Найти в Дзене

Рецензия на издание «Димкина книга» (2024). Воспоминания о Чёрном Лукиче

Собранные Умкой (Аней Герасимовой) воспоминания про Чёрного Лукича получились объёмными – и не удивительно: человек он был очень общительный и яркий, всё колесил-колесил по стране, виделся с людьми, пел песни, сидел на застольях и вписках, писал альбомы. Вот и повспоминали его люди почти на миллион знаков, 200 страниц а4. Автор: Иван Щеглов Последние лет 6 (Вадим Кузьмин умер в 2012 году) я со своим одноклассником Кузьмой часто ходил на концерты Чёрного Лукича. Очень нравилось, хотя со временем свежесть впечатлений стала затираться, репертуар был примерно одинаковым. Но поначалу это была лучшая тёплая и проникновенная атмосфера из того, что доводилось посещать. «Димкина книга» дала возможность повспоминать те ушедшие годы и рассмотреть, как это всё выглядело с другой стороны, изнутри жизни артиста. Воспоминания не расположены по хронологии, мне-то как соавтору «Следов на снегу» так и хотелось всё это поднарезать на кусочки и выстроить последовательно, а так при чтении приходилось расс

Собранные Умкой (Аней Герасимовой) воспоминания про Чёрного Лукича получились объёмными – и не удивительно: человек он был очень общительный и яркий, всё колесил-колесил по стране, виделся с людьми, пел песни, сидел на застольях и вписках, писал альбомы. Вот и повспоминали его люди почти на миллион знаков, 200 страниц а4.

Автор: Иван Щеглов

"Димкина книга". Фото со страницы Ани Герасимовой в ВК
"Димкина книга". Фото со страницы Ани Герасимовой в ВК

Последние лет 6 (Вадим Кузьмин умер в 2012 году) я со своим одноклассником Кузьмой часто ходил на концерты Чёрного Лукича. Очень нравилось, хотя со временем свежесть впечатлений стала затираться, репертуар был примерно одинаковым. Но поначалу это была лучшая тёплая и проникновенная атмосфера из того, что доводилось посещать.

«Димкина книга» дала возможность повспоминать те ушедшие годы и рассмотреть, как это всё выглядело с другой стороны, изнутри жизни артиста.

Фото из архива группы в ВК Чёрный Лукич
Фото из архива группы в ВК Чёрный Лукич

Воспоминания не расположены по хронологии, мне-то как соавтору «Следов на снегу» так и хотелось всё это поднарезать на кусочки и выстроить последовательно, а так при чтении приходилось расставлять фрагменты по канве жизни Лукича в собственной голове. Конечно, оба подхода имеют свои плюсы. В выбранном Умкой высказывание конкретного человека выходит цельным эмоциональным восприятием, сохраняется вся история личных взаимоотношений, иногда сложных. При общем светлом и положительном тоне, неизменно подмечаемом мемуаристами тепле и позитиве, тёмная сторона Чёрного Лукича нет-нет да всплывала в текстах. Исходя из алкогольной нотки до смерти и известной общей информации о большом количестве жён и детей Лукича – жизненные детали легко можно было домыслить самостоятельно, и реальность из мемуаров их только подтверждала. Но и позитив от него пёр, конечно, самый настоящий, и песни продолжают радовать и вдохновлять, переслушал что-то на фоне чтения с удовольствием, а в другое время обрывки песен и цитаты крутились в голове.

Период «Спинок мента», «Гроб рекордз» и даже «Мужик дэнса» в книге оказался представлен мало, почти не, и это не кажется пробелом – наоборот, другие времена только интереснее. Есть отдельные кусочки о детстве или более бытовое измерение юности, например, о жизни в Юрге с первой женой. Последовательно и подробно всё зафиксировано, начиная с известной сессии на «Избе рекордз» (1995), и сама сессия описана исчерпывающе. А вот предваряющие «Отцы яблок» (1994) не попали в мемуарный фронт, жаль Сергей Нейн не успел рассказать, и сам он очень интересным музыкантом был… После «Избы» пошли записи с Каргаполовым («Будет весело и страшно», «Девочка и рысь», обе 1996 г.), потом постепенно начались концерты-гастроли и вскоре сформировалась накатанная колея жизни.

Вадим Кузьмин, Елена Кузьмина. Фото со страницы Е.Кузьминой в ВК
Вадим Кузьмин, Елена Кузьмина. Фото со страницы Е.Кузьминой в ВК

Последний брак Вадима Кузьмина оказался крепким и долгим, но семейная устроенность не повлияла на любовь к музыкальным путешествиям. Во множестве городов России и не только появились проверенные организаторы и верные любители творчества, и всё он катался и ездил… А в городах – люди, с которыми можно было делать студийные записи, потихоньку они появлялись в свет, их немного было: «Навсегда» (2000), «Вересковый мёд» (2002), «Мария» (2004; недавно были изданы ещё студийные записи с Андрюшкиным под названием «Здесь и сейчас»), Полярная звезда (2011). Остальное – компиляции и концертное.

На такие гастроли его популярности хватало, посещаемость варьировалась от пары десятков до пары сотен человек, диски издавались на «Выргороде», через внешние ресурсы наладить распространение музыки не удавалось – только вот Балабанов взял в «Кочегара» пару песен, да ещё всякие интервью и публикации в локальных СМИ. Разъезды были не в минус, но и стабильного дохода не приносили, особенно с учётом описанного в книге лёгкого отношения Лукича к деньгам, которые он охотно тратил в дружеском кругу, проставлялся или помогал кому-то. В Воронеже, где Лукич имел семейный очаг последние годы жизни, была обычная работа (с тех времён помню историю про прораба на стройке).

Вадим Кузьмин "Чёрный Лукич". 6-17.06.2012.  ШВАЙН и Квартирник на Таганке.  Фото Oli Aate из архива группы в ВК Чёрный Лукич
Вадим Кузьмин "Чёрный Лукич". 6-17.06.2012. ШВАЙН и Квартирник на Таганке. Фото Oli Aate из архива группы в ВК Чёрный Лукич

Весь порядок жизни складывался под особенности характера музыканта. Можно, конечно, сказать, что выстроен он был весьма успешно с точки зрения необходимого драйва, но он же его, выходит, и сгубил – возьми он для поправки здоровья перерыв от разъездов на несколько лет, всё вполне могло бы быть хорошо, но сила обратного затягивания действовала по своим законам. Индивидуальность пути делает книгу ярче и интереснее, хотя активно гастролирующих исполнителей много даже в ближнем музыкальном кругу (Манагер до сих пор не растерял былой лихости и продолжает кататься по сей день, как и Умка), у каждого всё работает по-своему. У Лукича на первом месте были дружеская атмосфера и посиделки, а кто-то вне сцены выбирает минимальное взаимодействие или строго относится к финансовым вопросам. Его бэкграунд летовского круга как способствовал целям жизни (открывал некоторые двери и приводил публику), так и мешал (ожидания старого панк-материала на концертах, бесконечные расспросы фанатов о Егоре и Янке), во втором случае нести прошлое приходилось как крест, включая старое название «Чёрный Лукич».

"Димкина книга". Фото Ивана Рассимова
"Димкина книга". Фото Ивана Рассимова

Да, ещё в книге описан неочевидный с позиций сибирского панка круг музыкантов – во многих городах были дружественные группы, с кем-то вместе выступал, этот преимущественно рок-андеграунд второй половины девяностых и нулевых вмещает множество малоизвестных и ярких авторов. Упора на рассказ о музыкальном окружении в книге не делается, но имена мелькают, а некоторые являются рассказчиками. Мне было приятно встречать знакомые фамилии (в редких случаях – лично знакомых людей, иногда – виденных на концертах, в остальном знакомых заочно через творчество или деятельность): Алексея Экзича, Сергея Жулидова, Захара Мухина, Владимира Белканова, Глеба Успенского, Друида (хотя его мемуары читал отдельно, тут из них выписка) и Оптимиста, Гордона, ну и, конечно, близкий сибирский круг: Андрюшкина, Шао, Анну Владыкину и Юлию Шерстобитову, Доронина из «СиБЕ», Каргаполова и Джексона, Аркадия Кузнецова, Алексея Раждаева, Манагера, Чумакову.

"Димкина книга". Сборник воспоминаний о Чёрном Лукиче. Умка-пресс, 2024
"Димкина книга". Сборник воспоминаний о Чёрном Лукиче. Умка-пресс, 2024

Книга вышла в издательстве «Умка пресс», то есть издана самой Умкой, и является частью грядущей её ещё более большой работы для «Выргорода» про Лукича, где будут добавлены его интервью и другие материалы. Не знаю, войдёт ли она туда в неизменном виде или с каким-то исключениями/добавками, сейчас материал можно назвать сыроватым и не претендующим на исчерпывающую картину, но в таком виде его читать не менее прекрасно, а объём работы даже на этом этапе производит огромное впечатление. В конце представлен обильный фото-блок, включающий редкие семейные фотографии. В широкие сети распространения настоящая версия книги не попадала, за приобретением лучше всего обращаться к самой Умке, ну или дождаться расширенного издания.

"Димкина книга". Сборник воспоминаний о Чёрном Лукиче. Умка-пресс, 2024
"Димкина книга". Сборник воспоминаний о Чёрном Лукиче. Умка-пресс, 2024

АНЯ ГЕРАСИМОВА (Умка) в ВК. «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Присоединяйтесь! ПИШЕМ СТАТЬИ о музыкантах и их поклонниках

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: