качестве ударника.
Рижский рок-клуб
– Ещё в 88-м году я привозил из Риги в Вильнюс много разных записей, журналов типа «Урлайта», «Контркультуры» (в 1989-м вышел ее первый номер), и конечно, давал всё это читать и слушать Лёше Фомину, – рассказывает Зиновий. – Он мне много раз потом говорил, что это я виноват, что втянул его в рок-андеграунд. На самом деле я не был старшим товарищем, мы были ровесники и вместе во всё врубались. У меня, может быть, было чуть-чуть больше доступа к информации из-за того, что я жил в Риге.
В Вильнюсе конца 80-х русского рока как такового не было, в отличие от той же Риги, где было много русскоязычного населения, и среди этой критической массы всегда находилось какое-то количество странных людей, в том числе бренчащих на гитарах. В то время в Риге уже был рок-клуб, проходили концерты, там же ещё в 85−86 годах я услышал впервые ПОП-МЕХАНИКУ и Курёхина.
Рижский рок-клуб, по-моему, даже старше ленинградского или возник сразу после него, году в 82-м. Там были знаменитые группы ПОЕЗД УШЁЛ, СЕЛЬСКИЙ ЧАС. Когда я стал интересоваться роком, главной группой в клубе была ЦЕМЕНТ (прим авт.: барабанщик и солист группы ПОЕЗД УШЁЛ Андрей Яхимович – лидер ЦЕМЕНТА). Они выступали на Подольском фестивале в 87-м году. Была ещё группа СПЕЦБРИГАДА – рижские THE STOOGES во главе с Кастотом, таким рижским Игги Попом. Совершенно прекрасная. Тогда казалось, что это такой панк, а сейчас слушаешь – звучит довольно похоже на ЗООПАРК. Впрочем, и Майк вдохновлялся Лу Ридом, это известно.
По четвергам рижская рок-клубовская тусовка собиралась на площадке у кафе «Аллегро» в Старой Риге (метров сто от Театра Русской Драмы), а по вторникам – в библиотеке на ул. Суворова (теперь – улица Чака). Позже, году в 89-ом, на волне моды на видеосалоны, рок-клуб открыл свой собственный там же – в библиотеке. Боевики и порнуху там не крутили, но можно было посмотреть документальный фильм о Джоплин, или живой концерт Игги Попа, или, скажем, «Последнее Танго в Париже» Бертолуччи. В 90-ом году я неоднократно таскал туда Лешку.
Президентом рок-клуба был Яхим – Андрей Яхимович, лидер ЦЕМЕНТА. Выходил журнал «От Винта» (редактор Сергей Волченко). Яхим, Волченко, Мамба (ударник ЦЕМЕНТА) считались «большими», я их знал, конечно, но не то, чтобы они очень уж снисходили к «молодежи». Зато был Карл Хламкин – в то время ударник группы КАРТ БЛАНШ, а в будущем – выдающийся автор, лидер проектов ХЛАМКИН ЕДЕТ В ИЗРАИЛЬ, КАРЛ ХЛАМКИН и ДавайЗабухаемОРКЕСТР и многих других. Была когорта рок-клубовских девушек – Ира Осадчая, Инна, Диана... Одна прекраснее другой – рок-клубовские деятельницы и всеобщие подруги. С ними дружить было приятно и прекрасно. Приходили музыканты, приходили журналисты (Коля Кабанов, мой ровесник и приятель, тогда – восходящая звезда Атмоды, газеты Латвийского Народного Фронта, ныне – известный латвийский политик), поэты публиковавшиеся в самом модном на просторах СССР журнале «Родник», начинающие кинокритики (по совместительству панк-рокеры), хиппи...
Рок-клубовская тусовка отчасти, очень отчасти, пересекалась с Домкой – знаменитой скамейкой на Домской площади, где тусовались хиппи: от олдовых ветеранов «системы» – Элиса Рижского (который очень любил меня и всячески покровительствовал), Мишеля, Леши Рижского (это знаменитые имена в системе) до юных пионеров, вроде меня.
И в рок-клубе, и на Домке, и просто в рижских кафе кипела жизнь. Все время происходил обмен информацией – пластинки, книжки, кассеты... Ну и вещества, куда ж без них. Очень, очень многих из этих людей нет на свете, и скамейки этой на Домской площади давно уже нет. А Яхим, судя по Фейсбуку,– все так же прекрасен, и живой, совсем не бронзовый памятник тем временам и нашему несостоявшемуся Вудстоку.
Вильнюсская тусовка
А в Вильнюсе на тот момент была мощная литовская тусовка. Вот скажем, Умка (Аня Герасимова) тусовалась в Вильнюсе еще с начала 80-х годов, но больше с литовцами. Умка ведь владеет литовским языком с детства. А русская тусовка людей, которым была интересна рок-музыка, либо вливалась в литовскую, либо, не смешиваясь, варилась в своем соку и была довольно провинциальна, хотя ее основу составляли совершенно прекрасные люди. А в Риге Умка была легендой Домки, и очень многие из тех, с кем я тогда дружил, помнили ее поющей на этой самой скамейке и в гауйских лагерях. Впрочем, и я ее однажды тогда, в 87-ом году, видел.
Среди бывших одноклассников Лёшки было немало людей, которые чем-то таким увлекались и интересовались. Например, некто по фамилии Осипов. Он учился на класс или на два старше Леши и записывал очень странные кришнаитские альбомы в стиле группы ДК, похожие на радиоспектакли. Как и у группы ДК, их было невероятное множество, но слушались они с трудом. Хотя местами было смешно: пионерские марши перемежались с кришнаитскими песнопениями.
Лёшку я иногда возил на концерты в Ригу. Домская площадь (прим.ред.: исторический район Старый город в Риге, Латвия), где тусовались хиппи, автостоп, все дела…
Первый раз в Ригу Фомин съездил со мной примерно в октябре-ноябре 87-го года на концерт Рижского рок-клуба, где выступали две московские группы: НЮАНС – она надолго вошла в нашу внутреннюю мифологию как самая ужасная группа, которую только можно себе представить, и еще какая-то московская группа, кажется, УВЫ, но произвела такое же впечатление. Лёшка тогда составил мнение, что весь московский рок совершенно ужасен. На тот момент это было отчасти верно.
Ленинград 88-года и концерт АКВАРИУМА
Летом 1988 года мы поехали с Лешкой на ленинградский рок-фестиваль. А еще до этого рок-н-ролла в мае 88-го года прошёл прекрасный фестиваль "Рок-Форум в Вильнюсе", куда приехали все главные команды, какие были на тот момент в русском роке, и уже вышедшие из подполья типа АЛИСЫ, например, и то, что только начинало выходить, как КАЛИНОВ МОСТ или ГПД («Гласность. Перестройка. Демократия», в будущем – РАЗНЫЕ ЛЮДИ), или ЗВУКИ МУ. И то, что из подполья никогда так и не вышло: как ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, НЕ ЖДАЛИ и другие. То есть мы в смысле рок-н-ролла видели тогда очень многое, постоянно таскались в Москву и в Питер на какие-то концерты.
Осенью 88-го поехали в Питер (тогда ещё Ленинград) и первый раз увидели БГ на сцене. У меня в то время была совершенно редкостная способность попадать на все спектакли и концерты либо без билета, либо по чудом найденным лишним билетам. И мы попадали везде и всегда. Лёшка даже восхищался моей способностью, правда, она потом исчезла.
АКВАРИУМ выступал в ДК Пищевиков, и, как я понимаю, это был один из последних концертов старого состава – с Дюшей, Фаном, Ляпиным, мне кажется – и с Гаккелем. Кульминацией была «Мы никогда не станем старше» – во время примерно десятиминутного ляпинского соло БГ ползал по сцене и зажигал свечи, а потом, спев последний куплет, упал на сцену, совсем как Моррисон. На наши неокрепшие души это произвело неизгладимое впечатление.
Воспоминания записала virlenka.
Подписывайтесь на канал «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы в ВК. Присоединяйтесь! Группа МИНИСТЕРСТВО ЛЮБВИ в ВК
ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ: