Найти в Дзене
ИСТОРИЯ ВОКРУГ НАС

Загадки "Щелкунчика". Почему в России хотели "отменить" балет и самого Чайковского.

Для нас, живущих в XXI веке, балет "Щелкунчик" стал частью новогодне-рождественских праздников. "Щелкунчик" воспринимается так же естественно, как и само наступление Нового года. И никто не задумывается о том, почему русское имя немецкой зубастой куклы позапрошлого века превратилось в символ зимних праздников. Как и кулинарные изыски, семейные встречи с подарками, елочные базары и обязательные походы в театр. Сказка Гофмана, из которой о Щелкунчике узнали в России, тоже порядком забыта. Только благодаря музыке великого Петра Ильича Чайковского, старинный персонаж так популярен на сцене, в кино, в мультипликации и даже в рекламе. Балет Чайковского объективно стал границей, разделившей культуру празднования Рождества в России на "до" и "после". Если до середины XIX века в России зимние праздники были чисто церковными, с остатками языческих традиций, то во второй половине века в Россию проникли европейские традиции, ничего общего с религией не имеющие. В моду вошли вечера у Рождеств

Для нас, живущих в XXI веке, балет "Щелкунчик" стал частью новогодне-рождественских праздников. "Щелкунчик" воспринимается так же естественно, как и само наступление Нового года. И никто не задумывается о том, почему русское имя немецкой зубастой куклы позапрошлого века превратилось в символ зимних праздников. Как и кулинарные изыски, семейные встречи с подарками, елочные базары и обязательные походы в театр.

Сказка Гофмана, из которой о Щелкунчике узнали в России, тоже порядком забыта. Только благодаря музыке великого Петра Ильича Чайковского, старинный персонаж так популярен на сцене, в кино, в мультипликации и даже в рекламе.

Балет Чайковского объективно стал границей, разделившей культуру празднования Рождества в России на "до" и "после". Если до середины XIX века в России зимние праздники были чисто церковными, с остатками языческих традиций, то во второй половине века в Россию проникли европейские традиции, ничего общего с религией не имеющие. В моду вошли вечера у Рождественской елки.

По немецкой традиции, елку наряжали перед Рождеством, возле нее собирались всей семьей, и под ней же утрем дети находили подарки. Иноземная традиция стала великолепным дополнением к русским обычаям: лихой езде на тройке, катанию с гор, маскарадам. По сути, стала русской. Балет "Щелкунчик" на исходе XIX века как бы закрепил эту новую традицию.

Постановка готовилась два года. Изначально для балета была выбрана сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Сказка была использована не в подлиннике, а во французском переложении Александра Дюма-отца, под названием "История Щелкунчика".

Впрочем, жуткая сказка Гофмана, с набором мистических ужасов, кровавых приключений и переселением душ, от пересказа Александра Дюма изменилась не намного. А русский вариант сделал из героев Гофмана-Дюма добрыми, как и полагается в рождественской сказке. Добро быстро победило зло. И вообще, все ночное приключение под елкой оказалось лишь сном. Так Чайковский разгадал тайну Щелкунчика.

-2

А вот сам спектакль загадки сопровождали с самого рождения. До сих пор неизвестно, кому принадлежала идея балета. Официально балет заказал Чайковскому Иван Всеволожский, директор Императорских театров. Однако, по одной из версий, на сказку о зубастом уродце обратила внимание его жена Екатерина, урожденная Волконская.

Главным хореографом назначили Мариуса Петипа. Рожденный во Франции, Петипа стал подданным Российской Империи. Жил в России с 1847 года и до самой смерти, начинал карьеру как танцор, служил преподавателем в балетном училище, и наконец, в 1869 году получил должность главного балетмейстера Мариинского театра. Петипа стал лицом русского балета, его лучшие постановки не забыты и сегодня, ставятся на сценах мира как образцы наследия XIX века. А сотрудничество с Чайковским стало вершиной творчества Петипа.

Однако с Щелкунчиком все вышло иначе. Начав работать с сценарием будущей феерии, Петипа заболел (или сказался больным) и передал постановку другому балетмейстеру, Льву Иванову. Иванова называли "вечно вторым", а в истории балета он остался "темной лошадкой".

Болезнь Петипа вряд ли была случайной. По загадочным причинам, он не вернулся к "Щелкунчику" даже спустя годы, когда родственники уже ушедшего из жизни Чайковского просили его об этом.

 Мариус Петипа.
Мариус Петипа.

Возможно, разгадка спрятана далеко от России конца XIX века. Дело в том, что сценарий Петипа был не совсем сказочный. Петипа замышлял воплощение на сцене ... Французской революции 1830 года! То-ли он скучал по родине, то-ли свободолюбив был очень... Как знать?

Первоначальный план постановки содержал революционную песню "Карманьолу", на сцене должны были появиться щеголей в костюмах времен революции, и это было вписано в уже готовый сценарий. Даже персонажи - игрушки исполняли нечто "революционное". Однако намек на революцию и императорская сцена - вещи явно несовместимые...

К тому же во время работы над сценарием Петипа потерял одного из своих обожаемых детей, дочь Евгению, от чего надолго потерял душевное равновесие. В конце концов Петипа отказался от постановки "Щелкунчика".

Потерял близкого человека и Чайковский. Точнее, сразу двоих. В 1890 году неожиданно оборвалась дружба с меценаткой Надеждой фон Мекк, которая поддерживала Петра Ильича не только материально, но и морально. А в 1891 году умерла сестра Александра, с которой композитор был близок и по возрасту, и духовно. Что самое печальное, Чайковский даже не имел возможности проводить сестру в последний путь. Узнал о ее кончине из газет, по пути на гастроли в Америку.

Не все ладно было у Петра Ильича и в творчестве. Во время работы над балетом "Щелкунчик" всемирно признанный композитор страдал от очередного кризиса. В письмах жаловался: "...дело не ладится, терзает и мучит меня до слез, до болезни; ... и я давно не чувствовал себя столь несчастным, как теперь..." Возможно, сыграла свою роль и неудача с "Пиковой дамой", которую как раз в это время, без видимых причин, сняли с репертуара.

Так или иначе, работа над балетом продолжалась, и в сентябре 1982 года начались репетиции. Премьера состоялась 18 декабря.

Сцена из спектакля "Щелкунчик", 1892 год.
Сцена из спектакля "Щелкунчик", 1892 год.

Сейчас в это сложно поверить, но после премьеры пресса объявила балет "убожеством фантазии" и детским лепетом.

Спектакль сочли неудачным. Вот цитата из одной рецензии: "...нет ни завязки, ни хода действия, ни развязки - вместо этого ряд несвязных сцен, в которых главная роль предоставлена детям и мышам разной величины... "Щелкунчик" успеха не имел и ничего кроме скуки зрителям не доставил". Другой критик был еще категоричнее: "...новый балет для искусства - ровно ничего, а для художественной судьбы нашего балета - это еще одна ступенька книзу..."

Опытные балетоманы возмущались, и даже сожалели о гениальном композиторе, который "не умеет писать для балета". Хореографию вообще не приняли всерьез. Тем не менее постановка держалась на сцене до 1924 года.

В 1929 году новое советское искусство, под покровительством Анатолия Луначарского, выдало на-гора и новую версию "Щелкунчика". На этот раз спектакль создали в стиле "а-ля Мейерхольд".

Это было то еще зрелище. Часть эпизодов спектакля шла без музыки, или сопровождалась речетативом, а то и хлопаньем в ладоши. Балетмейстер Федор Лопухов, в пику создателям "Щелкунчика" XIX века, придумал танцы, больше похожие на акробатические этюды или занятия спортом. Партии персонажей дополнили также элементы цирка и эстрады. На сцене маячили фигуры в костюмах царя, купцов и других "эксплуататоров." Что-то подобное изобразили Ильф и Петров в эпизоде романа "Двенадцать стульев", где описывается театр Колумба и его "великолепные находки" для гоголевской "Женитьбы"...

Однако в скором времени сами создатели экспериментальной версии "Щелкунчика вынужденно признали, что потерпели фиаско. С того времени, каковы бы ни были версии спектакля, на столь отчаянные эксперименты с классикой никто не решился.

В разные годы партии в балете "Щелкунчик" исполняли многие талантливые артисты балета. Первым Щелкунчиком-Принцем стал 17-летний Сергей Легат.

Сергей Легат.
Сергей Легат.

Легат прожил короткую, но яркую жизнь. Его таланта хватало на многое. Помимо того, что танцевал сложнейшие партии, и выступал как балетмейстер, Легат был еще и хорошим художником -карикатуристом. Ему везло в творчестве и в любви. Женой и постоянной партнершей Легата стала одна из дочерей Мариуса Петипа, талантливая балерина Мария Петипа.

Уход из жизни Легата окружен тайной. По официальной версии, это было самоубийство. В 1905 году артисты балета затеяли забастовку. По каким-то причинам Легата заподозрили в штрейкбрехерстве. В итоге так и осталось неизвестным, действительно ли артист предал своих фрондирующих коллег. Так же неизвестно, сам ли Легат перерезал собственное горло бритвой.

В 1934 году на сцену в роли Маши вышла молодая, но уже известная балерина Галина Уланова. К тому времени, когда Уланова закончила карьеру, она была самой титулованной балериной Советского Союза. Отдав всю жизнь балету Уланова в старости осталась одна, под строгим присмотром в общем-то чужого человека, помощницы по хозяйству.

Галина Уланова.
Галина Уланова.

А в 1966 году новой Машей стала первая, самая любимая и самая знаменитая ученица Улановой - Екатерина Максимова. Спектакль на этот раз поставил молодой, но уже подающий большие надежды Юрий Григорович. В 1978 году спектакль с Максимовой и ее мужем Владимиром Васильевым в главных ролях, записали на пленку. С тех пор мы может любоваться танцем несравненной пары в любое время.

Личная трагедия не обошла стороной и Максимову. Она умерла в 70 лет. Прожить долгую жизнь балерине помешала травма позвоночника, полученная когда-то на репетиции. А в 1988 году Максимова пережила страшный удар от любимого Григоровича. Когда-то имя Максимовой на афишах помогло взлету карьеры балетмейстера, но в Большой театр пришли новые таланты, и Григорович без особых раздумий "проводил" Екатерину Сергееву на пенсию...

Екатерина Максимова и Владимир Васильев в балете  "Щелкунчик", 1978 год.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев в балете "Щелкунчик", 1978 год.

Во время записи балета "Щелкунчик" Максимовой было 39 лет, Васильеву 38. Но, наблюдая за их легкими движениями, никогда не думаешь о возрасте...

Что касается великого Чайковского, его имя, как и творчество, еще не раз проходило испытания. В десятых годах XIX века в России правил бал так называемый "Серебряный век". Почему-то было объявлено "лишним" классическое искусство. Серебряный век интересовался модернизмом, мистикой, ночными кошмарами, его героями были психопаты и социопаты.

К тому же новые творцы признавали только собственную значимость, смело и раскованно требовали избавиться даже от Пушкина. По сути, занимались тем, что через век стало называться "отменой".

Досталось от активистов "Серебряного века" и Чайковскому. Особенно в годы Первой мировой войны, когда патриотизм принимал самые причудливые форму. "Щелкунчик" едва устоял под натиском критиков "иностранного влияния". Однако гроза миновала, в спектакле лишь изменили имя героев. Клара (Мари) стала Машей. А ее брат Фриц приобрел черты полностью отрицательного персонажа.

В сезоне 1913/1914 года Чайковский, которого называли "богом музыкального Олимпа" России, занимал первые строчки в репертуарах театров. Однако музыкальные критики, как будто сговорившись, почти не замечают постановок Чайковского. Зато с удовольствием сплетничают о нетрадиционной сексуальной ориентации композитора...

Если же и появлялись рецензии, то в них музыку Чайковского пренебрежительно именовали "банальной", "ниже среднего уровня", и написанной "как бог на душу положит"... Обвиняли Чайковского в том, что у него отсутствует "дух нации", "национальный характер" и прочее. Футуристы же вообще презирали композитора, рассуждая в духе: "Чайковский - любимец писарей и кухарок"...

Но вот парадокс. Один из рецензентов вынужденно признавал, что "неактуального классика" Чайковского "ругают вовсю, но без его музыки обойтись не могут".

-8

Так и осталось до наших дней. Попытки "отмены" далеко в прошлом, и без Чайковского обойтись не могут.

Как и другие произведения великого композитора, "Щелкунчик" ставят по всему миру, самые престижные театры. Сказочный балет прочно соединился с рождественскими и новогодними праздниками. Потому что его любят, и всегда будут любить, мы, зрители.