Сегодня совсем коротенькая статья, когда я покажу несколько кадров центра Иркутска в зимних сумерках - они были сделаны впопыхах, в декабре, в суете... но почему-то жалко их удалять из памяти фотоаппарата, жаль забрасывать в архивы... хочется показать что-то, снятое в непригодное время (обзоры на улицы, понятное дело, я стараюсь снимать при свете дня). Кроме того, то был вечер пятницы, количество машин было минимальным - особенно для Сухэ-Батора и Карла Маркса:
По первой улице мы с вами гуляли обстоятельно и подробно уже:
Ну, а Карла Маркса я шучу, что буду до конца дней моих освещать... у мамы моей, кстати, есть про неё советская книжечка - тоненькая коричневая брошюрка, где венецианское окно (я в детстве говорила "амазонское" почему-то), канделябр, свечи... помню, что я по ней готовилась сдавать русскоязычный экзамен, когда училась на экскурсовода в 14-ом году...
Но вернёмся в центр: как ни странно, но в будни я гуляю на много больше, чем в выходные. В выходные - будь моя воля - я бы вообще с дивана не вставала и от бумажной книги и корзины мандаринов не отлипала... меня в каникулы/выходные за монитор усадить-то сложно...
Вообще я ехала на троллейбусе (том самом синем, плавном и валком - из песен Булата Окуджавы!) в центр, вышла на Художественном музее:
И прильнула к ограде на минутку, чтобы сделать фото. Как я уже не раз писала - здесь раньше была мужская гимназия, где учился ещё мой прадедушка, которого я не застала... потом здесь были курсы по подготовке командиров Красной Армии, Совпартшкола, а после войны в здании начал работать Восточно-Сибирский филиал АН СССР, но в семидесятые здесь разместился художественный музей, куда мы с вами прошлой зимой ходили:
Мне нужно было по делам, но я радовалась, что в вечерний час, ибо все же едут от центра к окраинам... а мне надо - "от окраины к центру" (да, строчка стихотворения), то есть ехала я в полупустом транспорте, почти налегке и навеселе, т.к. впереди были выходные, праздники... и несмотря на грязноватость, морозец, всё уже было тронуто ожидание Рождества, скорого Нового года...
После обзора Сухэ-Батора у меня возникла привычка именно по ней идти в сторону Карла Маркса, и я потом спохватилась, что надо бы уже присматривать себе новую улицу, чтобы о ней написать, но ноги просто сами понесли меня привычным маршрутом:
Вот, кстати, "Жито", где я недавно покупала себе на выходные хлеб голендров - и вам в ролике показывала... мама потом ещё спросила: отчего я от стоматологического центра 777 (тот самый, где живёт белый какаду по имени Кактус) не прошла дворами сюда... а я совсем забыла, что можно же там тоже дворы показать - почти "питерские" (ну, сильно с натяжкой я сейчас написала, да... но всё-таки!).
Не первый год наблюдаю миграцию кофейни "Горы зовут". Сейчас она по нечётной стороне улицы:
А я точно помню, как мы сюда с подругой ходили, на противоположную сторону. Даже надпись на двери осталась:
Да, как я уже писала, что рядом - генконсульство Республики Польша, а вот напротив здание тоже связано... с Польшей:
Кстати, надо бы узнать, что Короленко делал в Иркутске... если честно, то как-то всегда про Чехова говоришь, а Короленко, видимо, не оставил никаких восторженных заметок... да и был он в Иркутске всего два дня (с 16-го по 18-ое ноября - я, как обычно, помню только бесполезные факты истории:)
Тут нам советуют продолжать движение и быть сообразительными:) Что ж... идём дальше и просвещаемся (в моём случае это всегда "повторенье - мать ученье" - продолжение тоже про меня, да).
Ну, здание по Сухэ-Батора 18 в отдельном представлении не нуждается:
Помните, что в народе его звали дом "фон Люде" (имени Фёдора фон Люде), хотя изначально это доходный дом Кузнецова и жены его с императорским именем Евгения. Не обращайте внимания:) - это я тут недавно про Владивосток писала и вспоминала залив императрицы Евгении... отсюда ассоциации.
А вот архитектора этого здания Николая Иосифовича Бойкова я, как ни странно, даже покажу (спасибо иркутскому "Глаголу"!): мы его чаще знаем, как автора дома со львами - он же дом литераторов:
После революции здесь даже заседало правительство адмирала Колчака, но недолго, ибо переехало в здание Русско-Азиатского банка. После в доме фон Люде расположился штаб 5-й Армии, а в подвалах устроили казематы, где держали Анну Тимирёву в двадцатые годы. Помните, после расстрела Колчака она устроилась работать в библиотеку Иркутского Государственного Университета, а потом её забрали. И уже отсюда ее перевели в Новониколаевск (Новосибирск).
В 1923 году здание было отдано под учебный корпус рабфака Госуниверситета, и многие иркутяне старшего поколения ещё до-о-олго его так называли...
Ну, а напротив грандиозное здание музыкального училища имени Шопена:
Для туристов чаще важнее, что это здание в своё время охранял сам юный Дуайт Эйзенхауэр при правительстве Колчака:) ну и вся та история, овеянная романтическим флёром... а ещё кому-то часто близка информация, что сие есть столп товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры фирмы «Треугольник». Построено здание в 1911–1913 годах (модерн, сами понимаете) архитектором Иогансоном и под наблюдением архитектора Вадима Коляновского. В Омске, кстати, я подобное фотографировала - именно с каменной надписью "Треугольник", но само здание было чуть скромнее...
Тут очень красиво и по-питерски (хотела же удержаться от избитых сравнений, но нет!) сияют витражи над входом:
Ну, а поскольку мы тут готовимся встретить очередную партию праздников (более тихую и спокойную, чем первую волну!), то можно и за подарками заглянуть:
Немного жалела, что несколько сотен фотоснимков сделала перед отлётом в Омск, когда и их, и нас капитально завалило снегом, но утешает, что это ожидание зимы, снега и праздников кадры всё же... передают:
Ну, а я буду заканчивать эту статью (как обещала - нынче небольшую!) и вспоминать подходящие по случаю строки:
Твой Новый год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
Иосиф Александрович Бродский