«Как найти сокровища» 6+ (2022, Китай, режиссер Ван Юньфэй)
Внезапно китайский мультфильм затесался в папке с аниме и мы его посмотрели, хотя это ни разу не аниме, конечно.
Совершенно детский мультфильм про юного гения Бо, чьими изобретениями восхищаются просто все. С их помощью он умеет проходить сквозь стены, уменьшаться до размера микроба, превращаться в великана и путешествовать во времени.
Но однажды утром он видит себя в криминальной хронике по ТВ: оказывается, ночью он в компании друзей и собачки Пончика каким-то образом оказался в музее древностей. И ладно бы просто оказался! В музее пропали императорские сокровища.
Поэтому Бо придется расследовать произошедшее. И, конечно же он с компанией отправится на поиск сокровищ.
Так что тут будут затерянные города, ловушки, странные сущности, проникающие в порталы, пришельцы из прошлого и прочие задорные штуки.
Это было весело и неплохо.
Мне не очень нравится «объёмная» анимация (но это – чистой воды вкусовщина) и местами не зашел азиатский юмор (мне не смешно), плюс излишне много еды во всех её проявлениях. Но в целом, было занятно.
Такая «индиана» на минималках.
«Ловцы забытых голосов» (2011, Япония, Макото Синкай). 12+
История девочки Асуны. Она – школьница и живет с мамой. Большую часть времени она проводит одна, поскольку мама работает в госпитале на ночных сменах.
Папа умер, но оставил на память странный кристалл, с помощью которого можно слушать голоса, доносящиеся из старого радио. Надо только забраться повыше на холм.
И вот однажды, по дороге на холм на девочку нападает странное создание – огромное и фантастичное. Её спасает юноша по имени Сюн, мальчишка странный и явно не из нашего мира. Кроме того появляется некая спецслужба, которая знает излишне много про странных созданий.
А дальше события начинают нестись как снежный ком: тут и гибель Сюна, и новый учитель, с которым у девочки складываются на почве тайн, загадок и потерь свои отношения. Именно учитель расскажет Асуне про Агарту – мифическую подземную страну, где можно найти тех, кто тебе был некогда дорог.
И так уж получится, что именно с учителем Асуне предстоит попасть в Агарту и пройти там определенные испытания.
Что хорошо – это очень красивый мультфильм, идеально зрелищный, дивно музыкальный и с таким количеством комплиментов Миядзаки, что можно было бы считать это аниме определённым трибьютом, а если не трибьютом, то такой «дружеской рукой», призванной подбодрить Мастера: будет кому продолжить его дело.
Мифология тоже интересна: Макото Синкай попытался и миф про Асгарту рассказать, и собственной философии насовать. С его концепциями можно не соглашаться, но это картина мира Синкая и она вот такая.
Опять же, как дань Миядзаки, тут будут и антивоенные призывы, и отсылки к истории. И эмоции.
Это – очень эмоциональный мультфильм с очень понятными и вечными мотивами. Прощаться и отпускать – с этим сталкивается каждый человек в любом возрасте и надо уметь отпускать. Отпускать тех, кто умерли – их особенно, и отпускать тех, кто просто ушли – не важно, что с ними случилось. Эта история будет говорить голосами тех, кто остался, кто пытается утоптать внутри себя потерю и принять её.
Синкай щедро предложит несколько способов проживания утрат, поможет выстроить мостик в светлое будущее: никто не уходит бесследно, он остается в нашей памяти, растворяется в окружающем мире, становится его частью, а информационный поток ещё долго будут наполнять эфир. И поскольку проживание утрат – основная тематика, то эти идеи будут повторены на разных примерах и разных уровнях: какие-то буквально словами через рот, какие-то метафорически.
Это было хорошо – всё очень доступно и прозрачно.
И конечно же, Синкай покажет, что бывает с человеком, который так и не смог отпустить. Когда тоска внутри очень лихо переплавляется в откровенное зло.
Что плохо, так это дырявый сюжет. Он откровенно слаб. Конечно, всю дорогу будет что-то происходить, одно за другим, что вполне укладывается в какую-то условно последовательную историю. Но в этой истории будут слишком заметные провалы в логике и слишком большое количество странных моментов, которые ни в общую концепцию не укладываются, ни к конкретному моменту, вот прямо сейчас происходящему на экране, не приклеиваются. Некоторые я могу списать на собственное незнание каких-то японских особенностей, но часть была какой-то очень банальной направленности – тут уже на специфику не спишешь. У меня местами складывалось впечатление, что Синкай нарисовал ряд очень красивых сцен, а потом было просто жалко их выбросить. Поэтому местами получился хаос и сумятица, когда сюжет бежал-бежал вперед с невероятной скоростью, лишь бы зритель не заметил каких-то прорех. А они были.
Но, в целом, неплохо.
«Дети моря» ??+ (2019, Япония, режиссер Аюму Ватанабэ)
Номинация «Самый сложный мультфильм года»
История девочки Луки, жизнь у которой не сахар. Мама дружит с алкоголем, папа с ними не живет, но в жизни девочки он есть. Папа работает в океанариуме, куда Лука и отправляется, лишь бы не торчать дома на каникулах. Там она знакомится с мальчиком Уми (Море), которого 10 лет назад вместе с братом Сорой (Небо) обнаружили возле филиппинских берегов. Мальчишки воспитаны дюгонями и выросли в море, и их теперь всесторонне изучают. Но изучение продвигается медленно: исследователи понимают, что с мальчишками как-то связаны таинственные процессы, происходящие в океане, но как они связаны – не понятно. Конечно же, исследователи хотели бы использовать мальчишек под собственные нужды.
А в это время морские обитатели по всему миру начинают готовиться к морскому фестивалю, и в небе летают загадочные метеориты. Всё таинственно и непонятно.
Это тот самый мультфильм, который можно смотреть всем – тут нет японского жесткача или истерики, есть традиционная меланхолия, потери и эмоциональное проживание жизни, но жесткача нет.
Но каждый зритель вытащит ровно столько, сколько получится.
Детям, наверное, может быть занятна картинка. Но проблема этого аниме в том, что начинается оно как обычная социально-экологическая история с очень понятными заявленными проблемами: у девочки сложности в школе со сверстниками (и тут встаёт традиционный для японской культуры вопрос, надо ли отвечать на насилие), у неё "разобранная" семья и мама с алкогольной зависимостью, поэтому побег от такой вот реальности в то место, где тебе интересно и тебя ждут, неизбежен. Тут есть тема дружбы очень непохожих созданий (тут и люди, и звери, и те, кто «странные/не от мира сего»), много чего есть.
Но в какой-то момент эта история лихо трансформируется в философское эссе на тему создания мира, а Аюму Ватанабэ щедрой рукой начинает разбрасывать вокруг себя философские смыслы, создавая подтексты. «Малое в большом», «человек – это космос» и так далее.
И как раз на этом месте – когда начинается философия – детям может стать скучно. Это сложный мультфильм. Очень красивый, но сложный.
С одной стороны, смотреть – одно удовольствие. И рисовка великолепная, а местами кадр становится картиной, в которую можно просто втыкаться и медитировать. И саундтрек отличный. Композитор Дзё Хисаиси работал с Миядзаки, поэтому атмосфера очень узнаваемая и по-миядзаковски уютная.
И тот случай, когда интересно отвечать на возникающие вопросы «Зачем нам вот это сейчас показали? А вот это?», «С чем это связано?», «А что такого важного, что на этом моменте надо прям останавливать кадр и ждать?» (иногда мне виделся режиссер за кадром, который будто спрашивал, ну, вы поняли? поняли?). Что-то несомненно поняли) Мне очень понравились некоторые решения. Например, то, как заживала рана на ноге у девочки - это очень логично и красиво параллелилось с происходящими в её жизни процессами. Конечно, можно сказать, что ранка зажила бы и так, сама по себе, когда-нибудь, но нам так старательно подсовывали этот момент, что я смирилась и сказала, ок, пусть так)
С другой стороны, рассуждения о свойствах материи, мироздании и мировосприятии, мифологии и Первочеловеке, круговорот процессов умирания и перерождения – это не совсем для детей. Возможно, японским детям мультфильм более доступен в его философско-смысловой наполненности и для них это как раз адаптированный вариант. Всё же очень многое тут построено и на религиозных мотивах, и на близости к природе, причем в очень японском её воплощении: концепция мальчишек Неба и Моря тут очень метафорична. И трогательно прекрасна.
Так уж получилось, что мультфильм у нас глюкнул, и мы его не досмотрели, и досматривать Машка не захотела. Я досмотрела потом сама.
Для 9 лет это очень рано, вот что.
Поэтому детям не советую, а вот взрослым – да. Причем, это тот случай, когда можно получить больше удовольствия при пересмотре, чем при первом просмотре.
Так что это не совсем мультфильм, а форма неспешной медитации для погружения внутрь себя.
«Мирай из будущего» (2018, Япония, режиссёр Мамору Хосода),
Мамору Хосода мне, определенно, нравится) Открытие года!
История 4-летнего мальчика Куна. Всё было хорошо, пока он был единственным ребенком: всё внимание родителей и вся любовь доставалась ему. Но внезапно (для мальчика, конечно), у него появляется сестренка. Мало того, что родители больше не принадлежат целиком ему, так ещё и сестренка – недоразумение какое-то: ни поиграть с ней, не побегать – лежит и орет только. Стукнуть её паровозиком по башке надо!
Можно было бы сказать, что во многом это фильм, который может помочь детям адаптироваться в условиях жесточайшего стресса, связанного с появлением сиблингов. Но, будем честны, в 4 года ни один малыш не считает смыслы, да и не высидят 4-летки полтора часа. Так что фильм предназначен явно не им. Но вот детям постарше у кого могут быть сходные проблемы – вполне. Вроде как бы и про малыша, который толком на горшок сходить не может, так что «а вот ты не такой, ты уже более сознательный и взрослый», и те же 10-11-летние дети не будут совсем уж идентифицировать себя с Куном, а с другой стороны, всё очень доступно и по полочкам, и взгляд со стороны.
Кену, конечно же, придется найти внутри себя те точки, в которых ревность будет усмирена, а ненависть к сестренке (да, там всё эмоционально наразрыв) перетопится в нечто иное. Просто ему не будет - придется пройти свой путь. Но будет дан очень четкий план – родителям, к слову, тоже будет полезно посмотреть – который в мультфильме про Простоквашино распрекрасно озвучил Матроскин: «Совместный труд для моей пользы, он – объединяет!».
Как объединяет людей и общая история и семейные связи.
Это – магический реализм с элементами путешествий во времени, поэтому самым невероятным образом мальчишка Кун познакомится и со своей подросшей сестрой, и с дедулей, и с мамой – встретит её в те времена, когда она была сама ростом с Куна. И с самим собой он тоже встретится - над этим подросшим Куном родители подростков поулыбаются всласть)
И конечно же, налет невероятности и сказочности тут будет – ну как, скажите, может 4-летка всё это проворачивать?! Да, это – сказка.
Очень добрая, очень трогательная сказка. Вся такая про родовые связи, семейные ценности и прочую милоту. По эмоциональному воздействию до «Тайны Коко» для меня «Мирай» не дотянула (но, может, это потому что «Коко» мне ближе, чем японские страдания военных летчиков). Но мультфильм очень хорош.
«Охотники на драконов» (2008, Франция, режиссёры Гийом Ивернель и Артур Квак)
Рыцарское фэнтези в разрушающемся мире. Сюрреализм и Путь героя.
Двое молодых бродяг, бывшие воспитанники сиротского приюта Лиан-Чу и Гвиздо, вместе со своим очень странным питомцем Гектором путешествуют по деревням и выдают себя за охотников на драконов, за вознаграждение помогая мирным фермерам бороться с чудовищами всевозможных форм и размеров.
Однажды они спасают девочку Зои, племянницу правителя западного форпоста, лорда Арнольда. Старый лорд когда-то сам был могучим охотником на драконов, и его мечтой было одолеть самого ужасного и опасного из них - Пожирателя мира, но последняя встреча с этим чудовищем лишила его зрения и самой возможности сражаться. Но оставила возможности думать и исследовать – именно Арнольд расскажет о том, что Пожиратель мира пробуждается каждые двадцать лет и уничтожает всё живое, что встречается ему на пути, пока не насытится разрушениями. И да, приходит снова время пробуждения Пожирателя. Его надо остановить!
Но все рыцари, которых он с тех посылал убить дракона, либо погибали, либо сходили с ума.
Вот и придется двум самозванцам, псевдо-собачке и девочке Зои отправляться на подвиги.
Приключения, дружба, опасности и взаимовыручка – эдакая смесь «Бесконечной истории» с «Аватаром».
Своеобразная рисовка, наверное, многих она отталкивает, но мне очень нравится этот мир – атмосферный, интересный, таинственный и необычный. Плавающие острова и бродяги)
Этот мультфильм очень не сложен ни в плане смыслов, ни в плане сюжета, но при этом несет в себе заряд разумного-доброго-вечного, так что для удовольствия – самое оно.
Ну и последнее, о чем не буду долго говорить, потому что «Три орешка для Золушки» смотрены-пересмотрены.
(1973, Чехословакия/ ГДР)
Машку, к слову, не заинтересовал фильм совсем. Она фыркала на предмет, что не может целый костюм в таком маленьком орешке поместиться, так что не будет она его смотреть. Ну и ладно. А я посмотрела и опять, как, впрочем, и всегда, получила удовольствие и от сказки, и от феминистической Золушки Либуше Шафранковой, и от прекрасного жеребца Юрашека, и от костюмов – они прекрасны все. И – конечно же, от песни «Kdepak ty, ptáčku, hnízdo máš?» Карела Готта.