Найти в Дзене
частные суждения

Зачем комиссар Кайфас Каин в своих мемуарах выставляет себя трусом?

«Я не герой, я трус, который хотел выжить, а окружающие называют меня героем». «Подальше от неприятностей, побольше заботы о себе» (с) комиссар Кайфас Каин «В текстах архива он акцентирует внимание на своих лживости, лицемерии и трусости. Однако из текста архива видно, что Каин храбр, набожен, отлично владеет оружием, обладает тактическим чутьём и заботится о солдатах». «Каин из тех, кто бережет своих людей и только в крайнем отчаянии может пожертвовать солдатами. Он ведет их за собой, используя не только Имперские лозунги, но и тонкое понимание психологии и грамотно выстроенное поведение, что позволяет ему куда реже прибегать к строгим дисциплинарным взысканиям». «Множество военных кампаний сложилось в пользу Империума благодаря комиссару Каину». (с) сетевые статьи по миру «Вархаммера 40 000» Представление о трусости знаменитого героя Империума Человечества, комиссара Кайфаса Каина, сложилось исключительно из-за его мемуаров, собранных в так называемый «Архив Каина». Обычно как раз
«Я не герой, я трус, который хотел выжить, а окружающие называют меня героем».
«Подальше от неприятностей, побольше заботы о себе»
(с) комиссар Кайфас Каин

«В текстах архива он акцентирует внимание на своих лживости, лицемерии и трусости. Однако из текста архива видно, что Каин храбр, набожен, отлично владеет оружием, обладает тактическим чутьём и заботится о солдатах».
«Каин из тех, кто бережет своих людей и только в крайнем отчаянии может пожертвовать солдатами. Он ведет их за собой, используя не только Имперские лозунги, но и тонкое понимание психологии и грамотно выстроенное поведение, что позволяет ему куда реже прибегать к строгим дисциплинарным взысканиям».
«Множество военных кампаний сложилось в пользу Империума благодаря комиссару Каину».
(с) сетевые статьи по миру «Вархаммера 40 000»

Комиссар Кайфас Каин, герой Империума.
Комиссар Кайфас Каин, герой Империума.

Представление о трусости знаменитого героя Империума Человечества, комиссара Кайфаса Каина, сложилось исключительно из-за его мемуаров, собранных в так называемый «Архив Каина». Обычно как раз в мемуарах люди всеми способами стараются возвеличить себя, показать читателям, что они были настоящими рыцарями без страха и упрёка, гениями, легко разбирающимися в самых сложных проблемах и находящими выход из любых ситуаций, провидцами, заранее всё знавшими и предупреждавшими окружающих, которые их не слушали и за это поплатились… в общем, сборищем всех возможных добродетелей.

Должно быть, на официальных плакатах он изображался примерно так.
Должно быть, на официальных плакатах он изображался примерно так.

Но комиссар Каин почему-то пишет о себе прямо противоположное. Если верить его записям, то буквально везде и всегда он думал исключительно о целости своей шкуры и о том, чтобы всеми способами держаться подальше от опасности. А подвиги свои совершал только будучи загнанным в угол, когда не было иного выхода. Каин сам себя называет ловким лицемером, которому удаётся одурачить всех окружающих, демонстрируя им образ бесстрашного героя, тогда как на самом деле… а кстати, что там было на самом деле?

Комиссар и его боевые товарищи.
Комиссар и его боевые товарищи.

Даже из самого «Архива Каина» видно, что комиссар Каин в каждой из своих миссий, где бы он не пребывал и чем бы ни занимался, неизменно оказывался в какой-нибудь заварушке. Его можно назвать живым воплощением принципа «в жизни всегда есть место подвигу». Допустим, один раз даже патологический трус может, оказавшись в критической ситуации, совершить героический поступок. Просто потому, что иначе он погибнет. Но не десять же раз подряд! Более того, репутация героя — самое последнее, что было бы нужно подлинному трусу. Очевидно же, что общепризнанного героя командование каждый раз будет посылать на самые трудные и опасные миссии. Да и все окружающие тоже будут ждать от него очередных героических поступков.

Хитрый и ловкий трус — таким Каин называет себя в своих мемуарах.
Хитрый и ловкий трус — таким Каин называет себя в своих мемуарах.

Однако комиссар Каин в своих воспоминаниях постоянно подчёркивает этот момент — что он лицемерно выставляет себя подлинным героем, и все вокруг этому верят. Верят потому, что его дела не расходятся с героическим образом. То есть, объективно, Кайфас Каин в самом деле является героем и в любых критических ситуациях спасает не только себя, но и тех окружающих, кого получается спасти. И самое главное — всегда выполняет возложенную на него миссию. А не сбегает, постфактум придумав себе какое-нибудь оправдание.

Каин и его денщик Юрген в виде фигурок.
Каин и его денщик Юрген в виде фигурок.

Не может не возникнуть вопрос — зачем Каин наговаривает на себя? Ведь не из психологического мазохизма же! В бою и вообще любой критической ситуации он всегда действовал не только мужественно, но также умело и умно, иначе не выжил бы. Стало быть, и тут у него тоже есть какая-то практическая цель. Но какая? Разоблачить официальный культ о героическом комиссаре, который сломя голову бросается навстречу любой опасности? Отчасти да, и это тоже.

3D-модель комиссара Каина.
3D-модель комиссара Каина.

Не стоит забывать, что свой архив записей Кайфас Каин редактировал будучи преподавателем Схолы Прогениум, то есть в качестве учителя. Эта схола готовила отборные кадры для Империума, в том числе будущих комиссаров. Воспитывать в учениках веру в Императора, беззаветную преданность Империуму и прочее подобное Каину не было необходимости, на этом и так строилась вся система обучения. Свою задачу как учителя Каин мог видеть в том, чтобы научить будущих комиссаров более приземлённым и вместе с тем полезным вещам, о чём он прямо пишет — что постоянно говорил своим ученикам о том, что комиссары, полагающиеся только на расстрелы и прочие карательные меры, долго не живут и поэтому абсолютно необходимо уметь находить общий язык со своими подопечными.

Ещё один портрет комиссара Каина.
Ещё один портрет комиссара Каина.

Любой герой, даже самый бесстрашный, иногда сомневается, колеблется и вообще задумывается. Причём такое с ним может внезапно случиться в самое неподходящее время — например, во время битвы. Если он не привык к подобному, то может поддаться страху, панике или просто слишком сильно нервничать и потому не сможет разумно оценить ситуацию и найти правильное решение. В результате он, скорее всего, погибнет. У комиссаров и командиров дело осложняется тем, что он не только погибнет сам, но и погубит своих подчинённых. Последствия же проваленной боевой задачи могут сказаться на целом боевом флоте, планете или даже секторе Империума.

Книги о жизненном пути комиссара Каина.
Книги о жизненном пути комиссара Каина.

Поэтому каждый имперский комиссар должен уметь справляться с любыми своими недостатками. Не прятать их, не отрицать перед самим собой, не лгать себе, что он-то героическая личность, и что ему не грозит проявить слабость или сомнение в любой критической ситуации. Нет, он должен отлично знать все свои самые негативные качества и уметь конструктивно использовать их. Весь «Архив Каина» по сути своей является развёрнутым учебником, наглядно демонстрирующим на реальных примерах из боевой биографии комиссара, как конкретно нужно применять свою трусость и прочие отрицательные черты характера, которые есть у каждого, для правильных действий в любой, сколь угодно запутанной и опасной ситуации.