Найти в Дзене
Mixed Arts

Почему у каждой известной женщины теперь есть книжный клуб? Разбираемся на примере Дакоты Джонсон и компании.

Мартовский коллаж The Cut — те, кто пропагандирует литературу в 2020-х.
Мартовский коллаж The Cut — те, кто пропагандирует литературу в 2020-х.

Эмили Гулд из онлайн-издания The Cut в марте прошлого года решила разобраться в феномене нового времени.

Давайте начнем с Дакоты Джонсон. 30-летняя красавица-актриса в Голливуде может себе позволить многое. Она выросла в богатстве, ее родители — влиятельные американские актеры Дон Джонсон и Мелани Гриффит, которые в годы, когда Дакота была школьницей, переживали лучшие периоды своих карьер. Они наградили дочь star power — пониманием себя как настоящей звезды, которая освещает мир одним своим присутствием. От папы ей досталось циничное чувство юмора — в начале года Джонсон лихо поставила на место телеведущую Эллен Дедженерис, когда та попыталась обыграть свое отсутствие на праздновании 30-летия Дакоты. Последняя сказала, что Эллен, конечно же приглашали, и ошеломленная ведущая на ходу, разумеется, не смогла это проверить. А рядом с Джонсон был директор, который поддакнул.

Дакота Джонсон реалистично относится к своим актерским способностям и любит давать интервью. В них она естественна и очаровательна. Часто она смотрится лучше, чем на экране. В интервью для Bustle, вышедшем в минувший вторник, она объявила о запуске своего книжного клуба «TeaTime» и представила первую книгу для обсуждения — «Страна красоты» Мари-Хелен Бертино. Текст публиковался в январе прошлого года издательством FSG и рассказывал о девушке из рабочего класса по имени Адина, которая родилась в 1977 году и вскоре начала каждую ночь встречаться с пришельцами из другой галактики. Они использовал ее, чтобы собирать информацию о жизни на Земле.

Немного странный выбор, не правда ли? Но очень типичный для Дакоты Джонсон — «королевы детей знаменитостей» (также известных как nepo baby). Она не только заставляла Эллен Дедженерис выглядеть нелепой. Она же, например, легко утверждала, что обожает лаймы и имеет на них аллергию, она категорически отказывалась рекламировать свой блокбастер прошлого года «Мадам Паутина», но при этом с удовольствием бросилась обсуждать свой книжный клуб. Затею, как выяснилось, исключительно модную.

«Мы читаем большую литературу, а не всякие глупости. Мы не на пляже, — рассказала Джонсон Bustle. — Автор может не быть женщиной, но при этом мы беремся всегда за женские истории. У нас много книг от дебютантов».

Книжный клуб TeaTime Дакота планирует использовать для того, чтобы принести в социальные сети немного серьезности. «Наступает время углубленных знаний, — сообщает Джонсон. — То, что все разбираются в сыворотках для лица, мы по социальным сетям уже поняли». Затем актриса, впрочем, добавила, что тоже любит сыворотки для лица.

Что и говорить, Дакота Джонсон умеет заинтриговать. Почему же так много актрис стремятся стать «книжными инфлюенсерами»? Для Джонсон дело не только о материальной выгоде: она пока не выкупила права на «Страну красоты», хотя уже размышляет о том, как бы ее адаптировала. Конечно, придется повозиться. («Я знаю, что компания Марго Робби экранизирует «Мой год отдыха и релакса» Отессы Мошфег. Но как, черт возьми?). Наверное, нужно просто рискнуть своими деньгами, Дакота, не иначе.

А деньги в этом деле, конечно, есть. Риз Уизерспун оказалась самой проницательной в монетизации своего вкуса , создав бизнес, в котором ее рекомендации публикуются в виде ежемесячной рассылки и на отдельном сайте. Эти книги затем адаптируются продюсерской компанией «Hello Sunshine», которую Риз недавно продала группе Blackstone за 900 миллионов долларов. Превращение книг, прошедших оценку и анализ в клубе Уизерспун, в фильмы и телешоу — явно основная цель актрисы.

Риз также использует образ увлечённой книгами женщины, чтобы улучшить свой имидж. Статус влиятельной звезды-гуру с особым влиянием в индустрии дает Уизерспун удобную стартовую площадку для начала следующей главы в своей карьере, ведь для 47-летних актрис статусных ролей с мощным гонораром не так уж, чтобы и много.

Дуа Липа, две Эммы (Робертс и Уотсон), Сара Мишель Геллар и Флоренс Уэлч (другие девушки с коллажа The Cut) — все они либо имеют собственные книжные клубы, либо просто рекомендуют книги. Наиболее увлеченной, похоже, является Эмма Робертс, которая управляет продюсерской компанией «Belletrist» вместе с Карой Прейсс.

Основанный, как и уизерспуновский «Hello Sunshine», в 2017 году, «Belletrist» также является продюсерской компанией и успешно адаптировал две из своих ежемесячных рекомендации в сериалы: «Первое убийство» для Netflix и «Соври мне» для Hulu (о которых слышали немногие, но сам факт превращения относительно новой книги в контент для стриминга похвален).

Ситуации на фото, для которых подбирают литературу «книжные консьержи».
Ситуации на фото, для которых подбирают литературу «книжные консьержи».

«Belletrist» любит щегольнуть хорошим вкусом в литературе и только новинками не ограничивается. Например, они выбирали для рекомендаций «Секс и ярость» Ив Бабитц, а также сборник рассказов Ширли Хаззард. В этой творческой группе Прейсс явно выполняет более значительную часть работы, но деятельности компании в целом делает Робертс в глазах своих поклонников и тех, кто интересуется кино в принципе, куда более серьезной женщиной. «Актрисе, увлеченной хорошей литературой», значительно проще выйти из густой тени своей более знаменитой тети — Джулии Робертс.

Книга украшает. Многие знаменитости просто любят фотографироваться с книгами, причем обязательно качественными. В эту категорию попадают интернет-персонажи, которые обычно зарабатывают на своей красоте, но хотят показаться чуть глубже. Это Кайя Гербер (дочь Синди Кроуфорд) и Кендалл Дженнер (представительница клана Кардашьян). Формально у Гербер есть «книжный клуб» — она говорит о литературе в прямых эфирах своих социальных сетей с такими, например, экспертами, как Эмили Ратаковски. Также Кайю постоянно фотографируют с книгами. Замечены произведения Долли Олдертон и Анни Эрно. Дженнер в компоненте откровенных фото с книгой, конечно, Гербер оставляет позади, но выбор литературы в целом не уступает. Нередко она в кадре с редкими книгами независимых издательств.

Отборная литература на полке Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе».
Отборная литература на полке Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе».

В 2019 году автор одной из этих книг Дарси Уайлдер решила выяснить, как Кендалл оказалась на одном фото с ее мемуарами «Literally Show Me a Healthy Person» и обеспечила тем самым ей солд-аут на Amazon. В посте Дженнер была отмечена поэтесса Эшли Гонсалес. Она и была «книжным консьержем» Дженнер, отвечающим за то, чтобы снабжать модель и звезду реалити-шоу подходящей для публикации в соцсетях литературой. Эти книги часто украшались аннотациями с помощью бирюзовых стикеров Post It.

Но действительно ли благословление в соцсетях способствует росту продаж, как это произошло с книгой Уайлдер после публикации фотографии с Кендалл Дженнер?

Эксперты считают, что это скорее приятный бонус. Мощный рост продаж от них не зависит, но создается ощущение важности произведения в текущий момент времени. Таким образом подчеркивается, что издание вызывает интерес. В первую очередь снимки звезд с книгами — это давление на тех, кто книгу напечатал и должен удвоить свои усилия по рекламе и продвижению.

Также отмечается, что ранее клубы Опры Уинфри и Риз Уизерспун могли реально двигать в продажи, но сейчас рынок настолько перенасыщен и находится в столь удручающем состоянии, что рекомендации не работают.

Дакота Джонсон. Так проиллюстрировано ее «книжное» интервью Bustle.
Дакота Джонсон. Так проиллюстрировано ее «книжное» интервью Bustle.

Рабочая теория по поводу звезд и книжных клубов довольно цинична. Знаменитости обычно используют книги, чтобы добавить к своему — часто всем надоевшему — образу новый слой. Книги — это новые сумочки. Создание образа интеллектуала — хороший способ перейти к ролям другого типа, перевернуть страницу в карьерном резюме.

Что касается лично Дакоты Джонсон, то тут, разумеется, на первом месте блажь. Она ведет книжный клуб просто потому, что ей так хочется. Если ни к чему не приведет — не убудет, если благодаря книжному клубу появится кино — тем лучше. Ее решения должны быть парадоксальны, ими и останутся, потому что спонтанные идеи — часть образа Дакоты. Она — агент хаоса, но в хорошем смысле этого слова.

Если вас вдруг заинтересовали необычные грани таланта Дакоты Джонсон, можно почитать заметку про экспериментальный фильм с ее участием «Мотель «Нигде» и посмотреть саму ленту.