По зеркальному мраморному полу вестибюля гостиницы Ritz-Carlton в Нью-Йорке навстречу плыла царевна-лебедь, величайшая балерина всех времен и народов Анна Павлова.
Живой легенде на тот момент было уже 36 лет, солидный возраст по тем временам, тем более для танцовщицы, но ее походка продолжала оставаться легкой и певучей.
Сказались годы ежедневных репетиций у балетного станка и выступлений, благодаря которым ее тело оставалось таким же гибким и сильным.
Надя завороженно смотрела на великую балерину, но когда та приблизилась, стало заметно - ее лицо предательски выдавало возраст, оно уже было отмечено сетью легких морщинок и немного сползло вниз как поплывшая свеча, создавая разительный контраст между телом девушки и лицом зрелой женщины.
Пораженная Надя поинтересовалась, как балерине удалось сохранить фигуру. «Я просто каждый день упражняюсь», — прямо ответила Павлова. И пригласила Пайо на свой балетный класс.
Интересно, можно ли с лицом делать какие-то упражнения, создать для него свой "балетный класс", чтобы и лицо могло быть было в такой же форме как и тело, подумала Надя, наблюдая за бесконечными па и экзерсисами великой балерины.
Так родилась идея, которая позволила Наде Пайо создать империю красоты.
Так одна великая женщина дала импульс, а другая великая женщина придумала гимнастику для лица, благодаря которой мы все получили возможность оставаться дольше красивыми и моложавыми.
И ничего лучше за 100 лет не придумали.
Со временем комплекс сформировался в знаменитые "42 движения", легкие и отточенные, как и танец Анны Павловой, при желании их можно посмотреть в соцсетях.
Culture Physique du Visage «Физическая культура для лица», как называла свой комплекс сама Надя Пайо. Эта фраза использовалась почти на всей рекламе Payot вплоть до Второй мировой войны.
Все фейс-лифтинги, фейс-билдинги, йоги для лица, фейс-фитнесы и прочее, в англоязычной версии - face fitness, facebuilding, face lifting, face yoga, которыми переполнены бьюти-блоги - всего лишь перепев системы Нади Пайо. И не всегда удачный.
Разумеется, косметические процедуры существовали и ранее, ведь люди с древности старались ухаживать за собой, а женщины всегда стремились быть красивыми и привлекательными. Вопрос в том, что все эти ухищрения работали с поверхностью, с кожей, а не мышцами лица, его каркасом.
Предприимчивость, образование и упорство творят чудеса.
Упорство позволило Надежде Раше из Одессы стать одной из первых в мире женщин врачей, ее знание анатомии лица - создать систему работы с мышцами, а ее предприимчивость - империю красоты.
В этой истории нет рассказов о бедном местечковом детстве. Надя родилась в весьма успешной семье, она и ее сестры с детства были окружены немецкими и французскими гувернантками и горничными.
При этом девушки вовсе не были домашними восторженными барышнями, единственная достойная и ожидаемая судьба для которых - удачно выйти замуж.
Например, Надежда мечтала стать врачом. И добилась своего, став студенткой университета Лозанны.
Учеба далась непросто. Не потому, что Наде не хватало способностей или усидчивости, а потому, что она столкнулась с как бы мы сегодня сказали хейтом. Прямо или косвенно ей давали понять, что она занимает драгоценное место, на котором мог бы учиться более достойный студент - мужчина, дело доходило даже до мелких пакостей - сокурсники могли спрятать реактивы или уничтожить конспекты.
Тем не менее, Надя заканчивает университет с отличием и получает звание врача. Став одной из первых в мире женщин с полноценным дипломом медика.
Там же, в Лозанне Надя встретила и человека, с которым пошла по жизни дальше - Эдмона Пайо, французского студента политехнического института.
С которым по окончанию учебы отправляется в Аргентину, где молодой муж занялся строительством железной дороги, а молодая жена - волонтерством в местных больницах и приютах.
В 1917 году пара переезжает в Нью-Йорк.
Знакомясь с городом, Надя, как любая женщина, обращала внимание на местных жительниц. И пришла к неутешительному выводу - многие из них имели проблемы с кожей лица, но ... просто замазывали их слоями косметики, предпочитая яркий макияж.
К слову сказать, некоторые женщины поступают так до сих пор, лишь ухудшая ситуацию.
«Женщина <...> считает, что исправляет причину, припудривая носик. <...> Но злоупотребление пудрой еще сильнее закупоривает сальные железы», – позже напишет Надя в своей книге «Быть красивой» (Etre Belle).
Так Надя пришла к другому важнейшему выводу, лежащему в основе успеха ее детища - для красивой и здоровой кожи важна профилактика, нужно заранее ухаживать за ней, чтобы не возникали "несовершенства" - угри, камедоны, шелушения, покраснения, морщинки и провисания.
Еще одним важным выводом было, что уходовую косметику - кремы, эмульсии, сыворотки, маски - нужно наносить на лицо не просто так, а по массажным движениям, усиливая действие активных средств и их пользу.
То, что кажется нам сегодня очевидным. Базой.
Саму Надю сложно назвать красавицей в классическом смысле, но она была счастливой обладательницей прекрасной чистой кожи - от природы и благодаря собственным методикам ухода. Эстетическая дерматология - вот по сути то, что предложила Надя Пайо.
«Без прекрасно ухоженной кожи, мягкой, эластичной, хорошо очищенной, гладкой не существует истинной красоты». (Книга «Быть красивой», доктор Н.-Г. Пайо, 1933 год).
Очищение, увлажнение, питание, активный массаж - вот четыре кита, на которых основана концепция красоты от Нади Пайо и которую она позже изложила в своей книге «Быть красивой» (Etre Belle).
Кстати, она была первой и здесь. Первой написала полноценную книгу по уходу за собой с описанием принципов и подходов, обоснованием методик и пояснениями, почему предвосхищать проблемы кожи, значит предотвратить их.
Посещала Надя в Нью-Йорке и салоны красоты со всем их разнообразием лосьонов и кремов, изысканным обслуживанием и шикарным декором.
«Наша эпоха – время ярких цветов и бешеных ритмов, я бы сказала, время эстетической инфляции. Женщина хочет превзойти самое себя. Она хочет блистать». Книга «Быть красивой», доктор Н.-Г. Пайо, 1933 год.
И снова пришла к неутешительному выводу. Сами помещения были красиво оформлены, дарили женщинам эстетическое наслаждение и возможность на некоторое время спрятаться за красивым декором от жизненных проблем. Но вновь не решали действительных проблем с кожей.
Еще один, несколько неожиданный вывод, Нади был в том, что развитие индустрии красоты, в то время еще только создававшейся - это инструмент эмансипации, модной социальной идеи, которая витала в воздухе.
Уважение к себе и осознание собственной ценности, как бы мы сказали сегодня. Ухаживать за собой для себя, а не для мужчины.
Кстати, в компании до сих пор в основном работают женщины, даже на топовых позициях.
Итак, в 1920 году Надя Пайо открыла свой собственный бренд имени себя - Payot, запатентовав его в Париже.
Почему в Париже, а не в Нью-Йорке? Это был хитрый маркетинговый ход. В то время в умах и сердцах американок главенствовало убеждение, что именно в Европе, а особенно в Париже, все самое изысканное, красивое, утонченное, респектабельное, стильное. Словом, "Европа".
Кто из нас не произносил "Париж" с придыханием?)
Эту легенду, уже не столь успешно как в прошлые десятилетия, французская мода пытается поддерживать и сегодня. Французский шик.
Следуя этой концепции, Надя заказывает дизайн баночек и коробочек для своей косметики Рене Грюо - французскому художнику-аристократу, который в последствие будет работать с Dior, Givenchy, Balmain, и даже сформирует визуальные коды того времени. А пока он начинающий иллюстратор и делает для Пайо серию рекламных плакатов.
Больше о Рене Грюо смотрите в статье канала:
Сами баночки были созданы лучшими производителями Парижа, а оттенок для них подбирала Надя лично - нежная пурпурная орхидея, свой любимый цветок.
Еще одним новшеством косметики Нади Пайо стало то, что разработкой ее впервые занялась дипломированный врач, а если точнее - обладательница диплома в области медицины и физиологии престижной Школы медицины старейшего Университета Лозанны.
«Красота не товар, красота — наука», — считала она.
Это не только вызывало больше обоснованного доверия у покупателей, но и создало по сути новое направление в косметологии - космецевтику.
«Врач поможет сделать то, на что ни один производитель, жадный до быстрой наживы, не будет способен: подскажет пациентке марку мыла, которая наиболее подходит ее типу кожи.
Поскольку типы кожи у всех разные, то мыло, которое хорошо для одного, может быть для другого крайне неполезным». (Книга «Быть красивой», доктор Н.-Г. Пайо, 1933 год).
Можно сказать, что косметика Пайо была технологичным продуктом в красивой упаковке, сочетала достижения медицины, как науки, не забывая и об изысканной подаче, которая, прямо скажем, и дает половину удовольствия от пользования косметикой.
Кстати, само сотрудничество с балериной уже было вызовом и риском для косметического продукта, ориентированного на "приличную публику". В наше время актрисы, певицы и модели становятся лицом модным брендов практически по умолчанию, а тогда, сто лет назад, они считались едва ли не представительницами полусвета.
И кстати еще раз, Анна Павлова была не просто прославленной балериной, но и дивой, звездой глянца, говоря современным языком - ей подражали, ею восхищались, ее рассматривали.
Однако бизнес-проект начинает идти в гору, о Наде Пайо пишет главный глянец Vogue, и даже серьезное издание - Business Harvard Review.
В 1925 году на парижской улице Richepanse открылся Salon Payot, где предлагали уход за кожей, а позже и Institut Payot, где будущих сотрудниц обучали работе с продуктом. Тогда они назывались Леди красоты, скажите об этом своему косметологу).
Вот и еще одно новшество Payot - непрерывное обучение и совершенствование косметологов, что сегодня стало неотъемлемой частью индустрии красоты. Более того, Надя лично подготовила всех специалистов своего салона.
Сама Надя, как профессиональный хороший врач, подходила к уходу за собой основательно - устранять не симптомы, а причины, и в первую очередь работать над профилактикой, ведь красота кожи неразрывно связана со здоровьем тела и эмоциональным состоянием.
«Это постоянное напряжение, работа сверх нормы, тяга к удовольствиям иссушают организм, <...> разрушают нервную систему. Мы занимаемся спортом и пьем коктейли, ограничиваемся одним приемом пищи в день, но глотаем еду второпях», – эти строки были написаны в 1933 году.
В итоге доктор Пайо предложила целую систему - сочетание средств ухода, специальных жестов нанесения и упражнений для лица. Триединство, которое сегодня используют многие косметические марки, а тогда, в 1920-е годы, оно стал буквально прорывным.
Холический, комплексный подход, который мы сегодня называем "медленная красота".
Именно Надя Пайо провозгласила связь между тем, что "внутри", и тем, что "снаружи".
«Лицо – это книга, которая рассказывает о радостях и печалях, страданиях и удовольствиях целой жизни». (Книга «Быть красивой», доктор Н.-Г. Пайо, 1933 год).
Работая с клиентками и общаясь с другими женщинами в США и Франции, Надя приходит к выводу, что они ... не понимают, не знают простых правил ухода за кожей. Например, почему возникают акне, как сохранить кожу чистой и гладкой.
Что в общем-то было довольно очевидным: не все они имели медицинское образование, либо проявляли любопытство на научном уровне, а в салонах тогда не было принято рассказывать клиенткам "как оно работает".
Но и несколько удивительно - если посмотреть дореволюционные издания в России, например, то вопросы ухода за собой, в том числе с пояснениями причин возможных проблем, освещались достаточно широко. По крайней мере, в образованной части населения. В ближайшее время на канале выйдет статья с обзором по теме.
Итак, Надя решает написать книгу, в которой популярным языком будет изложена ее концепция ухода за собой. Ее, книгу "Быть красивой", в качестве подарка получают посетительницы салона, а затем и книжные магазины.
«Массаж стимулирует кожу. Энергия, которую он ей сообщает, изначально механическая и внешняя, вскоре превращается в энергию внутреннюю: массаж укрепляет усталую кожу, и она лучше сохраняется, больше не теряет свою силу, становится прочнее, обретает способность бороться«. (Книга «Быть красивой», доктор Н.-Г. Пайо, 1933 год).
Подход оказался настолько удачным, что первые уходовые средства бренда, которые Надя Пайо почти 100 лет назад создавала собственноручно из обычных аптечных средств - растительных масел и минералов, выпускаются и сегодня практически в неизменном виде, а их упаковка своей лаконичностью напоминает медицинскую. Но очень красивую.
Как врач Надя Пайо создавала свои композиции по лечебным правилам. Например, знаменитый Crème № 2, объединил в себе лучшее из фитотерапии (экстракты солодки, кунжута и кукурузы) и ароматерапии (эфирные масла тимьяна и лаванды). Первые быстро смягчали и уменьшали покраснения и раздражения, вторые возвращали комфорт и успокаивали. Как и соединение цинка, известного восстанавливающего компонента аптечных мазей.
Или питательный крем Nutricia и легендарная паста от акне Pate Grise.
У Пайо вообще много средств для чувствительной или, как сейчас стало принято говорить, реактивной кожи, то есть отвечающей разными покраснениями и шелушениями на косметические средства.
Успокаивавшие тоники, молочко для снятия макияжа, эмульсии и сыворотки. Все с очень нежными, ласкающими кожу практически аптечными формулами.
Конечно, не все они основаны на формулах 100-летней давности, все-таки жизнь не стоит на месте.
Косметика Payot на яндекс-маркет
Косметика Payot на ламода
Например, появилась новая линия Blue Techni Liss для защиты кожи от последствий воздействия синего света мониторов, или полноценная линия для чувствительной кожи на основе Crème № 2, формула которой основана на исследованиях эпигенома, говоря простым языком, клеточном уровне. Линия для мужчин, конечно же, средства с ретинолом и коллагеном, для волос и тела.
Появилась также и Gym Beaute Payot. Это адаптированная версия гимнастики Нади Пайо, которая учитывает цейтнот современной женщины и при регулярном выполнении обеспечивает результат за пять минут в день.
Еще один культовый продукт – масло Huile Elixir для лица, тела и волос. Сделано на основе масел мирры и амариса, открытых для косметологии Надей Пайо.
И от себя добавлю линию для сияния кожи с витамином С (нежно оранжевая упаковка).
Косметика бренда Payot на яндекс-маркет
Косметика бренда Payot на ламода
Сохраняйте канал во вкладке "Подписки" и вам не придется искать новые статьи в общей ленте, они придут к вам сами!
Канал в telegram и boosty, там тоже много интересного.
На канале по теме