В предновогодние дни обычно подводят итоги, строят планы на следующий год, отчитываются о случившемся и не-случившемся в жизни и рассказывают о подарках. А для меня подарком стал сам этот год – и трудный, и радостный одновременно.
Год пишем, пять в уме, потому что 2024-го не случилось бы без 2020-го, 2021-го и прочих очень сложных лет. Но мы прошли через них, пережили и вынесли важные уроки – каждый свои.
В 2020-ом я попрощалась с бизнесом – вошла в число тех редких предпринимателей, которые смогли удержаться в турбулентных российских условиях больше десяти лет. На тот момент число не дотянувших до заветной цифры превышало 98 процентов, о чем с удивлением рассказал младший сын после лекций по экономике. Сейчас наверняка эта цифра еще выше.
Я передала агентство своему заместителю. Мы проработали бок о бок с первого дня, и я знала, что Наташа меня не подведет, не уронит репутацию дела, которому отдано так много времени, плюс будет обеспечена надежным куском хлеба – у меня не останется чувства, что я ее бросила, выгнала на улицу ни с чем. Решение было принято до ковида, о своем уходе я предупредила за полгода.
Оставить агентство (простите, не буду останавливаться на специфике нашей работы, мне нужно дозреть до этого решения, да и для сегодняшнего рассказа это не важно), так вот, оставить агентство уговорил муж. Он настаивал на том, что мне пора сменить род занятий, потому что видел то, чего не хотела признавать я: такая нагрузка больше не по силам, я выгорела, я тоскую, и это не приносит той радости, азарта и удовлетворения, что на первых порах.
Я долго сопротивлялась. Мне казалось, что это временные трудности, что нужно просто поднапрячься (хотя куда уж больше...), и вообще я еще ого-го: все преодолею, все смогу. Триггером послужил обычный поход в кафе "Шоколадница". Я настолько была постоянно сосредоточена на работе, круглосуточном общении с клиентами, хождении по одним и тем же темам, что когда официант произнес дежурную фразу: "Что будете заказывать?", я зависла.
Я не знала, как это сказать. Возможно, именно так выглядит "белый лист" у артистов, когда во время выступления начисто забывается вызубренный наизусть текст, оттарабаненный на множестве спектаклей.
"Что будете заказывать?" – а в ответ пустота...
Вот в этот острый момент, когда ты, филолог по образованию, университетский преподаватель кафедры литературы в анамнезе, для кого владение языком всегда было не просто профессиональным навыком, а самой жизнью, и вдруг не можешь связать два слова и назвать блюдо из меню – в этот момент я отчетливо поняла, что если не уйду, то потеряю себя. Да, останусь прекрасным генеральным директором отлично работающего, уважаемого бизнеса, но попрощаюсь с собой.
И я ушла. Много раз позже я спрашивала себя, жалею ли об этом решении, и прислушивалась к внутренним ощущениям, чтобы честно ответить на этот вопрос. Нет, не жалею. Все сделала правильно.
Я всегда хотела писать, и у меня получалось: еще во время учебы в школе мои статьи и стихи начали печатать в крупной областной газете, а после окончания пригласили работать там же. После года работы я поступила на филологическое отделение пединститута и уехала в Москву. А еще через год вышла замуж.
Учеба, муж, дети, работа – возможностей что-то писать оставалось все меньше. Время от времени я пыталась бороться: отправляла статьи в медиа, записывалась на курсы писательского мастерства, но потом из-за новых обстоятельств все снова сходило на нет.
Тяга к писательству прорывалась в самые неожиданные моменты. Например, как-то я участвовала в дизайнерской выставке в сотрудничестве с журналом "Мезонин". Для оформленного стенда нужно было сделать описание. У меня это были четыре стихотворные строчки – придумались именно для проекта.
Спустя несколько лет позвонил мужчина, который нашел мой телефон через журнал, и спросил, авторские ли это строки? И когда я подтвердила, что это мое стихотворение, начал допытываться, где можно почитать что-то еще. Почитать было негде – я ничего особенно не писала и тем более не печатала.
Меня потрясла его реакция: он очень расстроился, и это было искренне. "Ну, что же вы так, вам надо писать, не бросайте!" – сказал он. Я что-то промямлила в ответ, на чем разговор и закончился. Но я его запомнила.
В каком-то смысле отдушиной стали посты о работе агентства. Более того, о нас – крошечном, никому не известном коллективе, и узнавали именно по этим постам, они срабатывали лучше любой дорогой рекламы, в которую мы поначалу вкладывались. Я просто писала о каких-то курьезных случаях, обычных рабочих моментах, и к нам начинали обращаться те, кому понравилось об этом читать, кто поверил человеку, стоящему за написанным.
Опыт общения в соцсетях и привел меня на Дзен в 2021-ом, но об этом я расскажу в следующей статье.
Не знаю, интересно ли вам читать подобные материалы на канале – они выбиваются из обычных наших тем. Буду благодарна, если поделитесь в комментариях.
С наступившим 2025 годом! Благополучия, удачи и здоровья!