Найти в Дзене
Пераново перо

Зураб Церетели: Когда у Высоцкого лопнул струна на гитаре, я понял - плохая примета

22 апреля скончался народный художник СССР, президент Российской академии художеств, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», скульптор Зураб Церетели. Кто-то его работы резко критикует, кто-то уважает, но равнодушных к творчеству художника мало. Публикую фрагменты из нашего интервью. Если вы хотите ПОДДЕРЖАТЬ канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала Наблюдая Церетели с стороны, замечаешь, что вокруг него всегда люди. Только что провел мастер-класс с детьми, они окружили его и что-то спрашивают, восторженно щебечут. Тут же – подходят за автографом посетители галереи. Он идет, степенно, в бело-сером костюме, с орденом Героя социалистического труда на лацкане. По ходу решает рабочие вопросы с помощниками. Приглашает нас в кабинет. Везде – на стене, на полу - картины, эскизы, небольшие скульптуры. Не кабинет в обычном понимании, а мастерская. Церетели пытается оттереть краску с рук, - объясняет, что с утра еще начал раб

22 апреля скончался народный художник СССР, президент Российской академии художеств, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», скульптор Зураб Церетели. Кто-то его работы резко критикует, кто-то уважает, но равнодушных к творчеству художника мало. Публикую фрагменты из нашего интервью.

Если вы хотите ПОДДЕРЖАТЬ канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала

Зураб Церетели. Фото: rah.ru
Зураб Церетели. Фото: rah.ru

Наблюдая Церетели с стороны, замечаешь, что вокруг него всегда люди. Только что провел мастер-класс с детьми, они окружили его и что-то спрашивают, восторженно щебечут. Тут же – подходят за автографом посетители галереи. Он идет, степенно, в бело-сером костюме, с орденом Героя социалистического труда на лацкане. По ходу решает рабочие вопросы с помощниками. Приглашает нас в кабинет. Везде – на стене, на полу - картины, эскизы, небольшие скульптуры. Не кабинет в обычном понимании, а мастерская. Церетели пытается оттереть краску с рук, - объясняет, что с утра еще начал работать. До этого я увидел в его галерее скульптуру Владимира Высоцкого, и начали беседу с разговора о нем.

- Помню, однажды мы были в гостях у режиссера Саши Митты и его супруги Лили. Они наготовили, накрыли вкусный стол, мы с Андреем Вознесенским купили вина. Приходим, а Высоцкий лежит с гитарой на кровати, что-то наигрывает. Это было сразу после их с Мариной Влади свадьбы. По-моему они только расписались тогда. Я предложил – полетели в Тбилиси и там отметим свадьбу красиво. И мы, все бросив, улетели в Грузию. Отмечали у меня дома шикарно, грузины много пели, угощения было много. И тут встал Володя, взял гитару, только начал играть, как у него лопнула струна. Я тогда еще подумал: плохая примета, жизнь у них с Мариной будет неровной. Так в общем-то и получилось. К тому же во время застолья Марина так смеялась, что в какой-то момент ударила ногой под столом, и стол разошелся, видимо, когда раскрывали, плохо закрепили. Вся наша красивая, древняя, княжеская посуда (у меня супруга была из княжеского рода Андрониковых), разлетелась вдребезги. Мы с супругой знали, что это тоже плохая примета, но быстро все убрали, ничего не сказали. Они гуляли, а я наблюдал, уже тогда образ Высоцкого хотел создать. Позже сделал скульптуру (ты сейчас видел ее в моей галерее) в бронзе: он с гитарой, у которой лопнула струна.

Скульптура Высоцкого работы Церетели. Фото: rah.ru
Скульптура Высоцкого работы Церетели. Фото: rah.ru

- Был такой момент, о котором я ему при жизни так и не рассказал. Писатель Сергей Михалков, с которым мы дружили, однажды позвонил мне: «Срочно прими меры, слышал, что Высоцкого хотят арестовать и упрятать в тюрьму». Я побежал в КГБ к помощнику Юрия Андропова, Бобкову Филиппу Денисовичу, которого хорошо знал. Помню, на часах было 14.45, когда зашел к нему в кабинет. Высказал просьбу. Бобков куда-то позвонил, что-то выяснил, приказал. Позже мы встретились с Володей в Доме кино. Он мне рассказывает: «Представляешь, прихожу в театр, на служебном входе меня останавливает милиционер. Просит документы. Я очень удивился. Он взял паспорт и ушел куда-то. Возвращается, отдает документ и пропускает меня в театр». Спрашиваю: «Который час был?» - «Около трех дня». И я понял, что милиционеры вот-вот должны были его забрать, но в этот момент позвонили «сверху» на служебный вход театра и отменили. Но тогда я Высоцкому ничего не стал говорить, чтобы не портить ему настроение. И потом в беседах с ним не вспоминал о том случае.

- За что хотели арестовать?

- Сейчас сложно сказать. Все считали, что он так свободно пел, в его стихах многие угадывали протест против существующего строя. Тогда многих великих художников, поэтов не признавали официально. Так же и его.

О Владимире Высоцком читайте в статьях канала "Пераново перо" по ссылкам:

Автор канала "Пераново перо" Олег Перанов и Зураб Церетели. Фото Андрея Струнина
Автор канала "Пераново перо" Олег Перанов и Зураб Церетели. Фото Андрея Струнина

- Я читал, как художник Владимир Серов, который когда-то тоже возглавлял Академию художеств, «зарубил» вашу дипломную работу. Обидно было?

- Да, меня сняли тогда с диплома, но это не значит, что Серова надо ругать. Опять же, - эпоха такая была. Они же преданны были своей идеологии и так шагали. В моей дипломной работе «Песнь о Тбилиси» члены комиссии во главе с Серовым увидели что-то этакое от импрессионистов. Это был первый случай в нашей Академии в Тбилиси, чтобы сняли с диплома. Все тогда возмущались, ведь я учился на одни «пятерки», меня часто хвалили. Помню, вышел после комиссии, закурил и начал срочно соображать, что же делать?! Оставалось двенадцать дней до еще одной попытки сдать диплом. Обижаться даже некогда было. Зашел к знакомому скульптору Алику Ратиани, увидел его лицо и предложил: «Давай ты будешь мне позировать?!» Двенадцать дней мы не выходили из дома, работали, так я создал «Портрет спортсмена». Диплом я сдал на «отлично». Вот такие были времена.

- У публики больше известны ваши произведения из бронзы. Откуда такая любовь к этому материалу?

- Самый хороший материал, который, как говорится, «на века», - это бронза. А что, из пластмассы делать, чтобы потом выбросить?! Если ты веришь в искусство, в его музейную ценность, то, конечно, думаешь о вечном. Не имя «на века», а твое произведение.

Памятник Петру I работы Церетели. Фото из открытых источников
Памятник Петру I работы Церетели. Фото из открытых источников

- Ну, история про вашего Петра I, о котором так много спорили в свое время, точно «на века». И о месте установки судачили, и о том, что эта скульптура переделана из вашего же Колумба, от которого отказались в Америке.

- Пойми одну вещь: те, кто так говорил, их Бог забрал, они уже ушли из жизни. Сейчас рассказывать об этом не хочу, но я знаю, кто выделял деньги на травлю, кто заказывал эти статьи, в которых на меня клеветали.

- Зачем им это было нужно?

- Наверное, зависть. А может, хотели те места, где стоят мои работы, присвоить себе, чтобы там были выставлены их произведения. Как я могу точно определить: почему они так поступали? Но любая критика, - это все равно реклама. Я-то, как художник, знаю, что делаю. Кстати, мой 126-метровый Колумб все же установлен там, где Америка начиналась – в Пуэрто-Рико. Это место я сам на вертолете выбирал. И горжусь, что люди – и жители местные, и туристы туда специально приезжают, чтобы посмотреть, сфотографировать.

О скульптуре княгини Ольги Зураба Церетели читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

- А как выбирают место в городе для скульптуры?

- Есть градостроительный совет, комиссии по архитектуре и так далее. Когда конкурс проходит, много специалистов участвует - архитекторы, планировщики, которые спорят, советуются, утверждают. Это же все не бегом решается. Конечно, иногда нужно основываться и на определенных исторических фактах, и смотреть, какое пространство, что и как в нем будет «работать». В Париже, например, по просьбе Польской католической миссии во Франции я создал образ Папы Римского Иоанна Павла II. И в начале он должен был быть установлен на улице Фобур-Сент-Оноре, прямо рядом с храмом польской католической церкви. Но мэрия Парижа сказала: «Нет, площадь слишком маленькая, а скульптура монументальная». Искали место и сами порекомендовали несколько точек у Собора Парижской Богоматери. Я тогда приехал и выбрал одно из двух. Там, справа, от входа в Собор с видом на Сенну и установили памятник. Сам бы я никогда не пошел и сказал бы: «Там или здесь хочу установить!» Так что это мэрия подсказала.

Аллея правителей, бюсты работы Церетели. Фото Сергея Пятакова (Риа-Новости)
Аллея правителей, бюсты работы Церетели. Фото Сергея Пятакова (Риа-Новости)

- В центре Москвы открыта Аллея правителей, где вы создали бюсты руководителей нашей страны: от Рюрика до Михаила Горбачева. И вот среди них – Иосиф Сталин. Но, зная, что в 1937-м был репрессирован и расстрелян ваш дедушка, удивляюсь: как вы согласились работать над изображением Сталина?

- Знаешь, есть факт, - этот человек возглавлял нашу страну. И я не переношу свое личное в такие работы. Для меня нет такого, что этот хороший, а этот плохой. Исторический факт выше. Да, мое отношение к Сталину неоднозначное, но работа - есть работа. А историю не перепишешь, не вычеркнешь, что не нравится. Ко мне обратились, я сделал, постарался выполнить честно и подойти творчески...

Милый мой, не хочу задумываться о политике и ею заниматься. Я делаю, как чувствую, я - художник. А, что происходит между политиками, - это уже их дело. На себе лично никакой вражды не чувствую, у меня много друзей по всему миру, смотрю на всех добрыми глазами. Мне дают возможность создавать, – и это главное. Культура – то пространство, которое позволяет быть художнику свободным, иногда проводить свою дипломатию через искусство.

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов