Когда снимаешь амбициозный фильм о рок-музыканте, легко впасть в отчаяние и наворотить дел. Именно об этом в довольно изощренной форме рассказывает Билл Бенц в своей картине «Мотель «Нигде». Именно Билл помог реализовать проект продюсерам картины — старой знакомой по сериалу «Портландия» Кэрри Браунштейн и певице Сент-Винсент. О дуэли подруг-гитаристок в «Мотеле» собственно и идет речь
Текст: Александр Кондуков
«Мотель «Нигде» — это такой ответ «Шоугелз» Пола Верховена со стороны фем-инди-рока. В мире девушек с гитарами тоже есть место дружбе, соперничеству и планомерной борьбе со скукой. Вся жизнь у Энни и Кэрри (как у Номи с Кристал) очень похоже строится вокруг перформанса, однако до полутора часов вечером еще надо как-то дотянуть. Например, заняться съемками очень откровенной документальной кинокартины.
Энни Кларк, она же Сент-Винсент, яркая американская девушка из провинциальной Талсы, штат Оклахома. Как Энни ее знают только фанаты — даже страничка на КиноПоиске ведет на совершенно другую красотку. Но как Сент-Винсент она вполне известна. У нее образ футуристического андроида с черным каре, она исполняет поп-песни с индустриальным оттенком, холодно и нервно одновременно. Многим девушкам нравится.
Кэрри Браунштейн — обладательница живой мимики, королева женского арт-панка из группы Sleater-Kinney. Невротизм — это тоже ее конек. Но в жизни Кэрри есть место не только рок-н-роллу. Благодаря ее сериалу «Портландия» американский город из штата Орегон стал столицей хипстеров. Сюда потянулись бородатые модники с татуировками на шеях.
По сюжету фильма Кэрри должна снять о своей подруге Сент-Винсент некий документальный опус. Мешает то, что в жизни героиня будущей ленты — занудная любительница компьютерных игр, которая на гастролях оживляется только на сцене. Там она в латексе и со смазанной помадой.
Авторы ленты намекают, что без драмы творческий процесс Сент-Винсент обычно стоит на месте. Именно в этот период — на гастролях в поддержку альбома «Masseduction» — нам и показывают скучающую Энни Кларк. Ее возят на лимузине, у нее в постели Дакота Джонсон, а каждое слово пишут на диктофон. Но трагедии и паники для творчества недостаточно.
Несмотря на то, что фильм яркий и там есть забавные эпизоды, пародирующие ленты Линча и Гринуэя (помните кто это? сразу определена и возрастная группа), рекомендовать к просмотру «Мотель «Нигде» мы можем только беспокойным девушкам при наличии времени.
Ниже кое-что о лучших качествах «Мотеля «Нигде». Удивительным образом его показывают в русских кинотеатрах, еще есть шансы увидеть картину на большом экране и посмотреть на тех, кто пришел на сеанс. Поверьте нашему опыту, они тоже будут удивлены вас там увидеть.
1. Это откровенный ЛГБТ-фильм с рейтингом 18+. Как и упомянутая картина «Шоугелз», «Мотель «Нигде» отлично вписывается в категорию «полуночное кино». Значит, можно отбросить свои пожелания в части хорошего вкуса и требования по вопросу реалистичности происходящего. В роли гастрольной музы Энни Кларк фигурирует цветущая актриса Дакота Джонсон. Это намек на отношения певицы с Карой Делевинь и Кристен Стюарт. Каре и Кристен передан бучистский привет — как ясно из ленты, девушки мешают творческому процессу Энни Кларк, в их присутствии новые песни сочинять ей тяжело, практически невозможно.
2. «Мотель «Нигде» не претендует на лишнюю аудиторию. Это абсолютно фанатское кино в том смысле, что поступки героев и героинь никак не объясняются, а поклонник должен был просто терпеть и быть счастливым в компании богинь инди-рока. Кроме того, подобный подход создает для зрителя комфортный внутренний вакуум. Наблюдая за гротеском, не требующим объяснений, можно с большим юмором осмыслить те неожиданные решения людей, с которыми вам приходится ежедневно сталкиваться в реальной жизни. На экране все безопасно.
3. «Почему не получилось написать сочинение?». Особо одаренные дети в школе иногда сдают сочинения, построенные против технического задания, выданного педагогом. Тут складывается ощущение, что изначально идея была снять мокьюментари, но потом что-то пошло не так и начало получаться слишком эксцентрично, эдакое «масло масленное». Из-за этого в фильме есть куски реальных концертов Сент-Винсент, которые являются хорошей рекламой. На таком точно стоит побывать.
4. Жанр Д'Арк. Стандарты качества концертных фильмов гораздо ниже, чем у мокьюментари, лучшие их которых считаются классикой («Это — Spinal Tap» Роба Райнера, «Поп-звезда: не переставай, не останавливайся» с Энди Самбергом). По комедийным меркам «Мотель» к ним близок. Браунштейн и Бенц имеют богатый опыт по созданию скетчей для «Портландии», и тут тоже имеется кое-что интересное. Например, все, что касается процедур увольнения, личных разрывов и вообще всяких нарушений зон комфорта. Не случайно картина начинается с комического эпизода в лимузине, по итогам которого от зануды Энни сбегает водитель. Конечно, после этого Кларк рисуется мученицей, рок-Жанной Д'Арк.
5. Зеркальная болезнь. Как известно, девушки и особенно артистки очень много проводят перед зеркалами. Много отражений, много странных ракурсов. Возможно, даже лишних и недостойных упоминания. В «Мотеле» про ракурсы и столкновение с собственным затылком (буквально) сказано довольно много. Случай Энни Кларк вообще настолько клинический и глобально фейковый, что мы приведем пример Дэвида Бирна, который много работал с артисткой и даже ездил в совместный тур. Позже Дэвид признался, что так и не понял Кларк по-настоящему. Поэтому и задача Кэрри Браунштейн, которая пытается узнать подругу получше и начинает ее тихо ненавидеть, была в том, чтобы на собственном примере продемонстрировать тщетность попытки осознать творческий процесс другого человека по-настоящему.
Часто люди искусства состоят из сплошных отражений, и истина заключается в том, что искать правдивое в системе зеркал надо на зеркальной фабрике, а не в ходе гастрольного тура, когда артисту врать и выделываться приходится каждый вечер примерно по полтора часа.