Найти в Дзене
ЗАГАДКИ ВЕКОВ

А можно было спасти Пушкина после дуэли и как он умер

Можно ли было, скажем так, вытащить Пушкина из лап смерти после той злополучной дуэли? Если бы подобное ранение случилось сейчас, шансы выжить составляли бы, пожалуй, больше 80%. Сегодня смертность при подобных травмах колеблется в районе 17%, что довольно низко. Но вот вопрос — могли ли медики того времени сделать что-то, чтобы спасти поэта? Попробуем разобраться. Кстати, есть весьма подробное исследование Михаила Давидова под названием «Дуэль и смерть А.С. Пушкина глазами современного хирурга». В нем, если честно, вся эта история буквально разложена по полочкам и расписана чуть ли не поминутно. Давидов взглянул на ситуацию через призму сегодняшней медицины. И тут, между прочим, секундантам предъявляют целую гору претензий. Например, никто не провел должного осмотра участников дуэли перед её началом. Это дало повод подозревать, что Дантес мог спрятать под одеждой кольчугу или что-то вроде кирасы. Ведь пуля, задев мягкие ткани поднятой руки, попала в пуговицу на груди, сломала пару реб

Можно ли было, скажем так, вытащить Пушкина из лап смерти после той злополучной дуэли? Если бы подобное ранение случилось сейчас, шансы выжить составляли бы, пожалуй, больше 80%. Сегодня смертность при подобных травмах колеблется в районе 17%, что довольно низко. Но вот вопрос — могли ли медики того времени сделать что-то, чтобы спасти поэта? Попробуем разобраться.

Последний выстрел А. С. Пушкина (1869). Художник Волков Адриан Маркович (1827 - 1873)
Последний выстрел А. С. Пушкина (1869). Художник Волков Адриан Маркович (1827 - 1873)

Кстати, есть весьма подробное исследование Михаила Давидова под названием «Дуэль и смерть А.С. Пушкина глазами современного хирурга». В нем, если честно, вся эта история буквально разложена по полочкам и расписана чуть ли не поминутно. Давидов взглянул на ситуацию через призму сегодняшней медицины. И тут, между прочим, секундантам предъявляют целую гору претензий. Например, никто не провел должного осмотра участников дуэли перед её началом. Это дало повод подозревать, что Дантес мог спрятать под одеждой кольчугу или что-то вроде кирасы. Ведь пуля, задев мягкие ткани поднятой руки, попала в пуговицу на груди, сломала пару ребер, но не нанесла серьёзных повреждений.

Что касается самого Пушкина, то его состояние сразу после выстрела стало, мягко говоря, критическим. Кровь буквально хлестала, пропитывая одежду и окрашивая снег. Первая помощь, по всем канонам, должна была включать в себя перевязку раны, обработку антисептиками и максимально бережную транспортировку в медицинское учреждение. Но, как вы понимаете, ничего из этого сделано не было.

Особенно стоит отметить, что секундант Данзас, мягко выражаясь, проявил чудовищную халатность. Он даже не подумал позвать врача или взять с собой хотя бы какие-то бинты и медикаменты. Позже он объяснял это тем, что его, мол, срочно назначили секундантом, и времени на подготовку не хватило. Однако это, как говорится, слабое оправдание.

Дальше — больше. Кровотечение никто не остановил, а рану даже не попытались обработать. Носилок, конечно, тоже не оказалось. Раненого буквально волоком тащили по снегу на значительное расстояние, оставляя за ним кровавый след. Потом догадались положить его на шинель, что хоть немного облегчило задачу. Но, как говорится, время уже было упущено. В какой-то момент даже пришлось разбирать забор, чтобы подогнать сани — до такого доходило.

Дуэль Пушкина с Дантесом. Картина А. А. Наумова. 1885.
Дуэль Пушкина с Дантесом. Картина А. А. Наумова. 1885.

Кровопотеря на этапе транспортировки составила около двух литров, что сейчас не считается смертельным. Но тогда ни переливания крови, ни других способов восполнить её объем не существовало. Это, конечно, ставило крест на любых попытках спасения.

Кстати, вместо того чтобы везти Пушкина в больницу, его доставили домой. Объясняли это тем, что сам раненый, мол, так захотел. Но разве можно спрашивать человека в состоянии шока? Тут явно нужно было включать здравый смысл, но, увы, никто этого не сделал. Более того, ходили слухи, что таким образом пытались избежать огласки, ведь дуэли были запрещены. Но, честно говоря, лучше бы потом разбирались с властями, чем так.

Первые врачи, прибывшие к поэту, были, мягко говоря, не по профилю. Например, профессор Шольц оказался акушером, а не хирургом. Хотя, если подумать, лучше уж акушер, чем вообще никто. С ним приехал хирург Задлер, который до этого перевязывал руку легкораненому Дантесу. Позже к лечению подключились лейб-медик Арендт и домашний доктор Спасский. Арендт, как самый опытный, взял на себя руководство процессом и прямо сказал, что рана безнадёжна.

Д. Белюкин "Смерть Пушкина" 1986
Д. Белюкин "Смерть Пушкина" 1986

Методы лечения, кстати, тоже вызывают много вопросов. Раненому в живот человеку сделали клизму — по тем временам это считалось нормальной практикой. Но самое странное — это использование пиявок. Потерявшему два литра крови Пушкину поставили до 50 штук, что добавило ещё пол-литра кровопотери. Лечебный эффект в данном случае был, мягко говоря, сомнительным.

Кроме того, никто даже не подумал проверить, не повреждены ли кости таза или крестец. Пациента с раздробленными костями постоянно перекладывали для проведения манипуляций, что причиняло ему адские муки. Единственное, чем пытались облегчить боль, — это опиум.

В итоге у Пушкина развился перитонит, который быстро поставил точку в этой трагической истории. Поэт прожил после ранения всего 46 часов. А вскрытие, между прочим, тоже было проведено с нарушениями. Владимир Даль, который его проводил, ограничился поверхностным осмотром и даже не нашел пулю. О своих выводах он написал только спустя 24 года.

Посмертная маска Пушкина, сделанная под наблюдением скульптора С. И. Гальберга
Посмертная маска Пушкина, сделанная под наблюдением скульптора С. И. Гальберга

В общем, если подытожить, вся эта история — череда грубейших ошибок и недосмотров. Это, кстати, породило множество теорий, что дуэль была спланированным убийством. Вполне возможно, что в этом есть доля правды.

Что касается наказания, то оно, мягко говоря, оказалось символическим. При Николае I дуэли считались тяжким преступлением, и Дантеса с Данзасом приговорили к смертной казни. Но позже приговор смягчили: Дантеса разжаловали и выслали из страны, а Данзас отделался двухмесячным арестом. В результате никто за смерть Пушкина серьёзно не пострадал.

Если смотреть с позиции современной медицины, мы можем сколько угодно осуждать врачей того времени. Но не стоит забывать, что лечили Пушкина по меркам своей эпохи. Учитывая все ошибки, допущенные секундантами, шансов у поэта практически не было.

Покойся с миром, Александр Сергеевич!